Кукума или Фру-Фру: как лошади живут в Красноярске
2026 считается годом Лошади. Изображение животных мы видим везде. В Китае в начале года стала популярна плюшевая игрушка «Кукума» («плачущая лошадка»). Ей ошибочно пришили улыбку «вверх ногами».
На протяжении тысячелетий именно лошади были спутником человека на войне, в домашнем и сельском хозяйстве. Люди кочевали, воевали, передвигались по суше и, наверное, не могли представить жизни без этих животных. Множество важных памятников искусства и литературы сохранили их образ. Вспомним Холстомера или гибель Фру-Фру на скачках в «Анне Карениной». Кажется, сейчас грациозная кобыла Вронского все чаще превращается в смешную Кукуму, а лошади чем дальше, тем больше становятся уходящей натурой.
На самом деле животные по-прежнему являются и частью бизнеса (сельскохозяйственного и не только), и важной составляющей жизни красноярцев. Мы решили исследовать, как по-разному могут взаимодействовать с лошадьми жители большого города.
Большой круг ипподрома
Красноярский ипподром вошел в список объектов, которые могут обновить к 400-летию города. На сайте КИП «Енисейская Сибирь» размещено описание инвестиционного проекта, стоимость которого составляет 1,66 млрд рублей. Масштаб возможных вложений объясним: ипподром — часть истории города и один из центров притяжения сообщества людей, для которых общение с лошадьми является чем-то очень важным.
— Основная задача ипподрома — проведение тренинга и испытаний племенных лошадей региона. Бега позволяют определить самых резвых, сильных и выносливых, это дает возможность улучшить породу. Это четкая система, которая начала формироваться еще в Российской империи и в основе своей сохраняется и сейчас. Однако в нулевые из нее была исключена важнейшая составляющая — конный тотализатор, который, отмечу, функционировал даже в годы советской власти. Это был важный источник дохода, и сейчас ипподром существует в основном на энтузиазме коневладельцев и при поддержке спонсоров, — объясняет Андрей ШЕВЕЛЕВ, судья-комментатор Красноярского ипподрома.
Центр конной жизни
Помимо спонсорских вложений и оплаты от владельцев лошадей, гостей, проката и прочего, функционирование ипподрома зависит от бюджетов различных уровней (например, это касается крупных соревнований, таких как Большой Сибирский круг).
Действительно серьезную поддержку власти оказали в 2023, когда собственник объекта (входит в структуру АО «Росипподромы») выставил его на продажу. Ипподром находится в центре города, и, возможно, кому-то это место показалось очень притягательным. Благодаря общественному резонансу и включенности депутатов разных уровней ипподром удалось отстоять. Собственник отменил решение. Представители городского парламента приняли решение освободить объект от уплаты земельного налога сроком на три года. В 2024 льгота была продлена еще на три года.
Почему ипподром оказался так важен горожанам и кто все эти люди, которые встали на его защиту? Андрей Шевелев объясняет, что с 2006, когда начали предоставляться такие услуги, как прокат, иппотерапия и прочее, ипподром стал важнейшим центром конной жизни в городе. Сейчас здесь проходят бега, спортсмены тренируются, любители занимаются верховой ездой, а горожане проводят время с семьей в пони-клубе.
Бега, скачки и вообще, назовем это так, конные забавы с участием лошадей — один из смыслов сельской жизни. А возможно, и важная часть идентичности русской нации. Скрепа, если хотите. Орловские рысаки — это наша гордость, их предлагали включить в список наследия ЮНЕСКО. Но при этом нужно знать: занимаясь лошадьми, ты никогда не выйдешь в плюс; в лучшем случае будешь близок к нулю, — поясняет Андрей Шевелев.
Коневладельцы региона — это крупные сельские хозяйства, фермеры. Или просто любители, для которых основным источником денег является бизнес (например, строительный, ремонтный, автомобильный и так далее), а кони — это хобби.
Любовь и деньги
Система работы с лошадьми, которые выступают на бегах, похожа на спортивные сборы. В квалификационных заездах принимают участие двухлетки, которые только начинают выступать на ипподроме. После того как они «прошли квалификацию», для них начинаются сами бега. Они длятся до октября и проходят каждую субботу. На зиму многие лошади возвращаются домой.
Вложения в беговую карьеру действительно немалые. Даже если рассчитывать по разряду «базовый минимум», они сопоставимы с затратами в профессиональном спорте.
Покупка одной лошади обойдется от 150 тыс. до 1 млн рублей и выше (на стоимость влияют как собственные показатели, так и наличие титулов у родителей рысака). Доставка (например, из Краснотуранского района в Красноярск) — 60 тыс. рублей. Содержание на ипподроме — 25...30 тыс. рублей, сюда входит собственно постой, кормление, работа с тренером.
Для перехода на уровень профессионального спортсмена придется купить не только лошадь, но и амуницию. Например, седло стоит от 30 тыс. рублей. Плюс оплата работы тренера, стартовые взносы за участие в соревнованиях и далее до бесконечности. Могут понадобиться затраты на ветеринара, и, скорее всего, вы не сможете их исключить как нецелевые. Ведь лошадь — это не спортивный снаряд, а живое существо.
Немалые вложения ожидают и тех, кто решил заниматься верховой ездой. Порог входа здесь обычно составляет 12 лет, и поначалу требуются только затраты на экипировку (специальные бриджи, шлем и прочее) — в пределах 100 тыс. рублей.
Именно поэтому для нас так важны хорошие конюшни и дорожки. Грунт должен быть хорошего качества, правильно скошена трава, грамотно организованы препятствия. Иначе животное, каким бы сильным и выносливым оно ни было, может травмироваться. А для всех, кто с ними работает, важно бережно к ним относиться. Все мы, кто работает с лошадьми, делаем это из любви, — поясняет Ирина РАДИОНОВА, начальник производственного отдела Красноярского ипподрома.
Возможная реконструкция ипподрома вызывает и надежды на улучшение, и тревогу. Многое из того, что здесь находится, требует ремонта или замены. Однако, считает Андрей Шевелев, реконструкция, если она случится, должна быть максимально бережной по отношению и к сообществу, которое сложилось вокруг ипподрома, и к рысакам, которые выходят на дорожки. Возможно, лошади и люди, которые составляют «круг единомышленников», — более важный результат жизни ипподрома, чем любой Большой круг.
Потребность в свободе
Человек может по-разному выстраивать общение с лошадьми, даже будучи жителем большого города. Кто-то выезжает пару раз в году на конный двор, кто-то отправляется в поход по горам Алтая. Для кого-то эти животные становятся стимулом развития или вектором смены профессии.
Алена ЛИННИКОВА, сооснователь и идейный вдохновитель усадьбы «Благодать», пришла к конному делу после 12 лет в прокатном бизнесе. До этого была маркетологом в крупной компании. Узнала о методе ипповенции и поняла: именно этим она хочет заниматься. Последовало обучение, а затем появилось место, где лошади живут в условиях, максимально приближенных к природным.
Когда у лошадей закрыты все базовые потребности: безопасность, доступ к еде, воде, необходимость в движении, в выстраивании отношений в табуне, — они могут начать открываться для взаимодействия с людьми. А мы в свою очередь можем получить уникальный опыт общения с этими животными, — рассказывает Алена Линникова.
Верховой дзен
Территория усадьбы составляет 20 га. Она находится под Красноярском, на высоком берегу Енисея. Сейчас здесь 34 лошади, они свободно перемещаются на открытой площади — потребность в движении полностью удовлетворена. При необходимости больных или ослабленных животных переселяют в конюшню. На время сильных морозов всех накрывают теплыми попонами. В сильную жару лошади уходят под тень навесов.
Хозяевам усадьбы принадлежат две лошади, остальные находятся на постое. Стоимость этой услуги составляет 20 тыс. рублей в месяц. Сумма обеспечивает питание (на лошадь в среднем в месяц уходит 700 кг сена), уход и, собственно, место в усадьбе. Основные расходы владельцев бизнеса — оплата труда работников, электричества, сена, ГСМ для техники, налогов и прочего.
Из животных сформированы два табуна, в которых они могут общаться в соответствии с собственной сложной иерархией. Хозяева лошадей их навещают, ездят верхом или занимаются аджилити.
У одного из таких коневладельцев, Надежды АНДРЕЕВОЙ, здесь находятся две лошади. И у нее есть собственный опыт того, как можно сочетать общение с животными и жизнь в Красноярске.
Надежда Андреева занималась лошадьми с детства. Увлекалась конным спортом, принимала участие в соревнованиях. Повзрослев, поняла, что ее не устраивает система обращения с лошадьми в спортшколе. Ушла оттуда, вдохновившись идеями доверительного общения и работы без амуниции.
— В спортшколе у меня осталась любимая лошадь, и я поставила цель выкупить ее. Сделать это получилось только через пять лет, когда ей было двенадцать. В марте Афине исполнится 27 лет, и она до сих пор со мной. Вместе со второй лошадью, Апатой, содержится в усадьбе «Благодать». Сейчас я директор по маркетингу, сопровождаю сразу несколько предприятий. Лошадей удается навещать несколько раз в неделю. Со старшей, Афиной, почти не работаю верхом, хотя ее состояние, несмотря на возраст, позволяет. Апата несет легкую верховую нагрузку. Занимаюсь с лошадьми гимнастикой, учу разным трюкам и просто общаюсь, — рассказывает Надежда Андреева.
Содержание лошадей, как мы выяснили, — дорогое хобби. Серьезно вложиться придется уже на этапе приобретения. Хотя порой животное появляется у владельца бесплатно. Это, как правило, история спасения. Но в любом случае надо оплачивать постой и содержание, понадобятся деньги на ветеринара, коваля, специальные подкормки и дополнительные корма, амуницию, берейтора и коновода... Однако это хобби пусть и требует значительных вложений, но в то же время стимулирует собственное развитие.
Лошади — очень позитивные создания, общение с ними дает состояние абсолютного душевного равновесия. А еще это мои друзья. Примерно такие чувства, думаю, есть у большинства владельцев собак. Представьте, что у меня просто очень большая собака, — делится Надежда Андреева.
День в табуне
Если с конным прокатом, обучением верховой езде или иппотерапией все понятно, то ипповенция и для Красноярска, и для России относительно новое явление. Вероятно, поэтому в основном гости усадьбы, которые обращаются за таким опытом, — жители Центральной России, а некоторые и вовсе приезжают из-за границы.
Ипповенция — взаимодействие человека и лошади. Она требует специального обучения, знаний и навыков на стыке психологии, психотерапии, умения работать с лошадьми и так далее. В результате человек получает опыт, который может оказать терапевтическое воздействие.
Выглядит это как прогулка в табуне в сопровождении ведущего. Он исключает опасные ситуации и помогает настроить общение, например, обращая внимание на положение ушей или тонус мышц. Этот метод открывает возможность взглянуть на себя со стороны (как вариант, увидеть, насколько ты готов принять свободу воли другого), получить ответ на запрос или понять про свою жизнь что-то важное.
Мало кто из животных так притягивает человека, так занимает его разум, эмоции и чувства, как лошади. Почему так завораживает зрелище свободно бегущего по степи табуна? И чему нас может научить табун или одна лошадь? Может быть, тому, что нужно принимать решение другого существа быть с тобой рядом — или не быть. Научить умению просто следовать рядом, вместе выйти на высокий берег Енисея и смотреть вдаль, — размышляет Алена Линникова.
Читайте также:
Красноярскому ипподрому ищут инвесторов для модернизации
Обновить объект планируется не позднее 2028. Дорожная карта уже готова и сейчас проходит согласование.
Смешались в кучу кони, люди: прокуратура нашла нарушения на ипподроме «Мустанг»
Прокуратура Красноярского края проверила конный клуб «Мустанг» после публикаций в СМИ фото изможденных животных и нашла нарушения.
Виктор Трепашко: Чтобы из Красноярска попасть на «Формулу-1», нужно быть быстрым
Реально ли для сибирского спортсмена стать профессиональным гонщиком, сколько это стоит и почему в городе нужно развивать картинг?