Меню

Константин Реук: Самое темное время — перед рассветом

Иллюстрация: коллаж DK.RU

Константин Реук, гендиректор «КЗЖБИ № 1» — о том, как, а главное, зачем, даже на падающем рынке бизнес должен держать себя в рабочем тонусе.

— Считается, что строительная отрасль переживает сегодня не самый простой период. И с этим не поспоришь. Приведу лишь один показательный пример. Из-за отмены льготной ипотеки и резкого снижения строительства жилья от нас практически ушли заказы на производство изделий для многоквартирных домов (на них в лучшие годы приходилась существенная доля производственного пирога).

Как быть, когда конъюнктура рынка сменилась, и не в лучшую для твоего бизнеса сторону? Есть два основных сценария: замри (работай с тем, что есть, и жди у моря погоды) или беги (работай с тем, что есть, и попытайся найти новые возможности).

Я, как руководитель предприятия, выбираю второй подход. И это не столько ситуативное, сколько стратегическое решение. Действуй я в логике «замри», нужно было бы снизить производственные объемы, закрыть несколько цехов, распустить часть коллектива в длительные отпуска. То есть сознательно ввести и себя, и бизнес в зимнюю спячку. Но зима, так же, как и спады в экономике, не навсегда.

Рано или поздно рынок обязательно начнет расти, и вот тогда-то у тех, кто замер, наступит самое сложное время — им нужно будет просыпаться. Как говорится, самая трудная работа за день — это встать с кровати. Замереть в ожидании роста рынка — значит, потерять форму и разучиться работать над большими объемами.

Мы же хотим для своего предприятия другого: чтобы коллектив оставался в хорошем рабочем тонусе. А значит, когда начнется подъем рынка, нам не нужно будет тратить время на раскачку. Мы будем в числе первых, а не догоняющими — для успешного бизнеса это принципиально важно. Вот, что мы сделали, чтобы воплотить эту стратегию в жизнь. Первое — добавили проактивности и конструктивной бизнес-агрессии. Установка простая: если на рынке есть заказы — они должны быть нашими.

Второе — пересмотрели отношение к нашему бизнесу как к сезонному. Как и в строительстве, в производстве ЖБИ зима традиционно считается сезоном низким, а лето — высоким. Все настолько привыкли работать в этой парадигме, что даже не задаются вопросом: а можно ли действовать иначе?

Я решил, что можно, и предложил оставить эти стереотипы в прошлом: сейчас сезон у нас круглый год. Весь год мы плюс-минус стараемся держать одни и те же объемы производства и отгрузки. Быть на подъеме не только летом, а всегда!

Третье — сознательно идем на снижение маржинальности бизнеса сегодня, понимая, что завтра выиграем от этого намного больше. Чтобы иметь хороший объем заказов (на низком рынке и в так называемый «не сезон»), мы беремся за выполнение больших и при этом не самых сложных заказов.

Делать их и проще, и быстрее, но и стоят они меньше, чем сложные конструкции. То есть в моменте маржинальность бизнеса будет меньше, но по году останется в плюс-минус желаемых цифрах, а выручка даже увеличится.

Таким образом, уже сейчас предприятие загружено основным пакетом заказов примерно до мая. Причем, чтобы выполнить все их и сделать это в срок, нам понадобилось ввести вторую смену и увеличить количество сотрудников, задействованных в производстве. Реализуя такую стратегию, планируем в этом году прирасти по выручке на 10…12%.

Повторю ключевую мысль: самый темный час — перед рассветом. Бизнес, как и жизнь, идет вверх, потом падает вниз, а после опять растет. Это замкнутый цикл.

И самое главное — не просто ждать, но быть готовым к тому, что уже через секунду все изменится в лучшую сторону. Важно оставаться в тонусе и суметь воспользоваться шансом, когда он появится. А не замораживать себя и свое дело — боюсь, оттолкнуться вверх в таком состоянии может и не получиться.