Меню

Финпрогноз: гадания на ключевой ставке

Иллюстрация: ИИ Шедеврум

«Деловой квартал» узнал у красноярских финансистов, чего, по их мнению, ждать предпринимателям от денежного рынка и как это может сказаться на бизнесе.

Инфляция и ключевая ставка растут

Аркадий ГВЕТАДЗЕ
директор красноярского филиала «БКС Мир инвестиций»:

— Еще недавно бизнес сталкивался с разрывом логистических цепочек. Сейчас похожая ситуация складывается с цепочкой платежей. Конечно, представители делового сообщества ищут альтернативные варианты платежей, но на это требуется время. Именно поэтому многие резервируют дополнительные ресурсы на непредвиденные расходы, которые ранее могли инвестировать, получая дополнительную прибыль.

Мы видим, что ЦБ в 2024 взял курс на ужесточение ДКП, и это, безусловно, тоже стало вызовом для бизнеса, так как кредитные ресурсы стали дороже. Повышение ключевой ставки — это ответ на рост инфляции. Мы видим, что на нее влияли многие факторы. Например, рост кредитования за счет доли льготного кредита. И тут монетарные власти тоже предприняли определенные меры. На текущий момент часть льготных программ завершилась либо обсуждаются изменения по ужесточению требований как к заемщику, так и к банку.

Рост заработной платы составил порядка 19% с начала года, и это тоже, с одной стороны, увеличивает потребление и разгоняет инфляцию, а с другой — является вызовом для малого бизнеса, так как не все готовы конкурировать за кадры при таком бурном росте.

Пока инфляция складывается выше прог­нозной (6,5…7%) на конец 2024. Замедление темпов кредитования и прирост сбережений населения не привносят оптимизма на рынок, который закладывает повышение ставки ЦБ. Регулятор все еще видит необходимость в большей жесткости денежно-кредитной политики на более длинном горизонте (в течение всего 2025 в базовом сценарии) на фоне убежавшего вперед производственных возможностей номинального спроса.

Кроме того, осенью ожидаем публикацию данных по бюджету на 2025 в соответствии с озвученными год назад параметрами и прог­нозируем снижение дефицита и расходов относительно 2024. Сохраняем умеренно позитивный взгляд на рынок в долгосрочной перспективе, так как к 2025…2026 ожидаем постепенного снижения ключевой ставки.

Господдержка и коллаборации с застройщиками

Александр ВАНЮШКИН
управляющий ВТБ в Красноярском крае:

— Бизнес понимает, что регулятор сегодня поддерживает курс на снижение инфляционных рисков, следствием которого стало повышение ключевой ставки. Мы видим возможности развития предприятий в регионе под гарантии Фонда развития промышленности. Также ВТБ в Красноярском крае и Хакасии сейчас активно взаимодействует с госструктурами по поддержке предпринимательства, чтобы обеспечить короткий путь к льготным заемным ресурсам.

Банк участвует в крупных проектах застройщиков в регионе — подписаны соглашения с ГК «Монолитхолдинг» и ООО «СЗ «Конструктив Девелопмент». При снижении спроса на ипотеку мы верим, что совместная работа позволит создавать современное жилье для жителей региона.

Мы отмечаем, что бизнес не останавливается в развитии и продолжает занимать ниши, которые освободились. Еще один тренд — малые предприятия концентрируются вокруг больших, обеспечивая их потребности. Появляются новые логистические цепочки, компании формируют пул поставщиков и партнеров, которые способны обеспечить рост. Эти процессы требуют поиска финансовых решений для международных расчетов, и такие возможности у банка сегодня есть.

Экономическая ситуация способствует формированию подушки безопасности за счет размещения в банке свободных средств, и бизнес этим охотно пользуется. Популярен овернайт: свободные ресурсы приносят доход тогда, когда они не востребованы — в ночное время, выходные или праздники. На этот депозит приходится около 60% сделок по размещению средств.

Выход на IPO и хеджирование

Владислав ГОРКОВЕНКО
директор красноярского представительства ИФК «Солид»:

— По данным ЦБ, обеспеченность работниками предприятий снизилась до исторического минимума. Компании увеличивают расходы на зарплатный фонд. В Красноярске многие предприниматели сотрудничают с учебными учреждениями для решения проблемы дефицита кадров, буквально взращивают сотрудников. Также наращивают свои программы по соц­обеспечению работников.

Оказывает давление жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая приводит к удорожанию кредитов для бизнеса. Тенденцию тяжело будут переживать компании с высокой долговой нагрузкой. Некоторые компании обращаются к нам для выхода на долговой рынок Московской биржи, чтобы получить заемный капитал под приемлемый процент. Кроме того, в программе развития фондового рынка до 2030 стоит задача по увеличению капитала российского фондового рынка, в том числе за счет IPO.

Для экспортеров и импортеров возникает проблема с валютными платежами из-за санкций. Наблюдаются проблемы с переводом платежей в Китай, что также заставляет бизнес быстро адаптироваться и находить решения. Кроме того, многие компании, работающие с ВЭД, активно пользуются хеджированием, чтобы зафиксировать курс и избежать валютных рисков. Буквально недавно ЦБ представил проект основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2025 и период 2026…2027. Он содержит 4 сценария. В базовом средняя ставка равна 14…16%. За базовым сценарием идет проинфляционный. Он предполагает сохранение в 2025 повышенного и не вполне удовлетворяемого внутреннего спроса. В этом сценарии ЦБ ожидает среднюю ключевую ставку в диапазоне 16…18% годовых, что фактически означает ее увеличение (т. к. это именно средний показатель). При таком сценарии также предполагается замедление инфляции до 4…4,5% только к 2026, а это означает, что высокое инфляционное давление продолжится и в 2025.

Кадровый дефицит только начинается

Ксения НЕХОРОШИХ
соучредитель компании FINCLEVER:

— Главным вызовом для бизнеса в деловом сезоне 2024…2025 станет увеличение стоимости денег. Прогнозируемый рост ключевой ставки ЦБ до 20% вполне может стать реальностью. В сентябре КС, скорее всего, поднимать не будут. Но до конца 2024 денежно-кредитная политика может ужесточиться.

К чему это может привести, хорошо видно на примере лета этого года, когда произошло замедление экономической активности, в том числе роста потребительского спроса. Главной причиной стало изменение ставок по розничным кредитам, отмена с 1 июля некоторых льготных программ кредитования, ужесточение требований со стороны банков к заемщикам.

Второе, о чем стоит сказать, — это постоянный рост стоимости транзакций из-за необходимости платить посредникам за переводы в иностранные банки. Эти комиссии могут достигать 10…14% от суммы платежа, что ложится дополнительным бременем на бизнес и повышает финансовые риски.

И третье — рост стоимости рабочей силы. Дефицит кадров на рынке труда приводит к росту зарплаты во всех отраслях. При этом мы находимся только в начале пути.

Компании с кредитной нагрузкой могут обанкротиться

Евгений ГРАНКИН
предприниматель:

— В Красноярском крае проблема нехватки трудовых ресурсов стоит особенно остро по сравнению с европейской частью страны. С 2018 численность населения края снижается, а теперь добавился еще ряд факторов, из-за которых отток людей усилился.

Что касается финансовых сценариев, присоединюсь к базовому прогнозу ЦБ. В 2025 доллар, скорее всего, будет стоить около 94 рублей, а средняя ключевая ставка составит 16…18% годовых. В 2026 можно надеяться на снижение ставки до 11,5…12,5% годовых.

Пора уже привыкнуть к тому, что высокие ставки по кредитам — это надолго. Компаниям с высокой кредитной нагрузкой и нехваткой оборотных средств будет туго. Весьма вероятно, что некоторые будут вынуждены сменить владельца или обанкротиться. С интересом смотрю на строителей, жду значительного снижения цен. 

Дополнительным фактором риска является недавняя смена руководства города и региона, что может повлиять на бизнесы, которые ранее процветали за счет близости к центрам принятия решений. 

Несмотря на такой негативный прогноз, я сохраняю позитивный настрой: стресс-тесты необходимы для того, чтобы рынок мог расти и развиваться. 

Также из разряда позитива — близится круглая дата, 400-летие Красноярска, и в 2025 начнутся значительные денежные вливания в наш регион.

Евгений Волошинский 

Читайте также