Рассказываем, как обеспечить максимально возможную объективность и прозрачность для всех номинаций премии.
Экспертиза: прозрачность и глубина
Одна из ключевых ценностей премии «Человек года» — глубокая экспертиза в выборе победителей. Каждая номинация имеет собственное профильное жюри. При этом формат взаимодействия организаторов, экспертов, номинантов, соучредителей с каждым годом становится все прозрачнее и системнее.
Так, в 2024 экспертам номинации был присвоен собственный статус. На одну комиссию — минимум один федеральный эксперт, несколько региональных и те, кто признан лидерами бизнеса в городе и регионе. Тем самым удалось расширить палитру жюри и обеспечить еще более компетентный отбор финалистов. Куратор каждой номинации формирует списки жюри, состоящие минимум из 10 экспертов, то есть в 2024 премия охватила 160+ человек.
Кроме того, в этом году к каждому голосованию, которое прошло в очном формате, могли присоединиться номинанты шорт-листа. Всем претендентам на победу предоставили возможность взять слово и рассказать о себе, дополнив информацию в профайлах.
Очередным шагом к открытости премии стала новая позиция — «Юридический партнер». В этом году обязанность проверять легитимность и верифицировать результаты голосования взял на себя Кирилл Майер, основатель юридической компании «Майер Консалтинг». Его задача в том, чтобы подтвердить корректность всех оценок, выставленных очно и дистанционно, и заверить финальные подсчеты.
Сделать работу над премией еще прозрачнее помогли амбассадоры — персоны, которые тоже были допущены к процедуре голосования. Амбассадорами премии «Человек года `2024» стали те, кому она близка ценностно и смыслово, поэтому в списке оказались самые разные представители бизнес-сообщества Красноярска и региона. Каждый выбрал номинацию, которую хотел поддержать и показать, став полноправным участником голосования.
Номинации как сотворчество
С каждым годом внутренняя жизнь каждой номинации становится все более насыщенной. Во многом этому способствуют соучредители, которые привносят новые идеи, дополняют номинации ценностями своих бизнесов. Например, несколько лет назад в рамках премии впервые появились гостевые выезды: экспертная комиссия оценивала номинантов буквально в полях.
В этом году традиция продолжилась: в номинации «Жилой комплекс года», соучредителем которой выступил ГСК АРБАН, впервые прошел инициированный компанией урбан-тур. Эксперты, среди которых были сами застройщики, архитекторы и представители профильных ведомств, побывали на стройплощадках проектов-номинантов со специальными экскурсиями. Это позволило увидеть проекты не на приглаженных рендерах, а понять, как они функционируют в реальности.
Во время очного голосования постоянной номинации «Доброе дело бизнеса», которую в этом году поддержала образовательная экосистема «Солнечный город», предприниматели-номинанты поучаствовали в питчинге: каждый рассказал, почему в его бизнесе появилась строка «Благотворительность». Более того, состоявшийся диалог членов жюри, куда вошли основатели благотворительных фондов, с собственниками и топами компаний привел к выработке решений, как организовать системную благотворительность и находить проекты для поддержки.
Без новшеств не осталась и номинация, посвященная частной медицине. Второй год подряд она разделяется на «Здоровый бизнес. Многопрофильные клиники» и «Здоровый бизнес. Стоматологии». Соучредителем обеих выступило медицинское объединение «Сантем». Новый подход к выбору финалистов и победителя медобъединение привнесло еще в 2023, внедрив гостевые выезды к номинантам. В этом году традиция продолжилась: эксперты увидели жизнь каждой клиники изнутри. Также состоялся мастермайнд по выработке критериев номинирования среди участников СДМО. Настоящим сюрпризом стал документальный фильм о важности и значимости медицинской профессии, который создала компания «Сантем». Его премьера состоялась как еще одно уникальное событие на полях премии.
Постоянное развитие демонстрирует еще одна из ключевых номинаций — «Производственник года: местная прописка». Здесь количество номинантов в лонг-листе увеличилось более чем вдвое в сравнении с прошлым годом: с 18 до 39. Кроме того, второй год подряд Индустриальный парк «Красный Яр», который снова стал соучредителем номинации, инициирует мастермайнд, в ходе которого вырабатываются новые критерии.
Без прицельного внимания не осталась и созданная в прошлом году номинация «Человек года в фэшн-индустрии». На этот раз ее поддержала сеть SPA-Wellness центров «Бархатный сезон», и Наталья Егорова, основатель сети, посетила шоурумы претендующих на победу брендов.
Номинация «Общественное пространство года» дополнилось важным для города критерием — создание комфортной среды для жизни в удаленных от центра районах Красноярска. Его предложил соучредитель, ГК «Конструктив Девелопмент». Прямо сейчас компания сама создает общественное пространство на правом берегу, строя прогресс-кварталы «Перемены».
Номинация «Ресторатор года: новый проект» в этом году стала одной из самых урожайных: на победу претендуют сразу 10 проектов. В качестве соучредителя ее поддержала ведущая российская юридическая компания «Пепеляев Групп». Нововведением этого года стало приглашение в экспертный совет не только жюри, но и самих номинантов. Тем самым «Ресторатор», как и прочие номинации премии, поддержал тренд на максимальную прозрачность выбора тройки лидеров и победителя.
В этом году произошел перезапуск еще одной номинации премии — «Культура: частная инициатива». Возобновленную номинацию поддержала Наталья Сипетая, основатель красноярского Клуба коллекционеров и продюсер культурных событий города. Стоит отметить, что только в этой номинации соучредителем выступила не организация, а конкретная персона, что тоже отражает ключевой посыл частной инициативы. Свои позиции укрепила еще одна номинация, запущенная в рамках премии лишь в прошлом году, — «Новые лица бизнеса». В 2024 ее соучредителем стал банк ВТБ, частный партнер событий «Делового квартала».
Голосование, которое состоялось в рамках номинации «Предприниматель года по версии «Первого делового клуба»», было самым масштабным из всех. Ведь в нем приняли участие резиденты клуба — около 200 собственников бизнеса. По сложившейся традиции, голосование проходило в виде торжественного приема. Для каждого номинанта шорт-листа был создан видеопрофайл.
Масштабирование: тренды и прорывы
Юбилейная премия приросла сразу несколькими новыми номинациями, в которых мы отразили главные тенденции развития рынка и бизнес-сообщества. Так, в пуле «Человека года» появилась номинация «HR-бренд года». Ее соучредителем выступил Сибирский коуч-центр. Критерии номинации включают в себя аналитику не только корпоративных бонусов, которые предлагают компании Красноярска: эксперты оценили, как предприятия позиционируют себя в публичном поле, каким образом выстраивают коммуникацию внутри команд и что помогает им повышать лояльность сотрудников.
Еще одна номинация, добавленная в этом году, — «Инновация года». Ее соучредителем стал Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор (КРИТБИ). Его специалисты за 13 лет существования накопили масштабную экспертизу в области как развития инновационных проектов, так и их коммерциализации.
Кроме того, в список номинаций включили и выбор «Инвестора года». Здесь эксперты не только брали в расчет непосредственно объем инвестиций, но также оценивали влияние проекта на экономику города и региона, востребованность на рынке и технологичность. Важный параметр — их значимость для отрасли.
Еще один любопытный показатель, который демонстрирует развитие красноярского бизнес-сообщества, — зачастую разрыв между тройкой лидеров и победителями составляет лишь десятые балла. А значит, спустя 15 лет существования премия остается индикатором, который реагирует на самые тонкие трансформации в качестве и масштабе деловой экосистемы города, — резюмирует Юлия Чанчикова, издатель, генеральный продюсер премии «Человек года».