Как развить в ребенке образовательную самостоятельность, почему ключевой ролью учителя становится наставничество и что выступает главным мерилом успешности обучения?
Беседуем об этом с Инной Шамрай, экспертом в глубоком смысловом образовании, педагогом, наставником, профориентологом, основателем и руководителем образовательной экосистемы для детей с 0 лет до 11-го класса «Солнечный город» в Красноярске.
Как вы определяете и из чего конструируете образовательную самостоятельность ребенка?
— Давайте сразу обозначим, что образовательная субъектность, а мы работаем именно с ней, не равна учебной самостоятельности и умению учиться. Образовательная субъектность — способность выстраивать собственный образовательный маршрут, ответственно двигаться по нему, анализируя пути достижения цели, преодолевая внешние преграды и собственную инертность, в образовательном контексте. Здесь важна академическая успешность ученика по всем предметам. Должен быть баланс, так как образовательная субъектность не может быть высокой при низких предметных знаниях и наоборот. Это соотношение всегда отражается в бланке индивидуальной конференции каждого ребенка и позволяет наглядно анализировать сразу несколько параметров: совместную работу педагогической команды, работу отдельного учителя-предметника и работу наставника с ребенком.
Также мы регулярно оцениваем актуальный уровень развития мышления, на котором находится ученик. Это одна из основ нашей образовательной системы, на которую мы ориентируемся как на измеримый показатель наряду с единым экзаменом. Первый уровень — эмпирический: на нем ребенок осваивает выполнение заданий по образцу и решение задач по алгоритму. Ребенок может работать на этом уровне с 1-го по 11-й класс, и достижения этого уровня соответствуют отметке «пять» по классической системе оценки. Второй уровень — содержательно-теоретический: здесь осваивается общий способ действий, решение задач с зашумленными условиями и умение составлять такие задачи самостоятельно, что соответствует олимпиадному уровню. На третьем, продуктивном уровне мы способны удерживать в фокусе внимания образ конечного результата и проектировать свою деятельность по направлению к нему. Именно на этом уровне действуют предприниматели, которые и составляют большую часть наших родителей.
Как теперь вы видите свою целевую аудиторию?
— О целевой родительской аудитории у нас максимально точное представление. А главное — стопроцентное совпадение взглядов. Это исключительно деловые люди, которые привыкли много работать и точно знают, чего хотят. Им важно понимать, что гарантированно обеспечивает образовательная организация. Их требование — высокие образовательные предметные результаты, что выражается в том числе в олимпиадных достижениях, конкретных баллах ЕГЭ и ОГЭ. И вместе с этим они ожидают максимально возможной прозрачности движения к результату и тех процессов, которые происходят в школе, их управляемости. Мы глубоко понимаем своего клиента, знаем его потребности, можем дать желаемый результат и представить этот результат с помощью цифрового инструмента — платформы «Солнечного города». Язык целевой аудитории сегодня изменился, как и ее восприятие. Сейчас школу уже не рассматривают только как безопасную, комфортную и щадящую среду, где для ребенка создадут теплую атмосферу полного эмоционального принятия. Этого недостаточно. Возможно, в Сибири это ощущается еще сильнее.
Поэтому мы задаем родителю вопрос: вы хотите, чтобы ваш ребенок просто имел пятерку в году или чтобы мы его провоцировали на развитие следующего уровня мышления? Взяв главным ориентиром продвижение к следующим уровням развития мышления, мы задаем себе очень высокую планку. И чтобы ее достичь, важно грамотно использовать педагогическую провокацию: постоянно создавать такие учебные ситуации, в которых ребенок развивается без принуждения. Над этим и работает институт наставников «Солнечного города».
Как вы понимаете, что этот план эффективен?
— Если мы видим, что ребенок стремится доказать себе же, что может достичь поставленной цели, и пробует раз за разом, когда не получается. Когда образовательный трек выстроен сбалансированно и правильно, уже к 9-му классу ребенок через самоопределение приходит к собственному образу личного результата.
Учитывается ли в вашей образовательной системе глубочайшее проникновение технологий в жизнь каждого?
— Разумеется, в современном процессе обучения мы не можем игнорировать принципиальные изменения, связанные с цифровизацией. В том числе из-за этого сейчас учитель стал не источником информации, а обрел статус наставника, медиатора. Поэтому мы создали авторский продукт — интегральную модель развития образовательной субъектности с элементами системы развивающего обучения, системой наставничества, ключевой ролью учителя-медиатора. Над этим работала вся команда «Солнечного города» — непрерывно развивающаяся и живущая общим делом. Я же играю роль экспертного фильтра идей и подходов. Я не допускаю экспериментирования, хорошо ли сработает с детьми та или иная технология. Поэтому любая методика из нашей практики сначала анализируется и проверяется мной.
Вы являетесь частным образовательным учреждением, и тем не менее выходите в плотное взаимодействие с государственной системой.
— Красноярский край — регион, где частное образование демонстрирует впечатляющие результаты и становится образцом для подражания. Нам есть чему поучиться друг у друга — и государственному, и частному образованию. Не секрет, что частные школы чуть более свободны в возможностях внедрения новых практик и методик, поэтому они могут стать драйвером для развития других образовательных учреждений. Мало кто из регионов может похвастаться коммуникацией с властью, у нас же диалог настроен. Конструктивно, уверенно, в рамках закона.
Красноярск этого достоин!
реклама erid LjN8Jx4SX, ИП Шамрай И.В., ИНН 245206481330