Меню

Ольга Тубольцева: как не нарушить запрет на рекламу в соцсетях

Иллюстрация: DK.RU

Новое ограничение рекламы в социальных сетях породило много вопросов. В частности о том, как оно будет работать. За разъяснениями DK.RU обратился к красноярскому бизнес-юристу Ольге Тубольцевой.

Ольга Тубольцева
адвокат адвокатского бюро «Мальтов и партнеры»

В 2022 в России ограничили доступ к двум популярным соцсетям с большим охватом аудитории — Facebook и Instagram. Обе они принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской, и ее деятельность запрещена на территории РФ.

С 1 сентября 2025 в этих соцсетях российским предпринимателям запретили размещать рекламу. Разберемся в чем суть и что все это значит.

Итак, перво-наперво, на какие ресурсы распространяется запрет? Да, это не только уже упомянутые сети, но и все прочие информационные ресурсы:

  • иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России (их перечень ведет Минюст России на своем сайте)
  • общественных и религиозных объединений, а также иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской деятельности и терроризму (их список тоже есть на сайте Минюста России)
  • ресурсов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации

Важно понимать, что запрет рекламировать товары и услуги в заблокированных соцсетях касается всех — физлиц и юрлиц, рекламодателей и тех, кто эту рекламу распространяет. Также не имеет значения, на каком языке рекламируются товары и услуги, и какой аудитории она адресована. Формат в расчет тоже не берется: сторис, рилс, посты и т.д. — запрещено все!»

Чем грозит нарушение запрета? Тут все довольно прозрачно. Специального состава для этого правонарушения законодатель вводить не стал — это по-прежнему нарушение закона о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Санкции соответствующие:

  • для физических лиц, например, блогеров, — 2…2,5 тыс. рублей
  • для должностных лиц (например, руководителей компаний, имеющих бизнес- аккаунты) — 4…20 тыс. рублей
  • для юридических лиц (например, рекламных агентств) — 100…500 тыс. рублей

Причем штрафовать будут за каждый рекламный пост, сторис или рилс.

А вот с тем, что будет считаться рекламой, не все так просто. С одной стороны, есть категории, установленные законом. По ним к рекламе относится информация, которая:

  • направлена на привлечение внимания к товару, услуге, торговой марке, изготовителю или продавцу, мероприятию и любому другому объекту информирования
  • направлена на формирование и поддержание интереса к услуге
  • направлена на продвижение на рынке
  • адресована неопределенному кругу лиц, не персонифицирована

Применить эти критерии на практике и отличить рекламу от простого информирования в соцсетях помогут два документа:

  • приказ ФАС России от 14 ноября 2023 №821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы»
  • постановление Правительства РФ от 24 июля 2025 №1087 «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В целом можно сказать, что принятие поправок, ограничивающих использование запрещенных в РФ соцсетей в качестве ресурсов для продвижения и продажи тех или иных товаров и услуг, конечно, несколько осложнит жизнь предпринимателей. Однако избежать конфликта с законом вполне возможно — законодательная база уже сейчас достаточно полна и понятна. И, как юрист, я рекомендую не искать лазеек, а действовать сообразно предписанному порядку. В противном случае это будут уже не предпринимательские риски.

*) Facebook и Instagram принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена