Крупные торговые интернет-площадки активно идут в регионы. Однако, чтобы эффективно осваивать их, площадкам понадобится апгрейд местной логистики, которая сегодня не готова к игре по новым правилам.
Региональный интерес
Интернет-торговля, а с нею и маркетплейсы, завоевывают все большую популярность у потребителей. Так, по оценкам агентства Data Insight, на которые ссылается Forbes, в 2023 объем продаж через интернет вырос более чем на 36% и превысил 7,9 трлн рублей, а количество заказов выросло на 76% — до 4,5 млрд.
Растет этот рынок неравномерно: все большую роль в этом процессе играют регионы, в том числе и Сибирь. Так, по данным OZON, которыми компания поделилась с порталом DK.RU, если по всей России оборот сейлеров на площадке за 2023 вырос в 2,3 раза, то по СФО — в 2,6. Неудивительно, что маркетплейсы все настойчивее поглядывают в сторону не Центральной России как на точки формирования спроса.
Насколько готовы регионы (и в частности Красноярский край) к такому вниманию со стороны маркетплейсов, обсуждали на недавнем бизнес-завтраке, который провела красноярская редакция «Делового квартала» совместно с Индустриальным парком «Красный Яр». В диалоге приняли участие как селлеры и эксперты по e-commerce, так и представители логистических компаний.
Все собравшиеся сошлись во мнении: маркетплейсы — крайне важная составляющая сегодняшнего бизнеса, и у предпринимателей есть серьезный запрос на попадание туда. Официальные цифры это подтверждают. В прошлом году число селлеров, торгующих, к примеру, на «МегаМаркете», увеличилось на 95%, а на Wildberries — на 22%.
— На примере Красноярского края хорошо видно, что у предпринимателей из регионов есть высокий спрос на вход в маркетплейсы. Ежегодно к нам обращается множество желающих попасть на эти площадки и работать на них, — рассказала Анна Пономаренко, руководитель краевого Центра поддержки предпринимателей (подразделение центра «Мой бизнес»).
Помочь всем в ЦПП не могут: это госорганизация, и работает она в рамках выделенного бюджета, а количество заинтересованных кратно превосходит этот объем. В итоге в среднем помощь получают около 20 предпринимателей в год, их регистрируют, подключают к актуальным акциям маркетплейсов и два месяца сопровождают. Но даже это не гарантирует того, что предприниматель останется на платформе.
— В первую очередь это касается самозанятых. Сегодня им интересно одно, завтра — другое. Изготовили они товара на 3…4 месяца, продали его, и все. С другими формами ведения бизнеса ситуация стабильнее: зайдя на маркетплейс, они продолжают работать и учиться им оперировать, чтобы получать максимальный оборот, — рассказывает эксперт.
Неуравновешенный рынок
Выход на маркетплейсы не панацея и не гарантия заработка, отмечает Ульяна Гельбова, директор компании Daily Wines (безалкогольное вино). Причина в том, что на маркетплейсах постоянно происходят разного рода изменения, уследить за которыми бывает сложно.
— Сама сфера очень динамичная. Здесь много новшеств. Только ты к чему-то приспособился, научился в этом зарабатывать, как правила меняются. И как это отразится на твоей маржинальности, большой вопрос. А ведь многие просто ее не считают и наверняка работают в минус. Потому и вылетают.
Поддержала Гельбову и Наталья Андреева, бизнес-стратег, который также помогает предпринимателям заходить на маркетплейсы и работать на них. Она обратила внимание на то, что существует несколько моделей работы с такими площадками, и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Одним из самых ярких примеров разницы подходов может служить складской вопрос (фулфилмент) — хранить ли товары у себя на складе (FBS) или на складе маркетплейса (FBO).
— В первом случае тебе не нужно переплачивать за хранение, ты сам собираешь заказ, отдаешь доставщику, и он уже отвозит его покупателю. Но тут нужны люди, которые сегодня в дефиците. Во втором случае — да, ты платишь, но все заботы по сортировке, упаковке и доставке товаров берет на себя маркетплейс. Однако только попробуй вовремя не пополнить запас на складе (а в условные Часы Пик, например, в предпраздничные дни, он может вымываться очень быстро), как попадешь на серьезные штрафы. И это только один пример, — говорит г-жа Андреева.
В связи с динамичностью условий работы маркетплейсов немаловажным, по мнению экспертов, является и вопрос балансировки каналов продаж. Мнений по этому поводу было несколько, но если резюмировать, то они свелись к одному выводу: все очень сильно зависит от сферы деятельности предпринимателя и актуальной акционной ситуации. Например, на OZON сейчас активно продвигается одежда. Поэтому, по словам Екатерины Мирошниченко, руководителя отдела оптовых продаж компании «Ладно», которая производит школьную и подростковую одежду, на этой площадке продажи идут хорошо.
— Преимущество OZON в нашей ситуации еще и в том, что у него есть собственный склад в Красноярске. Соответственно, хиты продаж мы можем реализовывать по схеме FBO, а новинки и вещи подороже — по FBS, чтобы, например, проверить спрос, — рассказала Мирошниченко.
Фулфилмент преткновения
Глубинный смысл распространения маркетплейсов и их экспансии на Восток, считают эксперты от селлеров, в том, чтобы дать местным производителям шанс получить как можно большую покупательскую аудиторию. И ключевую роль в этом вопросе будет играть логистика, в частности склады. В конце концов, без этого сложно выбирать между FBS и FBO. Со складами же в Красноярске (да и в крае) проблема.
— Дефицит складских помещений в Красноярском крае сегодня оценивается примерно в 1,5 млн кв. м. Причем формируется он не только в краевом центре, но уже и по районам. Сейчас мы видим интерес у ретейлеров, которые уже открывают там свои мощности. Полагаю, скоро подтянутся и другие, — отмечает Константин Семенов, начальник коммерческого отдела Индустриального парка «Красный Яр», который в ряду прочего развивает и складское направление.
Основная причина нехватки складов в крае (да и во множестве других регионов) объясняется дороговизной их строительства, которая и так была выше, чем в центральной части России, что ближе к основным центрам производства и поставки стройматериалов, так еще и за 2023, по данным Национального объединения строителей, основные из них подорожали на 20…40%.
— Вообще, Москва и Московская область являются логистическими центрами России, потому что все иностранные грузы сначала везутся туда. Из Европы грузы сейчас идут автомобилями через Польшу, Белоруссию и Турцию. А из Китая — воздухом. Дело в том, что московские аэропорты могут принимать широкофюзеляжные самолеты, а в них входит 10…15 тонн груза за раз. Так что интернет-предпринимателям выгоднее выкупать эту емкость и возить так, — рассказал Владимир Рогулин, представитель логистической компании Pony Express, управляющей складом временного хранения в аэропорту Красноярска.
При этом он уверен, что само по себе появление складской и иной логистической инфраструктуры в крае и городе не решит задачу привлечения крупных игроков с большими товарными потоками. Нужно искать их самих — тех, кому Красноярск будет интересен как ворота на Дальний Восток и в другие сибирские регионы.
Многие эксперты сочли эту позицию справедливой. С одной лишь оговоркой: для крупных игроков, у которых есть ресурсы на строительство собственных распределительных центров в регионе. Так было с Wildberries, объявившем о планах строительства склада в Красноярске. Остальным же это при сегодняшних ценах на стройматериалы (а за 1П 2024 они еще подросли на 10…20%) может оказаться не по карману. Да и для крупняка вроде упомянутых маркетплейсов стоимость стройки сдвинет сроки окупаемости их проектов.
— При сегодняшних объемах необходимых инвестиционных вложений и сроках их окупаемости очень актуальной становится аренда складских помещений. Однако этот рынок сегодня еще не сформирован. Но это произойдет в ближайшие 2…3 года. И наша задача — совместными усилиями создать условия для захода потенциальных маркетплейсов, — резюмировал Константин Семенов.