Екатерина Демина: Бизнес — это путь к себе
Для Екатерины Деминой, сооснователя сети «СушиSell», путь к успеху оказался не прямой дорогой от бизнес-идеи к миллионным оборотам. Ее история — о риске, неизвестности и внутренней трансформации.
Сжечь мосты, чтобы получить энергию, пройти через выгорание, чтобы найти баланс, превратить личные ценности в стратегию, меняющую жизнь сотен партнеров и клиентов по всей стране.
«Эффект чужака»
В 2013 Екатерина Демина с мужем Дмитрием переехали в Красноярск из Санкт-Петербурга с конкретной целью — запустить свое дело. Идея для бизнеса созрела на стыке личных обстоятельств и рыночной конъюнктуры. Явным трендом начала 2010-х в Петербурге были суши-шопы, а дополнительным сигналом к действию стал успешный опыт брата Екатерины, открывшего доставку суши в Новосибирске. На деле же ожидание и реальность разошлись кардинально.
В Питере суши-кафе и суши-доставки были, что называется, на каждом углу. Идея привести этот новый формат в Красноярск казалась нам тогда беспроигрышной. Верили в нее настолько сильно, что сожгли мосты, уволились с работы, отправили контейнером вещи из Петербурга в Красноярск, а сами полетели на самолете. Но, прилетев, поняли, что в Красноярске тоже есть жизнь! Доставка суши в городе уже работала — не меньше 20…30 компаний. Конкуренция пугала, но отступать было некуда, — рассказывает Екатерина Демина.
Этот осознанный прыжок в неизвестность сооснователь «СушиSell» называет «эффектом чужака». Он лишает привычного окружения и контекста, но дает колоссальную энергию. «Чужака» не все любят и смотрят на него свысока. Но именно это позволяет быть решительнее, сильнее… и честнее с самим собой.
— Стартовая мотивация для того, чтобы заняться бизнесом, а не идти в наем, была простой и мощной: жажда денег и свободы. Ирония в том, что в первые годы свободы стало куда меньше: работали вообще без выходных. Причем всей семьей: я, муж, мой брат. И поваром, и администратором, и курьером. С сумкой наперевес лично доставляли заказы в темные подъезды и не внушающие доверия общежития. Но это не останавливало, потому что было ясно, зачем все это. В те годы моим любимым днем было 1 января — единственный день, когда не работали ни доставка, ни наша тогда еще небольшая команда, — вспоминает Екатерина Демина.
Демпинг как бизнес-стратегия
Главным козырем на тесном рынке доставки суши для нового игрока стала радикально низкая цена. В 2013 «СушиSell» продавали килограмм суши за 550 рублей, в то время как у конкурентов один ролл мог стоить 300 рублей.
Представляете, как сильно мы демпинговали! Кстати, такого слова мы тогда и не знали. Эта стратегия начала работать не сразу. Поначалу к такой цене клиенты относились с недоверием. Однако, попробовав продукт и убедившись в его хорошем качестве, они стали постоянными покупателями и начали приводить друзей, — вспоминает сооснователь «СушиSell».
Период стремительного роста бизнеса (всего за несколько лет «СушиSell» стала одним из лидеров Красноярска в сегменте доставки суши) и личного погружения во все процессы стал для Екатерины Деминой суровой школой. Все развивалось по классике — от выгорания и тупика до выстраивания структуры и умения делегировать.
Выйти из операционки заставило рождение первого ребенка. Сначала был внутренний конфликт: я очень хотела работать в прежнем режиме, но не могла. Однако скоро обнаружила, что процессы можно выстроить иначе, а без меня ничего не развалится! Этот опыт стал школой тайм-менеджмента и делегирования. Сегодня стараюсь выстраивать рабочий график так, чтобы вечер и выходные проводить с детьми. Бывают исключения, но это именно исключения, а не правило.
Магнит амбиций
Сегодня «СушиSell» в Красноярске — это 18 филиалов и около 500 сотрудников, а по всей России — динамично растущая франчайзинговая сеть с глобальной целью — открыть 500 точек. Екатерина убеждена: такое масштабирование невозможно без четко сформулированных ценностей компании. Они одновременно служат и фильтром при формировании команды, и компасом для выстраивания стратегии.
Пока компания маленькая, роль фильтра играет руководитель. Но как только она вырастает, решения начинают принимать другие люди. Поэтому критически важно, на что они опираются, какие у них настройки.
Ценности «СушиSell»: открытость, качество, развитие — были сформулированы еще в 2017 и с тех пор не просто висят на стене, а живут. Регулярно сверяем их с реальностью на стратсессиях и, если нужно, видоизменяем. Так, «честность» когда-то трансформировалась в более практичную «открытость» — готовность делиться с рынком и партнерами и победами, и ошибками. Недавно родилась ценность «комьюнити» — осознание бизнеса как центра притяжения и создания сообщества, — рассказывает Екатерина Демина.
Не менее мощным магнитом, притягивающим в компанию таланты и партнеров, стали амбициозные и публично заявленные цели. Сначала — стать доставкой № 1 в Красноярске, затем — занять лидерские позиции в России.
Цифра в 500 филиалов поначалу пугала, казалась нереальной. Но когда начинаешь ее проговаривать, разбирать на этапы, она становится осязаемой. И понимаешь, что можно «съесть слона по кусочкам». Особую гордость вызывает то, что первыми франчайзи становились наши же сотрудники и друзья. Когда люди внутри компании хотят купить франшизу — это высшая форма доверия. Доверия к продукту и бизнесу, где слова не расходятся с делом, — говорит сооснователь «СушиSell».
Цели за горизонтом прибыли
Масштабирование бизнеса закономерно вывело «СушиSell» на новый виток развития — от эффективной бизнес-машины к социально ориентированному проекту. Сегодня компания инвестирует в создание нового качества жизни в городах своего присутствия. В этом году «СушиSell» вместе с франчайзи-партнерами провели 140 детских мастер-классов и 40 праздников по всей России, в том числе в малых городах. Это не классическая благотворительность, а естественное продолжение философии компании, где ценности «создавать сообщество» и «быть полезным» обретают практическое воплощение.
Сооснователь «СушиSell» говорит: этот переход от прагматики к смыслам стал для нее главной ежедневной мотивацией.
Франшиза «СушиSell»Большинство людей запускают свой бизнес потому, что хотят другого уровня жизни для себя и своей семьи. Но, достигнув их, мы переходим на другой уровень, начинаем мыслить другими масштабами: ставим цели, которые могут серьезно изменить жизнь множества людей. Мне нравится смотреть, как меняется жизнь тех, кто открывает нашу франшизу. Видеть их рост и то, как они становятся сильнее, преодолевая вызовы. Это и есть самый ценный результат, — резюмирует Екатерина Демина.