Data-ориентированный подход к управлению компанией способен существенно повысить его эффективность. Но, вставая на этот путь, нужно быть аккуратным и взвешенным, иначе он даст обратный эффект.
Евгений Шустов, руководитель макрорегиона «Сибирь» компании «Первый Бит»
Про цифровую экономику или экономику данных говорят из «всех утюгов» страны. От этого экономика не становиться более data-центричной. Особенно это касается средних и малых региональных компаний. Большие предприятия и корпорации, профильные госструктуры, безусловно, делают более уверенные шаги в этом направлении. Создаются методологические основы, наборы инструментов, создается инфраструктура появляются живые кейсы с измеримыми результатами.
Если же посмотреть на ситуацию с принятием управленческих решений на основе данных в МСБ, да еще и на региональном уровне, то картина предстает довольно мрачная. И дело даже не в ресурсах. Вернее, не только в них. Дело в корпоративной культуре, мышлении, в подходе, в уровне образования и практического опыта в командах этих бизнесов.
К примеру, первые лица, как правило, не видят резонов работать с данными и не владеют необходимым для этого инструментарием. Они не понимают какие цифры вообще важны и нужны для принятия решений и управления бизнесом, зачастую опираясь лишь на интуицию и прошлый опыт. При этом, что интересно: цифры-то есть, но они все больше из «посмертного учета» или для отчета государству по налогам и сборам.
В параллель с этим встает то, что менеджмент в массе своей просто не понимает того, как создать рабочую модель оперирования данными, необходимыми для управление бизнесом. От архитектуры, методологии, основных процессов и инструментов до поддержания созданной системы в работоспособном состоянии и проведении необходимых улучшений под меняющиеся задачи. Для МСБ это чаще всего непонятно, долго, дорого, неочевидно.
К тому же у малого и среднего бизнеса, как правило, не хватает ресурсов для развертывания и поддержания необходимой и достаточной инфраструктуры. Причем, как физической, так и облачной, а также внедрения необходимых программных продуктов, интеграции с сервисами, обучения пользователей.
Предыдущий момент зачастую оборачивается попытками оцифровать бизнес таким, какой есть сейчас — со всем беспорядком в учете и разноформатными данными на уровне справочников учетных систем. Добавьте к этому бессистемное использование хайповых инструментов, без встраивания их в бизнес-процессы компании или понимания принципов работы, и получите картину автоматизированного ада, в котором теряются время, нервы и деньги.
Чтобы подстелить соломки на пути перехода к data-модели бизнеса, приступая к ее построению, предпринимателю стоит помнить, что универсального решения в этом деле нет. Но есть алгоритм, следуя которому можно серьезно подстраховаться на этом пути.
Для начала нужно определится с целями — куда идем и, что не менее важно, зачем нам туда надо. Казалось бы, при сегодняшнем уровне проникновения бизнес-образования, это момент очевидный, но практика показывает, что очевидность необходимости делать это зачастую принимается за очевидность самих ответов на вопросы, которые из-за этого остаются даже незаданными.
Разобравшись с целями, стоит провести ревизию существующих данных и каналов их получения. Иными словами: спросите своих сотрудников, где они получают данные вот прямо сейчас, каких данных им не хватает, как они принимают решения в этих вводных, почему именно так. На этот этап уйдет довольно много времени, но пропускать его не следует. Вы очень удивитесь полученным результатам. Только, пожалуйста, обойдитесь без лишних эмоций, необдуманных управленческих решений и телесных повреждений.
Следующим шагом должно быть определение ключевого процесса для изменения подхода, источников данных по нему и показателями, которые хочется получить. Исходя из всего этого соберите и упорядочите необходимые данные, приведя их в конечном итоге к необходимому для анализа и дальнейшего использования формату. Это этап нормализации и обогащения данных. Здесь «разбилось» очень много надежд и «утонула» масса проектов по цифровизации.
Сделайте работу с этими данными частью регулярного менеджмента в своей компании. Инвестируйте свое время и внимание для «подсвечивания» команде проблем и возможностей по процессу, через полученные данные. Времени и внимания собственника или генерального директора потребуется на первых этапах очень много. Но, не сделав это, вы получите ворчание и саботаж, и сценарий мультфильма про козленка, который считал до десяти — «они меня посчитали». Ведь внедряя эти изменения, вы лишаете ключевых сотрудников возможности незнания, а часть сотрудников из разряда «незаменимых» — монополии на данные. А в сегодняшней ситуации кадрового дефицита это брожение совсем уж не нужно.
В целом, перевод бизнес-модели на data-рельсы способен дать очень хорошие результаты. Вот только подходить к нему нужно последовательно и без лишней спешки. Как говорил герой еще одного мультфильма: «Лучше день потерять, потом за пять минут долететь». И главное — долететь туда, куда надо, а не туда, куда тебя вывезет кривая.