Меню

Дары несовершенства: примерить «красный нос» и найти новое в себе и бизнесе

Иллюстрация: предоставлено Екатериной Усковой и Юлией Суровцевой

Как клоунада может стать импульсом для больших перемен и почему подходит как отдельному человеку, так и бизнес-командам — Екатерина Ускова и Юлия Суровцева, основательницы курса «Дары несовершенства».

«Дары несовершенства» — авторский курс, созданный гештальт-терапевтом Юлией Суровцевой и больничным клоуном Екатериной Усковой. Создательницы предлагают его тем, кто «устал от погони за идеальным и готов взять силу из уязвимости, обернуть трагедию в комедию». За два потока курс вырос до девяти мастерских: каждый месяц одни выходные участники работают с конкретной темой. Сейчас они звучат так:

  • Контакт
  • Наивность
  • Сексуальность
  • Стыд
  • Сумасшествие
  • Удовольствие
  • Персонаж, имя, костюм
  • Рождение истории
  • Показ историй в формате клоунского кабаре

Специально для DK.RU Екатерина Ускова и Юлия Суровцева рассказали, как знакомство со внутренним клоуном становится инструментом для жизни, бизнеса и поиска новой энергии.

Давайте начнем с того, кому подходит погружение в «Дары несовершенства»?

Юлия: К нам приходят, когда готовы ко встрече со своей правдой. Рано или поздно каждый проходит этап расставания с иллюзиями, и в клоунаде это происходит постоянно. Ведь представление о нашей реальности — подвижная конструкция, которая способна двигаться как угодно, человек все время стоит на этом пороге. Клоунада как таковая позволяет очень быстро принимать решения и основывать свои действия на чувствовании.

Екатерина: Еще к нам идут те, кто хочет понять, в чем сейчас его история. Ее мы создаем за девять встреч и проявляем в финальном кабаре. На протяжении девяти месяцев мы через какие-то очень простые, бытовые вещи выходим на новые слои. Мы не прописываем сценарий выступления, но с помощью различных инструментов создаем такое состояние, что человек выходит на сцену и может себя проявить так, как сейчас ощущает. И на самом деле это очень сложная задача! Но человеческое внимание — очень мощный инструмент.

Где моя творческая энергия? В чем стоп? Почему я не могу что-то реализовать? Приходи на клоунаду и проверь свою гипотезу. Сейчас очень много факторов, которые могут погрузить человека в состояния не самые творческие, а в клоунаде есть нить, которая возвращает либо приводит к жизнелюбию.

Есть формула: человеческое существо минус все социальные установки равно клоун. То есть мы приходим в клоунаду и как будто возвращаемся назад, к себе. И очень удивимся тому, как многое может случиться и измениться через такой опыт.

Как родилась программа курса и почему для нее выбрали чувства, работа с которыми может быть для многих довольно сложной?

Екатерина: Мы предпочитаем выстраивать занятия так, чтобы человек оставался с вопросом. В первую очередь с вопросом к себе. Мы не открываем сразу все карты, но проводим по специфическому коридору из занятий, чтобы прийти к своей истории.

Все начинается с контакта. Что нужно, чтобы он был честным? Наивность. А где взять энергию? Мы предлагаем найти ее в сексуальности как витальности. Чем она чаще всего прерывается? Социальным осуждением и стыдом. Есть у нас и тема сумасшествия, потому что клоун все время путешествует от наивности до сумасшествия. В психотерапии озвучена идея, что часто какие-то ресурсы доступны нам, только когда мы находимся в определенной степени безумия, некоторой свободе от рамок. Так и происходит это путешествие к потаенным частям личности и выход за собственные пределы. И если мы говорим о том, что клоунада про жизнелюбие — а в чем цель любой терапии? Чтобы человек жил с удовольствием.

С удовольствием строил отношения, с удовольствием зарабатывал деньги, чтобы в этом радость была, очень много желания дышать и решать. И поиск удовольствия — главное правило, по которому живет клоун.

Юлия: Дары наших несовершенств — богатство. Они обнажают что-то сокрытое в нас: то, что мы обычно считаем каким-то неказистым и «не таким», пытаемся спрятать — но на это можно смотреть с другой стороны, и клоунада такую возможность дает. А еще в нашем мире все очень сильно меняется, и клоунада позволяет людям, которые думают про то, что устойчивость равно статическая, очень крепкая конструкция, увидеть ее гибкость.

Сейчас все, что мы запланировали, может в один миг обрушиться, и важно уметь делать только один шаг, очень быстро обрабатывать отклик на него и шагать снова. Этот локальный навык со временем переносится на большие процессы — от планирования до переговоров. Такой опыт будто делает человека шире, и потом ему не нужен красный нос клоуна, чтобы знать, где он имеет право испытывать отвращение или любовь.

У всех нас разные комнаты, в которые мы не ходим, но если однажды зашли — это уже не раз видеть.

Екатерина: У нашего курса нет заданной темы как таковой, но мы точно знаем: попав к нам, вы встретитесь с собой. И это очень важный этап для того, чтобы потом пойти наверх. В процессе мы постоянно теряем контроль над тем, что происходит, все вместе туда идем, и это потрясающе ценный опыт. У нас очень много смеются, буквально до освобождающей боли в животе, до полного выхода напряжения. И когда люди вокруг оживают, пространство наполняется совершенно иной энергией. Мы называем это «Найди свое удовольствие», но по большому счету это «Найди вот то место, тот регистр, где уровень энергии начнет расти».

Есть ли упражнения или лайфхаки, которые можно проделать самостоятельно, чтобы немного прикоснуться к такому опыту?

Юлия: Одно из самых простых упражнений — представьте, что выходите на сцену, а в зале сидит пять, 10, 500, 1000 человек. Что вы можете им сказать о себе? И хотите ли вообще что-то говорить? А что в этот момент чувствуете?

Еще одна практика — eye contact. Например, вы стоите в очереди в магазине, но не смотрите вниз или наверх, а смотрите перед собой прямо и встречайтесь с людьми взглядом. Как только это происходит, попробуйте установить контакт. Посмотрите человеку в глаза чуть дольше обычного и убедитесь в том, что он понял — вы его видите. И замечайте, что поднимается внутри в этот момент, какой импульс рождается, что хочется сделать.

Екатерина: Еще один вариант — упражнение «остаться в проблеме». В клоунаде это работает так: мы медленно двигаемся с закрытыми глазами и встречаемся телами с кем-то или чем-то — например, другими участниками или стульями. Ум сразу же начнет решать эту «проблему»: скорее всего, я дернусь в другую сторону. Мы же предлагаем остаться в этом контакте, сделать три вдоха и выдоха, и только потом «выходить». Можно попробовать это в жизни: например, есть проблема средней степени, и у вас два варианта — бежать решать ее прямо сейчас или остаться в ней на 10 минут и отнестись так, будто ничего другого нет и не будет. Именно из таких мест рождаются самобытные истории наших трагедий, конфликтов, провалов — и наш переход в другую точку.

Юлия: Еще в «домашних условиях» можно попробовать сформулировать внутренние предположения «Моя правда в том, что...». И почувствовать, что рождается в теле в этот момент. «С кем я готов поделиться этой правдой, с кем я ее проживаю?». Как мне собрать свою реальность, из чего она состоит? По сути и наш коллектив становится терапевтической группой, которая отражает разные части тебя. Кто-то тебя будет бесить, а кто-то — очень радовать, и очень интересно, как все это живет и трансформируется. И любую динамику, каждое ощущение можно взять в нашу игру. Отсюда приходит навык игрового состояния, из которого можно строить более легкую коммуникацию с другими людьми, окружающим миром и собой.

Екатерина: Есть ощущение, что сейчас человек готов и хочет про себя рассказывать. Хочет быть увиденным и услышанным, поделиться своей историей, и это какой-то символ жизненной энергии.

В наше время развитие возможно только из ясности и понимания, где я сейчас. И если я в иллюзиях, то куда я из них двигаюсь? В другие иллюзии? Эта ясность — на самом деле труд и серьезная работа, внутренняя и внешняя.

Кстати, в Европе такие клоунские лаборатории — очень популярная тема, которая встроена в бизнес-режим больших корпораций. И мне кажется, для нас, людей из холодных отдаленных территорий, это особенно нужно.

Юлия: И для коллектива это вообще очень полезно в качестве тимбилдинга и актуализации текущего состояния. В любом случае, это всегда настолько трогательно наблюдать! Эта открытость — лучшее, что люди могут друг другу это подарить. Из позиции:

— Знаешь, я хочу тебя увидеть.

— Хорошо, я тебе покажу.

Иллюстрации для материала предоставлены Екатериной Усковой и Юлией Суровцевой

Читайте также:

Лето, которое всегда с тобой: куда сходить в Красноярске 24...31 августа 2024

Выходные в кино и на лодках, фестиваль среди гор, открытие «Языка мира», музыка на крыше, новые выставки, последние променады и прощание с летом в Юдинке — главное о культурных событиях в афише DK.RU.

Почти 1 млн рублей собрали участники благотворительного ужина в аэропорту Красноярска

Деньги пойдут на приобретение кардиомониторов для пациентов кардиоцентра.

В театре Пушкина рассказали о планах на новый сезон: подробности «ДК»

Фестивальные гастроли в Москве и Норильске, главные премьеры первого полугодия, расширение труппы — рассказываем об изменениях в Пушке в новом театральном сезоне.

Плато Путорана, масаи, речные круизы – удивительные открытия красноярцев лета 2024

Лето – возможность не только отдохнуть и зарядиться энергией накануне нового делового сезона.

В Красноярске пройдёт Международный фестиваль «Азия – Сибирь – Европа»

XXII Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия – Сибирь – Европа» состоится 3... 15 сентября. В программе — мировые, российские и красноярские премьеры.

Стройка будущего и будущее стройки: вышел строительный номер «Делового квартала»

В новом номере большой разговор о том, как себя чувствует и куда движется сегодня отрасль, какие инструменты в ней работает и что это значит для Красноярска.