Авторынок `2026: время осознанных покупателей
2025 запомнится игрокам авторынка как год серьезных трансформаций. Вместе с экспертами автосалона «Центральный Премиум» выясняем, как новые вводные уходящего года повлияют на Авторынок `26.
Безусловно, самым серьезным триггером уходящего года стали новые правила утильсбора, вступившие в силу 1 декабря 2025.
По словам Сергея СУХОНОСА, управляющего директора автосалона «Центральный Премиум», эта новелла серьезно перекроит авторынок.
— Наиболее востребованными станут автомобили до 160 л. с., в возрасте от трех до пяти лет и старше. Все остальное неконкурентоспособно по отношению к вторичному рынку РФ. Это касается ввоза из Японии, Кореи и Китая. Из Японии по-прежнему актуально привозить санкционные автомобили — есть выгодные позиции в диапазоне до 160 л. с. К слову, в Китае тоже введены новации. Например, оттуда теперь невозможно привезти абсолютно новую машину. Она должна пройти «карантин» в 180 дней, побыть в собственности у гражданина КНР. Немного более выгодно в плане оплаты утильсбора везти новые авто с рынков Киргизии и Казахстана. По ним по-прежнему платится коммерческий утильсбор, но он вырос не так критично, как льготный. Из Кореи рекомендую завозить новые автомобили или с небольшим пробегом с покупкой на юрлицо и возвратом НДС. Наш автосалон активно сотрудничает со всеми перечисленными странами. Накоплен огромный опыт, и есть проверенные партнеры, благодаря чему мы сможем подыскать удачную по соотношению «цена — качество» модель в идеальном состоянии, — рассказывает Сергей СУХОНОС.
По словам эксперта, главное отличие 2025 от предыдущих периодов заключается в полной смене логики покупателя.
Если раньше вторичный рынок работал в условиях дефицита новых автомобилей и ограниченного импорта, то теперь предложение выросло, но вместе с этим увеличилась и тревожность аудитории. Люди стали осторожнее. После периода резких колебаний цен, когда за несколько месяцев стоимость автомобиля могла вырасти на сотни тысяч рублей, сформировалось массовое недоверие ко всем сегментам рынка — как к новым, так и к подержанным автомобилям, — говорит Сергей Сухонос.
На протяжении многих лет считалось, что главный инструмент быстрой продажи автомобиля — это правильно выставленная цена. В 2025 это правило перестало работать. Даже если машина предлагается с явной скидкой, вероятность отклика не выше, чем у аналогичных оферт по средней цене. Покупатель больше не реагирует только на цифру в объявлении. Он изучает происхождение автомобиля, оценивает юридическую историю, ищет независимые источники информации. Люди массово научились проверять авто по базам ГИБДД, страховых компаний, истории ремонта и сервисных карт. Любое подозрение — и интерес к автомобилю исчезает.
Параллельно с этим развивается еще один фактор — потеря доверия к частным объявлениям. Растущее количество схем с перекупкой, юридически не чистыми машинами, фальшивыми ПТС, скрученными пробегами и псевдосервисной историей делает покупателя подозрительным. Он не верит даже хорошему предложению, если не видит полной прозрачности.
— Покупательский спрос не исчез полностью — он просто трансформировался. Люди никогда не перестанут приобретать автомобили. Современный покупатель стал требовательным, осторожным и ориентированным на подтвержденные источники. Все это может предоставить автосалон с проверенной, устойчивой репутацией и высокими внутренними требованиями к техническому обследованию и юридическому сопровождению. Фокус на прозрачности, дотошности в работе только усилится в 2026. Клиенты пойдут к тем, кто способен гарантировать максимальную безопасность сделки на всех этапах. Важно сформировать полное доверие: документально, технически, визуально. Прозрачность, юридическая чистота, предсказуемые затраты на владение, полная история и готовность к профессиональной проверке — вот ключевые факторы, которые определяли нашу работу в уходящем году и будут только прирастать в 2026, — подчеркивает Сергей Сухонос.
Еще один тренд 2025 — география. Все чаще покупатели готовы рассматривать автомобили только в своем регионе и даже городе.
Думаю, что этот фактор продиктован ситуацией с повышением утильсбора. Люди опасались делать заказы, предпочитая покупку на месте, пока не выросла цена. В этом смысле наш автосалон оказался в выгодной ситуации, поскольку в новом шоуруме у нас представлена широкая линейка моделей, в том числе премиум-класса. Среди 400+ авто легко можно найти автомобиль мечты с хорошим соотношением «цена — качество», — добавляет Сергей Сухонос.
Что касается перенасыщенности авторынка России автомобилями, то предложений в сегментах Luxury и Premium никогда не было много. Также ряды многих популярных премиальных марок поредеют из-за новых правил утильсбора и ужесточения в сфере «серого» импорта. Соответственно, цены на них только вырастут, и ждать каких-то необоснованных скидок и суперпредложений не приходится. Именно поэтому летом 2025 наблюдался скачок продаж в люксовом сегменте — плюс 25% по отношению к аналогичным покупкам 2024.
По мнению Сергея Сухоноса, 2026 станет началом эры дорогих автомобилей.
Повышение утильсбора и рост НДС неминуемо приведут к более высоким ценам — как на первичном, так и на вторичном рынке. Возможно, какие-то бренды начнут компенсировать ставки по кредитам, но рост НДС дилеры неминуемо заложат в цену. Все это приведет к оттоку покупателей на вторичный рынок, а также в те автосалоны, которым удалось аккумулировать широкий модельный ряд новых авто до нововведений на авторынке. Произойдет «ревизия модельных рядов» — нерентабельные модели исчезнут, и какие-то марки будет сложно приобрести. Единодушная рекомендация всех автоаналитиков — покупать автомобиль до Нового года. Сегодня это, пожалуй, одна из самых стратегически выгодных покупок с инвестиционным потенциалом.
ТОП3 продаж в сегментах Luxury и Premium в России в 2025
Luxury
1 — Lamborghini Urus 2 — Rolls-Royce Cullinan 3 — Bentley BentaygaPremium
1 — BMW 2 — Exeed 3 — TankЭлектрокары
1 — «Амберавто А5» 2 — Zeekr 001 3 — Evolute i-JoyИсточник: агентство «Автостат»
Реклама. ERID 2W5zFGq2SzC ООО "Сибавто" ИНН 2411019548