Меню

449 дней падения с небес на землю

В ночь на понедельник 15 сентября 2008 г. (449 дней тому назад) одна из крупнейших банковских структур мира — американская Lehman Brothers обратилась в суд с заявлением о банкротстве. Долги холд

Красноярск почувствовал приближение мирового финансового кризиса еще до того, как о нем объявили официально. Уверенность в завтрашнем дне летом 2008-го пошатнула авиакомпания «КрасЭйр», которая в самый пик отпускного сезона перестала выполнять свои обязательства перед пассажирами и за считанные месяцы рассыпалась, как карточный домик. Вскоре курс доллара пополз вверх, а спрос на товары и услуги — вниз. В некоторых отраслях в провальные месяцы спрос в Красноярске падал до нулевой отметки. Весной долги по зарплате в регионе перевалили рубеж в 500 млн руб. Сейчас число официальных безработных в крае сократилось, с долгами по зарплате рассчитались почти на 90%. Однако среди красноярских предпринимателей нет единого мнения о том, пройдено ли дно кризиса. Часть из них считают, что оно еще впереди.


В ночь на понедельник 15 сентября 2008 г. (449 дней тому назад) одна из крупнейших банковских структур мира — американская Lehman Brothers обратилась в суд с заявлением о банкротстве. Долги холдинга на тот момент составляли $613 млрд. Это стало переломным моментом — внутренние кредитные проблемы США переросли в глобальный финансовый кризис.

Крах «КрасЭйр»
В Красноярске запахло жареным раньше. Скандал разразился в августе — флагман красноярского бизнеса авиакомпания «КрасЭйр» не смогла взлететь в прямом смысле слова. Заправщики из-за долгов отказались обслуживать суда красноярского авиаперевозчика. Не спасли ситуацию и 24 тыс. тонн топлива, выделенные государством. В результате «КрасЭйр» лишилась лицензии и была объявлена банкротом. Счетная палата РФ провела проверку деятельности авиаальянса AiRUnion, флагманом которого была компания «Крас-Эйр», и пришла к выводу, что проблемы у перевозчика возникли еще в 2006 г. Несмотря на то что объем перевозок в целом по России рос, экономические показатели «КрасЭйр» снижались. Авиа-компания испытывала значительный недостаток собственных средств и начала жить «в долг». В Арбитражном суде лежит множество заявлений о включении в список кредиторов «КрасЭйр». Авиаперевозчика погубило негативное влияние внешних факторов (рост цен на топливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов) плюс неэффективный менеджмент. Кредиторов у авиакомпании было больше сотни, однако смогут ли они получить свои деньги — так и неясно. «Я думаю, что часть самолетов «Крас-Эйр» вообще летать больше не будет — суда изношены. Оставшаяся часть авиапарка будет распродана за «копейки». Кто станет покупать суда по реальной цене? Кризис на дворе», — комментировал «ДК» ситуацию аналитик Альфа-Банка, специализирующийся на транспортном рынке, КОНСТАНТИН БЕЛЕЦКИЙ. Так ощущение стабильности в городе потеряли многие. Ситуация с Lehman Brothers лишь усилила в них чувство тревоги.
Холодные воспоминания о теплой зиме 2008-го
6 октября рухнул индекс РТС (на 19,1% за день), а 8 октября вслед за ним — индекс ММВБ (на 14,35% в течение полутора часов после открытия биржи). Падение было столь резким, что пришлось даже остановить торги. В течение октября индексы продолжали скачкообразно падать. В дальнейшем объем торгов, упавший в несколько раз, так и не поднялся до объемов, сопоставимых с докризисными. Ставки по кредитам поползли вверх. Банки стали осторожнее в выборе заемщиков, а к концу года практически остановили «длинные» кредитные линии. Банкиры потребовали от крупных кредиторов немедленного погашения долгов. Что повергло в шок многих предпринимателей. Компании резко стали сокращать свои расходы. Первой под нож пошла реклама. Спрос на услуги в некоторых агентствах упал практически до нуля. Были примеры, когда клиенты отказывались даже от частично оплаченных заказов. Директор рекламной компании «Медиацентр» ОЛЬГА ЗОЛЬНИКОВА вспоминает, что в конце октября 95% заказов, сделанных ее компании накануне, были сняты. Что касается запланированных на декабрь новогодних эвент-мероприятий, то ситуация по ним оказалась плачевной. «Нам были заказаны четыре крупных новогодних банкета, и все были отменены. Правда, в первой декаде декабря некоторые клиенты вновь обратились к нам — но уже с гораздо более скромными запроса- ми», — рассказали в «Медиацентре». В офисах запахло котлетами. Многочисленной армии менеджеров сократили зарплату или же перестали ее выплачивать вовремя. На волне спада спроса в кафе и ресторанах в городе начали расти сети столовых. До последнего в кризис не хотели верить «одежники». Пытались связать отсутствие спроса на зимние коллекции с глобальным потеплением. В начале зимы в городе было 8 градусов тепла. Вскоре одежные ритейлеры ощутили кризис в полной мере. Спад продаж в некоторых магазинах достиг 70%. Чтобы стимулировать продажи, многие участники этого рынка пошли на снижение стоимости товара — как на старые, так и на новые коллекции. Игроки этого рынка утверждают, что накануне Нового года они не делали этого никогда за всю историю развития одежного рынка. ОЛЕГ АХРАМОВИЧ, директор компании «Завам»: «Снижение спроса за последние два месяца 2008 г. свело на нет рост одежного рынка за весь предшествующий год».
А было ли дно?
Нехватка наличности на рынке привела к возвращению бартерных схем. К ним прибегли рекламисты и медийщики, производственники, застройщики. На строительном рынке доля бартерных сделок у некоторых компаний доходила до 80%. Весной же на рынке появились несколько компаний, готовых оказывать посреднические услуги в бартерных сделках. Строители, переживающие колоссальный спад продаж, пошли в подряд к государству. В тендерах за госзаказы участвовали и продолжают участвовать десятки строительных компаний. С августа-сентября 2009-го банки начали снижать ставки по потребительским кредитам. Вслед за этим на рынке стали звучать оптимистичные прогнозы. В начале осени губернатор Красноярского края АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН в интервью «ДК» сказал: «Дно управленческих решений пройдено». На минувшей неделе Премьер РФ  ВЛАДИМИР ПУТИН заявил, что дно кризиса позади. Однако политикам верят не все красноярские бизнесмены. Их забота — успокоить электорат. Бизнесменам же надо с холодной головой просчитывать ситуации. И делать выводы исходя из фактов.
Очевидцы
Александр Кангун, соучредитель ГК «Крепость»
«Знаете, почему японцы не любят отдыхать в Эмиратах? Эмираты — это страна, которой нет, — так они считают. Это мираж в пустыне, нереальность. Нереальность была и у нас, когда все росло «на пустом месте». Теперь мыльный пузырь лопнул, все становится на свои места. Поэтому я говорю сотрудникам: кризиса нет, есть возврат к реальности, с небес на землю. А падать всегда больно».
Игорь Шиманский, директор строительной компании «СибЛидер»
«До кризиса мы имели накопленный за несколько лет работы финансовый потенциал и взвешенные производственные планы на ближайшие 3 года. На сегодня значительная доля этого потенциала съедена кризисом, а производственные планы отброшены на несколько лет. Все это уже привело к тому, что «СибЛидер» не произвел запланированный ранее снос ветхих двухэтажных домов в Кировском, Советском районах, Николаевке. Пострадали не только мы, но и обычные люди, которые 20–30 лет ждали расселения и сноса». Основные кризисные рынки в городе
Иномарки стали роскошью, а не средством передвижения
Рынок новых иностранных авто просел в Красноярске примерно на 60%. В «плохие» месяцы спад продаж по некоторым брендам достигал 100%. Больше других в кризис пострадали популярные бренды среднего ценового сегмента.
Рестораторы запасаются минералкой
Спад на рынке общепита за год составил около 20%. В дорогие рестораны красноярцы ходить не перестали, однако денег в ресторанах они теперь оставляют гораздо меньше. Например, состоятельная публика почти перестала заказывать дорогой алкоголь.
Связисты засели в «тихой гавани»
Рынок телекоммуникаций остается одним из самых стабильных в кризис. Причина проста — связь стала предметом первой необходимости. Сложности связистам подбросили разве что корпоративные клиенты, часть из которых отказалась от оплаты разговоров своим сотрудникам. Однако, как уверяют связисты, на устойчивость бизнеса это не повлияло.