Меню

Опрос ДК: о чем говорят рейтинги губернаторов

Автор фото: Сергей Филинин. Иллюстрация: vk.com/feelek

Всевозможные рейтинги глав регионов в последние годы выходят с завидной регулярностью. DK.RU поинтересовался у политологов и социологов, стоит ли обращать на них пристальное внимание.

Недавно канал «Пул Telegram» и The World Inform опубликовали свой рейтинг губернаторов российских регионов. Глава Красноярского края — Михаил Котюков — занял в нем 34-е место, хотя еще год назад был на пятом. Подобных рейтингов в последнее время довольно много, и оценки в них бывают очень противоречивыми. «Деловой квартал» поинтересовался у политологов и социологов, насколько все эти рейтинги отражают реальную картину успехов губернаторов и стоит ли на них ориентироваться.

Александр Чернявский, политический аналитик

Как правило, рейтинги любопытны политически активным субъектам. Они с интересом их рассматривают, комментируют — акции вверх, акции вниз. Хотя, по большому счету, для самих глав регионов реальное значение имеет только тот рейтинг, который составляется в администрации президента по KPI, в который входит очень много интегральных показателей.

Что же касается других рейтингов, то критерии у них довольно разные, и не всегда понятно, на чем они основываются. Если KPI достаточно объективно отражает картину происходящего в регионе, ведь для их оценки берутся цифры (например, Росстата), а с ними сложно лукавить, то прочие рейтинги, как правило, составляются на основе опросов экспертов. Они же бывают разными. К тому же, кто-то может хорошо понимать ситуацию в своем регионе, а о соседнем уже иметь крайне поверхностное представление. Я это постоянно замечаю, например, в комментариях так называемых московских политологов и экспертов по поводу Красноярского края. В итоге, когда начинаешь глубже изучать итоги такого рейтингования, то часто оказывается, что критерии, по которым выставляются оценки, далеко не всегда понятны.

Алексей Новиков, социолог

Если говорить о конкретном рейтинге, то, в первую очередь, хотелось бы понять принцип, на котором он основан. Мне не удалось найти каких бы то ни было оснований и методик подсчета, позволяющих понять, почему глава того или иного региона находится на определенном месте в заявленном рейтинге. Соответственно, мы не можем понять, насколько он отражает реальную картину эффективности глав регионов и вообще отражает ли. Таким образом, можно сказать, что одну из своих основных задач составители этого рейтинга не выполнили. А поскольку это так, то место того или иного губернатора в нем вряд ли стоит интерпретировать, а значит, и сам рейтинг не целесообразно делать предметом обсуждения.

Вообще же, существует список ключевых показателей эффективности глав регионов, используемых администрацией президента РФ. Эти показатели достаточно давно обсуждались в ряде источников, они в заметной степени основаны на регулярных социологических исследованиях, а не на «данных ИИ и экспертных мнениях». Эта методика понятна и доступна, с опорой на нее принимаются различные решения, и в этом смысле она отражает реальную картину событий.

Юрий Москвич, политолог

Все эти рейтинги в первую очередь важны для тех людей, которые их составляют, ведь они напрямую не говорят о самом главном — что люди ждут от губернаторов. Поэтому и относиться к таким рейтингам нужно просто как к предмету профессиональной деятельности политологов, которая в России имеет очень малое отношение к политике и к оценке тех или иных процессов.

В политике главными субъектами оценки являются люди, которые голосуют, выбирают, обозначают важные проблемы. А поскольку не во всех регионах РФ существует успешная и эффективная политическая деятельность, то и региональная власть в большей степени занята не политикой, а составлением конкретных планов и отчетов по ним. В этом смысле показатели выполнения того или иного национального проекта — это наиболее важная вещь, по которой можно судить о том, как развивается регион.

Ну и последнее. Жителям регионов рейтинги их глав, как правило, ни о чем не говорят, ведь, во-первых, они их чаще всего не видят, а во-вторых, люди считают, что власть должна решать их проблемы так, как они видят.

Читайте по теме:

Красноярец Виталий Королев стал исполняющим обязанности губернатора Тверской области

Владимир Путин, президент РФ, встретился с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы и предложил ему возглавить Тверскую область.

Двум восточным районам Красноярского края выбрали глав

Депутаты выбрали руководителей Канского и Дзержинско-Тасеевского округов. Кандидатов предложил Михаил Котюков, губернатор Красноярского края.

В Центральном районе Красноярска сменился руководитель

Максим Орешников, занимавший пост главы Центрального района чуть больше года, покинул его. Сейчас назначен исполняющий обязанности руководителя.