Меню

Олеся Волкова: Котиком быть опасно: почему хейтят квадроберов?

Иллюстрация: Коллаж ДК

Квадробинг обсуждается и в новостях, и в телеграм-каналах. Кто-то и вовсе предлагает это переодевание в животных запретить, а кто-то считает опасным для психики.

Почему квадробинг вызывает негатив у взрослых и у сверстников? Почему кого-то так сильно возмущает переодевание в котиков? Неужели сейчас любой человек, хоть немного отличающийся от других, рискует столкнуться с буллингом? И чем это на первый взгляд безобидное подростковое увлечение может быть опасно? 

Олеся Волкова, доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, основатель «Психологической мастерской Олеси Волковой» и клуба «Достаточно хороших родителей» 

Квадробинг как и многие другие увлечения, не совсем понятен взрослым. У родителей часто нет желания или времени детально разобраться в вопросе. И именно это отсутствие осведомленности заставляет волноваться. Поведение и мотивацию детей сложно прогнозировать, они непонятны, и часто за этим следует реакция в виде отторжения. 

Вообще такое отношение, часто негативное, ко всему, что приносят в жизнь подростки и молодые люди – типичное проявление конфликта отцов и детей. У старшего поколения в свое время были свои увлечения в плане музыки, одежды, они и кажутся понятными.

Родителям, которые слушали рок, не нравятся другие течения. Субкультуры прежних лет привычны, а все новое вызывает напряжение. Так было всегда, и отношение к квадробингу – не исключение. И чем меньше контакта и диалога у родителей и детей, чем меньше мотивации и интереса к хобби ребенка, тем больше неприятия. Это, в свою очередь, вызывает сопротивление со стороны детей. Минимум информированности вызывает у взрослых тревогу и может приводить к проявлениям агрессии.  

Не менее интересный феномен – негативное отношение со стороны ровесников. Здесь работают совсем другие механизмы. Одна из важных задач возраста у подростков – занять определенное место в мире, проявить себя, свою индивидуальность. Это можно сделать, например, либо через принадлежность к какой-то субкультуре, либо через оппозицию к ней. 

Они ищут свое место в жизни, формируют свою идентичность, изучают, кто они, что им подходит. В частности, буллинг и неприятие сверстников нередко следствие того, что ребята противопоставляют себя кому-то. Они очень четко обозначают свою жизненную позицию именно таким способом. Это способ проявить свой протест, продемонстрировать мнение, заявить о себе как о личности, пусть и в агрессивной форме. 

Часто буллинг проявляют именно те дети, которые тоже увлекаются какими-то экзотическими или не всем понятными хобби – просто они другие. Их тоже не поддерживают взрослые, обсудить увлечения не с кем, отсюда проявления негатива. Плюс к такому поведению склонны те, кто вообще ничем не занят. Те ребята, у кого множество увлечений, кто вовлечен в социальные активности, как правило, не склонны к хейту: они скорее заинтересованы в разностороннем общении.  

Интересный вопрос, нет ли ощущения, что любое яркое проявление индивидуальности у подростков влечет за собой опасность буллинга. И здесь можно задать себе вопрос, а разве во взрослой жизни не так?

Любое яркое проявление идентичности, противопоставление себя общепринятым нормам вызывает напряжение со стороны социума. Если человек ярко себя проявляется, выбивается из общей массы, это вызывает настороженность у социума и, у кого-то, желание эту самую индивидуальность подавить. Такое происходит в любом возрасте, и в любой группе, у взрослых и у подростков. 

Человеком движут две противоположные потребности. Потребность в автономии, то есть стремление быть индивидуальностью, и самому устанавливать правила собственной жизни. И потребность связности, то есть это стремление принадлежать группе себе подобных, людей, которая основана на очень простой закономерности. 

Человек — самое беззащитное существо в мире живой природы, он способен выживать только в сообществе. Когда находится в автономии, то имеет возможность делать персональный выбор в соответствии со своими интересами и ярко проявлять себя. Но именно это влечет за собой одиночество и иногда изоляцию, непринятие со стороны себе подобных. Это в какой-то время закон человеческой жизни: как только кто-то отбивается от стаи, к нему нужно проявить агрессию и сделать так, чтобы он в стаю вернулся. 

Потребность связанности предполагает следование правилам, независимо от того, каковы эти правила. Этому известны яркие примеры, начиная с самого раннего возраста, вспомните, например, трагическое произведение «Повелитель мух». Вспомните, как невыносимо опасно там было проявлять свою индивидуальность и идти против правил. 

Тем не менее, подростки стремятся выделиться и заявить о себе. В том числе и через квадробинг. 

Чтобы говорить о пользе или вреде любого увлечения, неважно, спорт это или музыка, нужно понимать особенность личности конкретного ребенка. В хобби важно соблюдать баланс, ведь подросток может уйти в какое-то занятие с головой. Любое чрезмерное погружение несет опасность отрыва от реальной жизни. Элементарно, если неподготовленный человек будет выполнять трюки из квадробинга, он может травмироваться. Или, к сожалению, на него может кто-то напасть. Не обязательно речь идет о физической опасности (хотя и о ней тоже). Недавно мы наблюдали открытый буллинг со стороны звезд в отношении ребенка, который увлечен невинным хобби. 

Главный совет родителям: узнайте детально, чем именно интересуются ваши дети. Поинтересуйтесь, что его привело к этому, в чем видит пользу. Замечайте своего ребенка, его потребности, будьте с ним в диалоге. Беседуйте с детьми спокойно, с интересом и с принятием. Если есть подозрение, что ребенок слишком глубоко ушел в хобби и отрывается от реального мира, единственный способ вернуть его — это заинтересовать чем-то другим.

Любому ребенку интересна и важна  совместная деятельность с родителями. Это влечет за собой вовлеченность, совместное проведение времени, интерес к личности, развитие эмоционального интеллекта. 

Будьте способны не просто спросить, какую оценку получил ваш ребенок, а узнать, как дела, как настроение. Проявить нормальный, живой, человеческий интерес. То, в чем взрослые люди тоже очень сильно нуждаются. 

Поэтому в семье так важна поддержка. Если ребенку у ребенка полная  жизнь, он вряд ли будет с головой уходить в какую-то одну деятельность. Погружение в одну какую-то реальность — это свидетельство, что в мире человеческих отношений есть что-то невыносимое, с чем они справиться не могут. Это такая форма избегания реальности. Значит, вашему ребенку нужен интерес, забота, внимание и принятие. А еще любовь. Обычная, безусловная любовь, про которую много написано, но которой на самом деле в этом мире так мало.

Читайте также: