Системы спутникового мониторинга способны существенно повысить эффективность транспортных подразделений различных компаний. Поэтому они получают все большее распространение.
Все дальше в лес
Экономика данных, к которой Россия движется в последние несколько лет, прочно завязана на системы сбора той или иной информации. В том числе это касается сведений для различных систем госучета. Речь не только о стационарных устройствах и разного рода документарных данных. Так, с 1 января 2025 все транспортные средства, работающие в лесной отрасли, должны быть обеспечены аппаратурой спутниковой навигации для передачи информации об их передвижении во ФГИС Лесного комплекса через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
— По задумке властей, нововведение должно повысить уровень контроля оборота древесины в стране. Но чтобы система работала, нужны соответствующие решения. Они в России есть, но потребуется время для перестройки самих потребителей этих продуктов, — отмечает Наталья Радайкина, генеральный директор компании «ГУГОЛ», крупнейшего оператора спутникового мониторинга транспорта в Восточной Сибири.
Сложность, о которой говорит Наталья Радайкина, состоит в том, что до недавнего времени подобные решения работали на базе программной оболочки Wialon, на чью долю приходилось порядка 60% этого рынка в России. Однако с сентября 2024 разработчики закрыли к ней доступ для отечественных пользователей.
Альтернативой Wialon является система «АвтоГРАФ». Это полностью российская разработка, которая включена в реестр российского ПО. Легко интегрируется с любыми системами учета, работает с устройствами самых разных производителей и имеет ряд других преимуществ. Собственно, она и создавалась для применения в сферах логистики (как грузовой, так и пассажирской) и для отслеживания работы различной техники, в том числе и в условиях отсутствия спутникового сигнала.
— На самом деле, «АвтоГРАФ» дает пользователю гораздо больше возможностей по отчетности, чем Wialon. Причем серверы, на которых он обрабатывает и хранит информацию, расположены в России, что в сегодняшних реалиях делает его куда безопасней и надежней иностранного собрата. Так что российская система вполне способна закрыть все подобные задачи, — говорит Наталья Радайкина.
Крупнейшие интеграторы сфокусировались на «АвтоГРАФ» и начали поставлять это решение на рынок. Например, «ГУГОЛ» оснащает этой системой машины крупнейших сибирских игроков лесной отрасли — компаний Segezha и «Илим».
— Наша система, работающая на базе «АвтоГРАФ», позволяет снизить расход топлива на 30…40%, а износ расходных материалов автомобиля — на 20…25%. При этом только за счет устранения хищения топлива и приписок она окупается за пару месяцев, — замечает Наталья Радайкина.
Путевка в бизнес
По словам эксперта, «АвтоГРАФ» — универсальная система, обладающая куда большим функционалом, чем просто слежение за местоположением транспорта.
— С ее помощью можно следить за скоростью машины, расходом топлива (в том числе пресекать его продажу налево), оптимизировать маршруты, повышать безопасность и многое другое, от чего зависит эффективность работы транспортных предприятий, — рассказывает Александр Поляков, исполнительный директор «ГУГОЛ».
Легкость интеграции «АвтоГРАФ» с другими программами натолкнула «ГУГОЛ» на идею создания автоматизированной системы оформления путевых листов. Эти документы являются основными при расчете зарплаты водителей и учете расходов на то или иное транспортное средство. Но помимо этого их используют, чтобы обосновать автомобильные расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Соответственно, ими очень интересуется Федеральная налоговая служба. Также «путевку» может затребовать трудовая инспекция (если поступит жалоба от водителя, например, о неправильно начисленной зарплате) или ГИБДД (если заподозрит, что транспортным средством управляет неуполномоченное лицо). Санкции же при отсутствии путевого листа могут оказаться вполне ощутимыми: от штрафа в 10…30 тыс. рублей за то, что его нет, до 20% от суммы недоимки по налогам (но не менее 40 тыс. рублей), если отсутствие «путевки» привело к занижению налоговой базы.
— В обычных условиях путевой лист заполняется водителем, и он сам должен сделать все расчеты. Мы же разработали программу, которая берет данные из «АвтоГРАФ» и на их основе формирует готовый путевой лист, ускоряя тем самым процедуру и нивелируя вероятность человеческой ошибки, — говорит Александр Поляков.
Также на базе «АвтоГРАФ» в компании создали решение для аграриев. Оно позволяет снять проблему нецелевого использования транспорта, хищения удобрений и семян, нерационального посева и т. д.
— Опыт внедрения системы показывает, что ее применение для контроля работы сельхозтехники позволяет снизить амортизацию автопарка на 15…20%, сократить расход удобрений на 20…30%, увеличив при этом урожайность. Такие результаты недостижимы для других методов при прочих равных. Так что можно смело утверждать, что система работает и приносит пользу, — отмечает исполнительный директор «ГУГОЛ».
Широкий взгляд
Компания «ГУГОЛ» существует на IT-рынке Сибири уже 19 лет. За это время она сформировала на основе спутникового мониторинга обширную базу решений для самых разных транспортных задач. Например, красноярцам компания знакома по системе объявления остановок в общественном транспорте. Если раньше это была функция водителя, который должен был вручную включать воспроизведение, то теперь система по координатам определяет, к какой остановке подъезжает автобус, и автоматически запускает соответствующий трек.
— Мы являемся компанией-интегратором. За годы работы у нас сформировался пул надежных поставщиков аппаратных и программных решений, которые мы можем настроить под задачи конкретного клиента. Соответственно, у нас в арсенале есть множество продуктов, которые готовы к употреблению и масштабированию, — добавляет Александр Поляков.
Помимо описанных выше в линейке «ГУГОЛ» есть специализированные решения для строительной и горнодобывающей техники, топливозаправщиков, рефрижераторов и другой спецтехники, а также для торговых представителей и других специалистов, чья работа связана с постоянными разъездами. К тому же компания официально включена в реестр сервисных центров, которым разрешено устанавливать, обслуживать и ремонтировать аппаратуру для спутникового мониторинга, устанавливаемую на транспортных средствах, а также является официальным агентом АО «Глонасс».
— По опыту наших заказчиков, которых сегодня более 9 тыс., мы видим, насколько повышается эффективность работы транспортных подразделений их компаний, когда они подключаются к сервисам мониторинга и контроля. Соответственно, можно ожидать, что спрос на такие решения будет только расти. К тому же постоянно усиливается запрос на те или иные данные со стороны государства. Поэтому мы уже сегодня работаем над новыми продуктами, которые могут понадобиться рынку в обозримой перспективе, — резюмирует Наталья Радайкина.
реклама Erid LjN8KQukP, ООО "Горизонт", ИНН 2466192799