Авторынок насыщен игроками разного уровня компетенций и порядочности. Случается, что покупка машины оборачивается целым комплексом проблем, в том числе и финансовых.
О том, как купить именно то, за что ты платишь, и не разочароваться в приобретении, размышляет Сергей Сухонос, управляющий директор автосалона «Центральный Премиум».
Нынешний авторынок сильно отличается от того, каким он был, скажем, 20 лет назад. Онлайн-платформы, сервисы проверки и т. п. — все это, по идее, должно сильно упрощать процесс покупки. В том числе и в плане безопасности. Между тем, насколько я понимаю и вижу, проблема никуда не ушла?
— Увы, не ушла. Да, количество недобросовестных игроков снизилось, откровенного мошенничества как будто нет. Тем не менее сценарии авантюр на автомобильном рынке присутствуют. «Предприимчивые» продавцы остались. Знаете, тот, кто хочет обмануть и нажиться на этом, будет искать способы реализации своих «планов».
Так получилось с VIN-номерами, к примеру. Речь идет об уникальном номере, идентифицирующем конкретный автомобиль. Он, как ДНК человека — другого такого нет. Отслеживает всю историю машины: попала она в ДТП, приехала на СТО, прошла техосмотр — номер фиксируется, а к нему привязываются и все события, которые происходят с авто. Допустим, автомобиль попал в аварию. Естественно, этот факт сказывается на стоимости. Чтобы не потерять эту разницу, «предприимчивый» продавец идет на следующую уловку: находит аналогичный автомобиль, получает его VIN и использует его при размещении объявления о продаже автомобиля.
Также надо учитывать, что ни один отчет не расскажет полностью о техническом состоянии автомобиля. В нашем автосалоне все автомобили проходят техническую диагностику, кроме того, по желанию клиента мы всегда готовы предоставить автомобиль для диагностики в специализированных сервисах.
Подождите… Допустим, недобросовестный продавец подменил VIN-номер в объявлениях, но на кузове-то номер другой — родной?
— Совершенно верно. И это загадочный для меня момент. Покупатель, условно говоря, приезжая уже с деньгами, как правило, не сверяет присланный ему продавцом VIN с тем, который указан на кузове. А бывает, что и ПТС (паспорт транспортного средства) игнорирует. С одной стороны, это можно объяснить тем, что человек, найдя фактически идеальную машину, в голове у себя ее уже купил и пребывает в некоторой эйфории. С другой — такие мошенники, как правило, хорошие манипуляторы, они подталкивают покупателя к принятию не самых взвешенных решений. Итог — человек отдает деньги, уезжает довольным, а когда машина начинает вести себя не совсем адекватно, наконец загоняет ее в сервис. И тут выясняется, что состояние автомобиля другое и, разумеется, не соответствует цене. Рекомендую тщательно сверять VIN, присланный продавцом, с тем, который указан в ПТС и на кузове. И, кстати, еще до личной встречи с продавцом можно запросить у него видео с VIN машины в режиме видеозвонка.
В премиальном сегменте такие истории тоже случаются?
— Едва ли не чаще, чем в среднем и бюджетном. Потому что разница в цене на хороший автомобиль и автомобиль с сомнительной историей куда более чувствительная. Собственно, поэтому мы всегда сверяем все VIN на поступающих в продажу автомобилях, будь то привезенные нами из других стран или сданные по программе trade-in. В общем, подлог VIN-номеров — это сегодня довольно распространенный способ обмана покупателей. Но есть и другие. Например, машину после ДТП ремонтируют не в официальном сервисе. Никаких записей в отчете после такого ремонта не появится. А после авто пытаются продать как целое. Так что не стоит доверять только отчетам, лучше проверить еще и аппаратно. Мы, кстати, делаем это со всеми автомобилями, которые к нам приходят. Можем также привлечь сторонних экспертов, если возникают сомнения.
С какими еще способами обмана можно столкнуться?
— Как ни странно, продажа по цене ниже официальной, но только в кредит. Очень распространенная схема. Как правило, этим грешат автосалоны. Берут у дилера машину по обычной цене, но у себя выставляют ниже на 20…40%. Однако в конечную цену покупки будут добавлены многочисленные дополнительные услуги и компоненты (страховка жизни, карты помощи на дорогах, аксессуары по завышенной цене и прочее), а чтобы покупателя цена не испугала, используется кредит. Клиент видит машину по цене, дешевле рыночной, да и оплачивать сразу не нужно, при этом огромная переплата «спрятана» в тексте кредитного договора. На самом деле потребитель по итогу заплатит существенно больше реальной стоимости.
Снова социальная инженерия…
— Совершенно верно. Поэтому я не устаю повторять: покупая автомобиль, нужно быть в предельной осознанности и не давать эмоциям превалировать над здравым смыслом. Иначе будут неприятные последствия. Мы это видим, когда к нам пригоняют автомобиль в trade-in или выкуп, а там остаток по кредиту больше, чем стоимость самой машины, при этом собственник уже долгое время выплачивал кредит. Наша политика следующая: клиент должен купить авто по той цене, которую он видит на ценнике. И неважно, какой будет форма оплаты автомобиля: наличные, в кредит или по программе trade-in.
С приходом в нашу жизнь параллельного импорта не появилось новых схем обмана?
— Новых, пожалуй, нет. Актуализировались старые. Например, активно начали подменять год выпуска автомобиля. Важно понимать: пока автомобиль не стоит на регистрационном учете в ГИБДД, его как бы нет. Ни один сайт спорить с вами о годе выпуска не будет. Периодически продавцы этим пользуются, отнимая от возраста автомобиля примерно год...два. А это бывает очень важно. Например, авто, выпущенное в 2011, по цене 1 млн рублей может быть не в рынке, а в 2012 — уже вполне себе. А еще бывает, продавец говорит, что машина выпущена в 2012, но эксплуатируется с 2014. Причем доказать это с автомобилями, впервые проданными за рубежом, невозможно. Но люди верят. Их даже не смущает то, что машину — новую — якобы не могли продать два года. Что с ней не так? И тут опять та же мотивация: хочется машину посвежее, «я сам обманываться рад».
Кстати, еще один вариант переплаты — приобретение машины, ввезенной в РФ как «другая категория» или по каким-то квотированным программам (например, для инвалидов). Схему применяют те, кто не хочет платить в полном объеме утильсбор или таможню. Но заплатить все равно придется, правда, уже не продавцу, а покупателю. Так что надо тщательно проверять еще и таможенные документы.
Вообще, уловок, к которым прибегают недобросовестные продавцы, чтобы повысить ценность машины, довольно много. Кто-то заявляет более дорогую комплектацию (или, например, автомобиль имеет передний привод, а указывают полный). Специалист поймет подвох, а обычный человек — нет. Такое, кстати, вполне может происходить и без умысла, по незнанию. Но от этого покупателю не легче. По-прежнему сматывают пробег, хотя эта манипуляция после появления отчетов вроде бы не имеет смысла. Но раз делают, значит, есть результат. Существует множество схем обмана при продаже автомобилей, завезенных из других стран, но об этом мы расскажем в следующей статье, посвященной параллельному импорту.
Правильно ли я понимаю, что ситуация с обманом на авторынке обострилась в последние два года?
— Обманывали и раньше, но тогда, чтобы подстраховаться, можно было пойти к официальным дилерам за новым гарантийным автомобилем. Сейчас их нет. И количество продаж с рук сильно выросло. А с ним и риски наткнуться на мошенника. Нашим покупателям проще, поскольку многие из них являются постоянными клиентами и знают о наших принципах и подходах, главным среди которых за все время существования нашего автосалона остается честность в отношении с клиентами. Человек должен четко и достоверно понимать, какой автомобиль он покупает, какова его реальная стоимость, насколько совпадают цена и качество.
реклама LjN8KAgMp ООО «Сибавто»,