Меню

Александр Рыжов: Артисты вышли из финансовых рамок

Директору агентства «Музыкальный город» надоела привычная «обойма» гастролеров — теперь он предпочитает работать с артистами, которых еще не видела красноярская публика.

Александр Рыжов не боится смелых экспериментов, хотя один из них стоил ему больше 10 млн руб. Александр Рыжов десять с лишним лет в концертно-гастрольном бизнесе Красноярска. В 2006 г. он открыл свое агентство «Музыкальный город». Каких только исполнителей г-н Рыжов не привозил в Красноярск. Здесь и поп-звезды — Александр Малинин, Томас Андерс, и матерые рокеры — Элис Купер, Scorpions, и такие коллективы, как «Виртуозы Москвы» и Хор Сретенского монастыря. А пару лет назад Александр Рыжов решил разнообразить свой бизнес и занялся еще и выставочной деятельностью.

Привычный маркетинг себя изжил
Главное и, пожалуй, единственное существенное изменение местного гастрольного рынка за последние полтора года — появились новые игроки, влияющие на ценообразование, считает Александр Рыжов. Новички оттянули на себя некоторых артистов.
— Это, с одной стороны, плюс — растет конкуренция, лично для меня это стимул, но пока я вижу больше минусов. Артисты и в большей степени их директора очень умело могут этим пользоваться, и я уже отмечаю завышенные гонорары, которые появляются путем некой спекуляции. Если упростить — раньше я мог артиста или его директора ставить в определенные финансовые рамки, то сейчас этой возможности нет. «Саша, хорошо, если ты не хочешь — отдадим свой концерт тому-то или тому-то, и они заплатят, сколько надо». Я понимаю новых игроков, я в свое время тоже старался любыми путями получить артиста, для меня это было актуально, сейчас другие приоритеты. Но в итоге что мы имеем? Получив единожды гонорар больше, в следующий раз он его не понизит — повышается стоимость мероприятия, цены на билеты, и пошло-поехало. Я хочу верить, что по истечении какого-то времени мы начнем более тесно общаться друг с другом, вырабатывать политику, чтобы местный бизнес также мог диктовать свои условия, а не идти на поводу у артиста.


Доходность бизнеса падает? Или завышенные гонорары оплачивает зритель?
— Безусловно, падает. Зрители платят. Но они хорошо умеют считать свои деньги. Если
в прошлом году я сходил на концерт Валерия Леонтьева, к примеру, за 2500 руб., а сейчас мне предлагают сходить на его же концерт за 3500 руб., я серьезно подумаю. В результате организаторы зачастую имеют неполные залы, происходит недополучение прибыли или убытки.
 

В прошлом году в Красноярске отменялось много концертов. В чем, на ваш взгляд, причина этой волны отмен?
— Во-первых, изживают себя стандартные маркетинговые ходы. Сегодня и мы, и конкуренты в той или иной степени пришли к тому, чтобы искать другие пути продвижения. Прежде всего, интернет, соцсети. Я сохраняю старые бюджеты, но с нового сезона есть планы сокращать бюджеты в наружной рекламе и перенаправлять их в интернет. Впрочем, проект проекту рознь, и продвижение каждого по одной схеме невозможно. На наиболее взрослую аудиторию хорошо работает старая реклама — печатные СМИ, «наружка», радио, ТВ.
Второй момент — недобросовестность организаторов. Локальные промоутеры не анализируют глубоко партнеров, агентов, букеров, которые устраивают то или иное турне. Ряд отмен в Красноярске был связан с отменой туров по России в целом как раз по причине организаторов тура, а не локальных промоутеров. Это тоже причина. Буквально недавно встречался с ребятами из местного агентства, не буду называть, какого. Просили совета — речь шла о «фирменном» артисте, который планируется на осень, я предвижу, что там будут определенные проблемы. Ты можешь на месте сделать все, выполнить все обязательства, но, если твой партнер оказался недобросовестным, концерт слетит. И более того, ты можешь не вернуть свои затраты.

Как часто концерты срываются именно из-за иногородних партнеров?
— Не так часто, как по причине отсутствия зрительского интереса. Но почти половина отмен в Красноярске происходит в том числе по вине партнеров.


В нашем городе порой в один день проходит до четырех концертов, что неудобно и зрителям, и организаторам. Какие-то попытки договариваться, чтобы избежать этого, на рынке предпринимаются?
— К сожалению, нет. И не будут предприниматься, пока не найдется лидер, или буйный, или активный, который всех соберет. Пока каждый тянет одеяло на себя — и при формировании репертуарного плана, и при ведении переговоров, мы никаким образом не общаемся.

Вы таким буйным стать не хотите?
— Не могу сказать, что не хочу. Но вижу объективные причины — если инициатором буду выступать я, мои действия будут истолкованы, как попытка вернуть своих артистов. Хотя, может быть, я не прав, и стоит попробовать, прежде чем делать какие-то выводы. Но, на мой взгляд, больше пользы для дела, если это будет кто-то из клубов, например.

Фестивали — это формирование культуры
Несмотря на то, что в Красноярске открываются новые клубы, Александр Рыжов отмечает: с каждым годом ситуация с концертными площадками в городе становится все сложнее.
— В числе постоянных площадок — репертуарные театры, Театр оперы и балета и Музыкальный театр. Они за последние годы сделали серьезный рывок, появляются новые премьеры, серьезные постановки. Аренда отошла на далекий план, не так просто встать на эти площадки. Это хорошо в плане развития культуры в городе, но мы теряем для себя определенный формат площадок. Один БКЗ не может всех принять, и не всем он подходит. Для рок-направления хорошее место — Дворец спорта им. Ярыгина. Но недавно была история с одной западной группой: в рамках российского тура жесткие рамки, и я не смог выбрать дату, которая свободна у Дворца спорта, где чаще стали проводиться спортивные турниры — баскетбол, борьба, каратэ. Если ты попадаешь на этот период, площадки нет, концерт не состоится. В моей практике это было не раз.
Дефицит усиливается. Необходима новая коммерческая площадка минимум на 2000 зрителей, которая будет ориентирована именно на проведение мероприятий заказчиков. Пока мы вынуждены работать на муниципальных площадках, наши концерты всегда будут второстепенными или еще дальше.


Четыре года назад вы организовали в Красноярске фестиваль «Монстры рока» с участием Элиса Купера, Scorpions, The Rasmus. С тех пор никто так и не решился устроить подобное мероприятие стадионного формата.
— На самом деле проведение фестивалей — это формирование культуры как посещения, так и проведения. Одной коммерческой структуре не под силу сделать масштабный фестиваль. Я это очень четко увидел на примере фестиваля «Рок над Волгой» в Самарской области. 8 июня он прошел, хедлайнерами были Rammstein. Там губернатор сам захотел, чтобы на их территории появился такой фестиваль. Из года в год он растет. Первый раз было 50-60 зрителей, сейчас он собрал 700 000 человек, для России это беспрецедентно. Но такие фестивали возможны только при совместном участии коммерческих и государственных структур. Это большие бюджеты. Когда я попытался сделать нечто подобное — «Монстры рока» — я не рассчитал свои возможности и на этом остановился.


Сколько стоил тот фестиваль?
— Он обошелся мне в 25 миллионов, из них я вернул только половину. Я не планировал сразу заработать огромные деньги, но ставил цель выйти в ноль и хотя бы немного заработать в первый раз, а в дальнейшем, меняя хедлайнеров, развивать фестиваль. Но первый блин таким оказался… Там был ряд причин, форс-мажорные обстоятельства, и все сложилось так. Но мне бы очень хотелось, чтобы при помощи города или края мы все же сделали свой фестиваль, который стал бы не только российским, но и международным.
 

На ваш взгляд, музыкальные вкусы красноярцев изменились за последнее время? Какие-то концерты вас удивили своей посещаемостью?
— Раньше я абсолютно уверенно говорил, что наш город, как и большинство в России, шансонно-попсовый. Сейчас я так не скажу. Подрастает молодежь с абсолютно иными вкусами, и, думаю, года через три мы будем иметь совсем другую картину. Кто удивил… Иван Дорн, и частотой приездов, и своими сборами. Для меня, как промоутера, это стало сюрпризом. Не потому что он плохой артист, а потому что так взорвался. У нас есть определенное правило — не повторять гастроли чаще раза в год, он стал исключением из этого правила. Стив Вэй, также не наш проект, превзошел ожидания — при минимальном продвижении был полный клуб.
 

Три самых коммерчески успешных ваших концерта в 2012-2013 гг.?
— Первый — привоз хора Сретенского монастыря. Это был первый подобный проект, мне приятно, что он оказался еще и удачным. В правильное время, в Пасхальную неделю, замечательный коллектив, абсолютно полный зал. Недавний концерт Юры Шатунова, неизменного. Концерт группы «Сплин» в прошлом году.
 

А если не брать в расчет деньги, какими концертами довольны?
— Концерт Тото Кутуньо очень понравился теплотой, человечностью. Я не ожидал такого. Ребенок, появившийся на сцене и начавший петь с Тото, я, как организатор, абсолютно точно знаю, что это не подстава, это не было подготовлено. Порадовал последний концерт Светланы Сургановой. Мы дружим с 2003 г., я устраиваю ее выступления, ни разу не зарабатывал на этом артисте. Последний концерт собрал полный зал, и я увидел другую Сурганову — она показала, что может быть не только тонкой поэтической натурой, но и более рОковой.
 

И впервые на ней заработали?
— Да, именно так. А если в целом говорить об удовольствии от своей работы — в конце прошлого года появилось четкое ощущение, что одна и та же обойма наших гастролеров надоела. Стало скучно. Сейчас стараюсь приглашать артистов, которые ни разу не были в нашем городе, в большей степени это зарубежные звезды, среди российских таковых уже не осталось. Или те, кто был давно, но очень качественные. Такие, как Гару, например. Первый его концерт мы делали в Оперном — маленькая площадка, высокие цены. Потом открылся БКЗ, его повезли другие агентства, продали другим промоутерам, концерт был во Дворце спорта — опять не его формат. Мне хочется сделать правильный концерт в БКЗ. Пусть Гару уже был, но я знаю — это будет здорово. В сентябре приедет Серж Танкян с оркестром. Даже при отсутствии рекламы уже ясно, что интуиция не подвела, интерес превзошел мои ожидания. В октябре состоится концерт Scooter. Ведем переговоры с рок-музыкантами мирового уровня, концерт планируется на осень, но называть имена пока рано.
Как свой ребенок


В 2011 г. Александр Рыжов запустил новое направление бизнеса. Компания «Гэллери трейд» занялась организацией выставок. На старте в этот проект было вложено 1,2 млн руб., и в Красноярске прошла выставка ксилографии Сальвадора Дали. В прошлом году г-н Рыжов провел выставку «Великие классики XX века», это были уже приобретенные произведения, а не взятые в аренду. Красноярцы увидели работы Пикассо, Дали, Шагала, Матисса, Миро, Кандинского. Впрочем, не только красноярцы — выставки «Гэллери трейд» колесят по всей России.
— Открывая выставочное направление, мы воспринимали это скорее как просветительскую деятельность и удовольствие для себя. Но уже по истечении года у нас появились другие амбиции. Финансовые результаты по-прежнему не радуют — сейчас разрабатываем планы выводить этот бизнес на окупаемость, делать его прибыльным за счет аукционов и продаж картин. Но выставки остаются, весенние переговоры в Берлине и Мадриде привели к новым контактам, сейчас как раз готовим ошеломляющий, на мой взгляд, проект из Мадрида. С него мы начнем разбавлять классиков современным искусством, возможно, даже фотопроектами. То, что я увидел в Европе, меня поразило, это хочется показывать. Что касается произведений классиков, здесь наш бизнес уйдет в аренду, продажи, лизинг.
 

Вы ожидали такого интереса красноярцев к вашим выставкам?
— Да. Уже первая выставка Дали, проведенная нами, как лакмусовая бумага показала, что при правильном маркетинге, подборе экспозиции такие мероприятия могут вызывать ажиотаж в хорошем смысле слова. Когда же мы приобрели и завезли «великих классиков» — это было уже как свой ребеночек. Не просто взял в аренду и показал, а ты его нашел, купил, вывез, нарядил — большие были ожидания…И до сих пор показатели Красноярска не побил ни один город, а выставка была в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Магнитогорске, Хабаровске, Владивостоке, Омске, Новосибирске и др. Когда я посещаю в Красноярске не только свои выставки, но и те, которые организуют мои конкуренты, я тоже вижу достаточно высокий интерес. Но нет пока в городе правильного места для проведения подобных выставок. КИЦ — не совсем та площадка. Разместить экспозицию можно, но хочется делать видеоинсталляцию, наполнять ее музыкой, вдыхать атмосферу того или иного времени, страны, эпохи. В рамках данной площадки это практически невозможно. Хотелось бы иметь современную галерею, музей, место, где удавалось бы воплощать свои идеи.
 

Без властей здесь, как и в случае с рок-фестивалем, не обойтись.
— Конечно. Частные инвесторы это не сделают. Но последние года два идет разговор о создании в Красноярске за счет краевого и российского бюджетов центра современного искусства. Я надеюсь, такой центр появится.
Алексей Машегов. Фото: Илья Матушкин