Красноярск имеет все шансы стать сибирской столицей производства маломерных судов. Стремительный рост малых и крупных судоверфей говорит о том, что отрасль активно развивается.
Продукция судостроительных предприятий Красноярска котируется как в России, так и за рубежом. А теперь город получил и свою выставку водо-моторной техники.
Выставка-драйвер
Отдых на воде становится все более популярным среди россиян. И речь в том числе идет о маломерных судах, которых в стране с каждым годом становится все больше. Об этом свидетельствует стремительное развитие предприятий, производящих подобную технику.
— Изобилие различных моделей российского производства, которое можно наблюдать на выставках, проходящих в стране, говорит о том, что эта отрасль растет очень быстро. Да и к нам на причал все чаще встают лодки как российского, так и красноярского производства, — отмечает Агата Гавричкова, руководитель речного клуба «Остров».
По ее мнению, подобные мероприятия играют большую роль в развитии сегмента маломерных судов, поскольку популяризируют активный отдых на воде и туризм, параллельно с этим являясь главным местом встречи участников большого рынка: производителей водной техники и сопутствующих товаров, продавцов и потенциальных покупателей.
Традиционно выставки проводятся в тех городах, где есть «большая вода» — море или крупная река, а также развивается судостроение. Так, сейчас их ежегодно устраивают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани и Владивостоке. С этого года к ним присоединился и Красноярск — в городе прошла дебютная для региона выставка лодок и катеров под названием Krasnoyarsk Boat Show.
— У Красноярска есть все предпосылки, чтобы занять одну из лидирующих позиций среди городов, где строят маломерные суда. Здесь уже сегодня достаточное количество производителей, многие из которых известны во всей стране и даже за ее пределами. Главным их преимуществом является умение адаптировать конструктив судов к сложным климатическим условиям для прохождения по горным рекам. Развитие причальной инфраструктуры, в том числе строительство современной лодочной станции, также стало дополнительным драйвером развития отрасли в регионе, дав толчок к увеличению покупательского спроса на водный вид транспорта. Ведь теперь владельцам судов стало понятно, как эксплуатировать и хранить лодки в условиях городской среды. Появление домашней выставки стало своевременным ответом на запрос формирующегося в регионе рынка. Рынок готов к дальнейшему развитию, а мы в свою очередь готовы его поддерживать и стать площадкой для подобных отраслевых мероприятий. Мы целенаправленно шли к появлению своей собственной выставки и добились этого, — отмечает Агата Гавричкова.
Лодки по-красноярски
Выставка Krasnoyarsk Boat Show проходила на площадке речного клуба «Остров», созданного в 2023 Сибирским водно-моторным клубом. Она собрала порядка 20 российских судоверфей, среди которых были и красноярцы: Krasboat, «Росомаха», Аlligator, «Cевер», Discovery, Sibex и Красноярская судоверфь.
Помимо лодок на выставке были представлены и образцы другой техники, которая могла бы заинтересовать любителей активного туризма и отдыха на природе. Речь о вездеходах и болотоходах сибирского производства. Также на береговой экспозиции было представлено навигационное и эхолокационное оборудование, бортовая электроника, образцы тикового покрытия.
Причалить в кластер
Помимо выставочной части в рамках Krasnoyarsk Boat Show прошла и деловая программа в формате экспертного стола, посвященная развитию как туристического потенциала Красноярского края в целом, так и отдельных его элементов. В частности, развитию причальной инфраструктуры.
— Долгое время в Красноярске, при всех его ресурсных возможностях для организации водного досуга — Енисей, Мана, красноярское водохранилище, эта тема развивалась довольно медленно. Основным ограничением как раз выступало то, что в городе не было места, где централизованно можно было бы содержать и обслуживать водно-моторный транспорт, — говорит Агата Гавричкова.
В Красноярске таким местом как раз и стал речной клуб «Остров» — с оборудованным причалом на 130 мест, плавучей заправочной станцией, ангаром для хранения и ремонтной мастерской.
Деловая программа выставки собрала не только производителей маломерных судов, но и представителей институтов, прямо или косвенно заинтересованных в развитии этой сферы в Красноярском крае.
В условиях текущих реалий, связанных с введением санкций, эксперты отметили важность применения принципов промышленного дизайна для проектирования экстерьера и интерьера лодочных корпусов. И здесь красноярские производители не остались в стороне. Являясь активными участниками акселератора по промышленному дизайну, который с 2023 проводит Сибирский институт развития креативных индустрий, они работают над улучшением дизайна корпусов своих моделей в партнерстве с лучшими российскими дизайн-бюро и студентами местных профильных направлений.
Подводя итог дискуссии, Юлия Филатова, заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края, отметила, что работа должна продолжаться и за рамками выставки. В частности, нужна дорожная карта для комплексного развития отрасли с учетом потребностей всех заинтересованных участников.
— Выставка станет ежегодной. Следующая уже внесена в ежегодный выставочный календарь на 15…17 августа 2025. Мы же продолжим аккумулировать информацию о развитии маломерного судостроения в крае и как прежде будем консолидировать заинтересованные стороны, всех учстников процесса. По сути, «Остров» должен стать единым окном для этого сегмента, чего мы и намерены добиться. И подобные мероприятия будут играть в этом важную роль, — резюмирует Агата Гавричкова.
реклама erid LjN8KKnMJ ИНН 2460120798, АНО «Сибирский водно-моторный клуб»