Меню

Александр Назаров: «Я НЕМО» — это история про становление малого бизнеса»

Полтора года он говорит: музыкантом быть не выгодно. При этом записывает альбом и выпускает клипы. Александр Назаров рассказал DK.RU, как построить микробизнес с помощью видеодневника.

Прошлым летом фронтмен красноярской группы Rocco Александр Назаров запустил сольный проект «Я НЕМО». Музыкант выбрал для старта необычную форму видеодневников. В итоге получилось настоящее «реалити-шоу», рассказывающее о тернистом пути провинциального музыканта «из гаража на стадион». Премьера дебютного альбома состоится 30 ноября 2017 года в баре «Фирма». Сегодня Александр подводит первые итоги раскрутки ноунейма. 
 
 
Группа Rocco была достаточно популярна. Вы записали три альбома, вышли в финал международного фестиваля Emergenza в Германии… Почему была поставлена точка, а ты начал сольную карьеру? 
 
— Сольный проект не был для меня чем-то абсолютно новым. Музыкой я занимаюсь со школы и уже в 2008 году хотел сделать группу одного человека, в которой бы выполнял все функции. И это хорошо, что тогда в мою жизнь ворвалась группа Rocco, и тема отложилась. Шишек я бы набил гораздо больше, чем сейчас. 
Но и в Rocco я тоже был один в нескольких ролях: менеджер, фронтмен, автор песен… Тем не менее, это был коллектив из трех человек. И для того, чтобы развиваться дальше, нужно было всем троим смотреть в одну сторону. У нас так не случилось. Каждый имел свои устремления и планы, которые не совпадали. 
 
— Идея набрать новый состав, оставаясь группой с уже известным именем, не рассматривалась?  
 
— Такой вариант действительно был. Есть же группы вроде «Блестящих», где составы меняются, а бренд остается. Но с этим англоязычным продуктом нужно было бы идти на восточный рынок, потому что со временем пришло понимание: стремиться на Запад не стоит, а вот Китай «съест» все. И поход на восток тоже потребовал бы колоссальных усилий и нужно было четко знать, зачем тебе это нужно, и кто идет рядом с тобой. Я задал себе этот вопрос и ответил: я хочу делать совсем другую музыку в моей стране на родном языке. В этом случае нет смысла сохранять старый бренд. 
 
Миллион на старте
 
Рассказывая о начале проекта, Александр Назаров говорит, что название появилось как обозначение ноунейма, музыканта без имени. Однако торговая марка «Немо» была уже занята множеством компаний (в том числе Диснеем), пришлось добавить слово «Я». 
 
 
— Как родилась идея запуска проекта в виде видеодневника со всем этим творческим и экономическим «стриптизом»?
 
— За пять лет работы в группе Rocco накопилось много информации о том, что и как делать независимому музыканту в мире шоу-бизнеса. Этот опыт —  мои личные успехи и ошибки. Что-то приходилось делать наощупь, до каких-то необходимых вещей просто не дошли руки. Тем не менее, многое получилось. Ты уже упомянула наше выступление на международном фестивале Emergenza, где я был признан лучшим вокалистом. Мы открывали концерт группы Deep Purple в Ледовом дворце Санкт-Петербурга. Несмотря на это, много надежд разбилось о суровые рифы действительности, много мифов развенчалось на наших глазах. В сольном проекте я решил не только не повторить ошибок, но и предостеречь от них других музыкантов. 
 
— Про деньги в творчестве ты стал говорить раньше Юрия Дудя*. Итак, сколько было вложено в проект? 
 
— Примерно один миллион рублей. 
 
— Это деньги инвестора?
 
— Нет, это мои личные деньги. Инвестор проекта — я. 
 
— На что были потрачены эти вложения?
 
— Мы сняли более 100 видео, из них 10 –  полноценные видеоклипы на мои песни и кавер-версии известных хитов. Этот контент нужно продвигать, что тоже требует денег. Сейчас мы записываем альбом. Я говорю мы, потому что весь материал в «Я НЕМО» делается силами трех человек. Помимо меня, это Арсен Артемьев-Горчица, у которого есть своя студия и он отвечает за звук, и Артем Батура — это красноярский оператор, с которым мы сделали все мои видеоклипы. Немалая часть денег как раз ушла на оплату услуг моих коллег (смеется). 
 
—  На каких площадках происходит продвижение в интернете?
 
— Для старта я завел свой канал на YouTube и группу в VK. Начал  целенаправленно прокачивать именно  ВКонтакте — сейчас там примерно 21 тысяча подписчиков. Канал на YouTube живет собственной жизнью, на него подписаны 4 тысячи человек. Люди пришли сами по себе, я над этим специально не работал. 
 
— Почему не выходите на другие площадки? 
 
— Надо выходить. Просто руки не доходят. 
 
— Старт в VK себя оправдал? Попали в аудиторию?
 
— Собственно, других вариантов особо и не было, потому что основная аудитория потребителей музыки — люди в возрасте до 25 лет. К примеру, мы в Rocco играли довольно олдскульную музыку, эдакий хард-рок 70-х. Наивно полагал, что эту музыку любит солидная, платежеспособная аудитория 40+. Вот они-то и будут ходить на наши концерты. Ничего подобного. Этим людям не нужна была группа Rocco или какая-то другая группа со схожей стилистикой. Им нужны Led Zeppelin и Deep Purple. Отсюда вывод: чтобы ты ни делал, в каком бы стиле ни играл, ориентируйся на молодежную аудиторию. До 25 лет люди готовы воспринимать что-то новое. Все, кто постарше, хотят слушать песни в формате «по волнам моей памяти». Именно поэтому с гастрольными турами по стране до сих пор продолжают ездить полутрупы русского рока. Последний раз вброс новых имен в массовую аудиторию фанатов этого направления произошел в начале нулевых, когда свежей струей в эфир ворвалось «Наше Радио» со всеми «Би-2», «Смысловыми галлюцинациями» и так далее. После — выжженная земля. Только в последние несколько лет ситуация стала меняться. Все больше и больше независимых музыкантов, обходя стороной радио и телевидение, доходят до своего слушателя через соцсети и успешно выступают по стране.
 
Из гаража в «Дождь»
 
Александр Назаров называет «Я НЕМО» наглядной историей становления малого бизнеса. Музыкант надеется, что проект начнет окупаться, что позволит ему долгие годы заниматься любимым делом. Добавляя, «Я НЕМО» не создавался для «тупого зарабатывания денег». В этом случае содержание было бы совсем другим.
 
 
— Давай остановимся на тезисе «зарабатывание». Вложенный миллион уже отбился?
 
— Конечно, нет. Если мы обратимся к легендарной эпохе музыкальных лейблов, когда основные деньги приносила продажа пластинок, а концерты были скорее пиар-акциями по раскруте нового альбома, артист начинал приносить деньги компании только с продаж третьего диска. То есть точка нуля для артиста как для бизнес-проекта наступала примерно через три года. Мы и так прошли стартовый, инвестиционный этап достаточно быстро и не дорого — за миллион рублей сделано очень много. Учитывая средний ценник билета на концерт независимого музыканта в 500 рублей и среднее количество посетителей таких концертов — 200 человек, окупить вложения можно фактически 10-ю концертами. Это быстро.  
 
— Какое максимальное количество человек было на вашем концерте во время гастрольного тура?
 
— В Москве на концерт пришло 150 человек. Отличный показатель для ноунейма, который еще и года тогда не просуществовал.  
 
— В продолжение разговора про деньги. Как удалось снять десять полноценных клипов? Мне всегда казалось, что клипы — штука мегадорогая. 
 
 
— Признаюсь, мне до конца не нравится ни один клип, который был снят для группы Rocco. И поэтому у меня был комплекс по отношению к видео. Я страшно этого боялся. А выбирать не приходится. Сейчас без видео твоя музыка вообще останется не замеченной. Когда мы снимали первый клип для «Я НЕМО», я был уверен, что получится плохо. Но вышло неожиданно хорошо. Появилась своя стилистика. На самом старте мне виделось все так: я буду здесь в Красноярске снимать свои несерьезные клипы,  чтобы появился контент для канала. А вот тем самым пробивным видео станет «настоящий клип», который мне сделает «настоящий продакшн» в Москве или в Питере. Это должно было быть кино, с кастингом актеров, сюжетом, в общем, по-взрослому. Я даже придумал сюжет и вел переговоры с несколькими компаниями, среди которых были, например, ребята из Fancy Shot (они сняли те самые «лабутены»). Но что-то не срослось, то не попадали в плотный график студий, то мне было некогда – работа и концерты… В итоге, мы так и продолжили снимать все сами, в Красноярске. И я очень доволен результатом. Если же говорить о ценах, то средний клип, самый немудреный, где группа играет на фоне стены в павильоне, стоит у подобных компаний в районе 350 тысяч рублей. Навороченный клип — маленькое кино — от 1 млн до 1,5 млн. По сути, тебе дают флешку с записью. И все. Дальше этот клип надо где-то разместить, вложиться в продвижение. А денег у тебя уже нет. 
 
— «Правду» заметил Михаил Козырев* и даже разместил ссылку на песню у себя на странице в Фейсбуке, сопроводив комплиментарным текстом. 
 
 
— Было такое. 
 
— Посыпались предложения? 
 
— Ну, это так не работает. Клип взяли в горячую ротацию на телеканале «Дождь». Мне написали некоторые издатели. Это здорово. Но на этом все. 
 
— Что дальше? 
 
— В ноябре выходит мой дебютный альбом. Весь 2018 год я буду фактически работать над его раскруткой и повышать узнаваемость «Я НЕМО».   Запланирован гастрольный тур. С максимальным охватом летних фестивалей, конечно — «VK fest», «Дикая мята», возможно, «Нашествие». Здесь уже как получится. Планирую посетить эстонский Tallinn Music Week. Кстати, этот фестиваль всегда открывает лично президент Эстонии. Там  музыкальная индустрия признана одной из ключевых в экономике страны. В России такое сложно представить. Есть задумка нескольких совместных треков с более известными артистами. Сейчас мы находимся в стадии переговоров. Еще одно направление, которое неожиданно оформилось в отдельный проект, — мастер-классы на тему «из гаража на стадион» для независимых музыкантов. Мы почувствовали к ним интерес и поняли, что можем совмещать гастрольный тур с мастер-классами. Утром лекция для музыкантов, а вечером — концерт для слушателей. 
 
— Почему ты развел музыкальную часть и видеодневники с музыкантской профессиональной «кухней»?
 
— На старте был смысл зайти именно через музыкантскую «кухню», тем самым привлекая активную профессиональную аудиторию. Со временем стало понятно, что те, кому интересен видеодневник «из гаража на стадион», и те, кому нравится моя музыка, – абсолютно разные аудитории. Наверное, если бы я играл музыку в стиле «гуляй, мужик», аудитория, которой интересна внутренняя механика раскрутки проекта (а это, в основном, мужчины) слушала бы и песни. Но я играю музыку скорее в стиле «девочка, плачь», и аудитории, которой нравятся мои песни, совсем не интересна информация, как собрать домашнюю звукозаписывающую студию. Так что решение развести направления вполне логично.  
 
— Первый кавер проекта «Я НЕМО» — песня группы «Аквариум» «Рок-н-ролл мертв». Это было программное заявление?  
 
 
— В какой-то степени. И песня мне всегда нравилась. 
 
֫— Ты сам говоришь, что последний вброс имен в русском роке произошел 17-15 лет назад. На что ты рассчитываешь?
 
— Я не считаю себя рок-музыкантом. Я бы назвал свою музыку «инди-поп». Да и современный слушатель не особо заморачивается на стилях. Аудитория стала абсолютно всеядна. Нет каких-то ярких обособленных субкультур, как это было раньше.  Границы стерлись. В твоем плейере могут одновременно жить металл, шансон, русский рэп, Тейлор Свифт и какой-нибудь питерский андеграунд. И это нормально. 
С другой стороны, сегодня появились такие технические возможности, о которых музыкант и мечтать не мог еще десять лет назад. Между артистом и аудиторией исчезают посредники. Радио и телевидение уже не работают так, как раньше. Таргетинг позволяет дотянуться до каждого, кому может быть интересна твоя музыка. И это дает независимым музыкантам шанс заниматься любимым делом и находить свою публику. Надо просто начать и верить в себя. 
 
Беседовала Юлия Чанчикова
 
* - выполняет функции иностранного агента