Меню

Алексей Грузиненко об уроках кризиса и своей новой бизнес-стратегии

Пережив непростые времена, Алексей Грузиненко, некогда игрок № 1 на красноярском рынке одежного ритейла, вернулся в бизнес. Сейчас у него два магазина марки Mexx и мультибрендовая площадка «Ле Рой».

Масштабы бизнеса Алексея Грузиненко сегодня в 10 раз меньше, чем до кризиса 2008 года. Но об этом он говорит без сожаления. Бизнесмен уверен: время рисковых инвестиций и больших объемов прошло. Вкладываться можно только в те проекты, в успехе которых ты на 100% уверен. 

— Когда в 2010 году под давлением обстоятельств мы были вынуждены свернуть бизнес, уже тогда у меня было понимание, что это не навсегда. Поэтому и вопрос «А стоит ли начинать заново?» не стоял. Этому делу отдано почти два десятка лет: за плечами опыт, наработанные контакты, идеи, понимание процесса. Плюс, несмотря на цепочку негативных событий, толчком к которым был кризис, я не считал и не считаю, что делал что-то стратегически неверное. Нет ощущения, что ты 15 лет ошибался, жизнь тебя наказала — прими уроки и не возвращайся. Поэтому я решил… начать с нуля — это, наверно, не про меня. Вернее сказать, войти «в реку» во второй раз, но для того, чтобы поплыть, а не утонуть. 

Я по-прежнему считаю себя оптимистом, но главный урок прошлого — нельзя слишком полагаться на то, что все всегда будет хорошо. Некий запас прочности должен быть на каждом этапе. В то время мы шагали слишком быстро: все, что зарабатывали, реинвестировали в развитие, привлекая для этого еще и сторонний финансовый ресурс. Фраза «отложить на черный день» была не из нашего лексикона. Поэтому когда нас накрыла волна кризиса, ничего не осталось — ни бизнеса, ни личных сбережений. 

«Медные трубы» по мне никогда не трубили — даже на пике развития компании. Да, у нас было много интересных, ярких проектов. Но я всегда понимал, что эти объемы не сравнимы ни с московскими, ни тем более с европейскими. Поэтому перестраиваться на другие, в десятки раз меньшие масштабы, было несложно. Сегодня я уже не гонюсь за объемами. Моя стратегия: начинать новое только после того, как уже работающие проекты будут устойчивы.

Восстановить контакты с партнерами было очень просто. Уходя с рынка, мы со всеми сохранили хорошие отношения и ни с кем не прощались навсегда. Из 23 прежних партнеров работать с нами сегодня отказался только один. Рынок брендовой одежды очень сильно завязан на договоренности, на рукопожатии, на корректности во взаимоотношениях. Даже крупный федеральный игрок не может прийти в Красноярск и открыть магазин уже работающего здесь премиального бренда. Ему скажут: «У нас в городе уже есть партнеры, место занято». 

Первым брендом, который мы, вернувшись в бизнес, повторно привели в Красноярск, был Mexx. Бренд со сложившимися репутацией и кругом покупателей — риски минимальны. Открытие «Ле Роя» — тоже продуманный шаг. Он известен аудитории, а для нас всегда был тестовой площадкой, где мы оценивали потенциал марок.

Одежный ритейл сегодня и лет семь назад — не одно и тоже. Потеряна наивность, ощущение безудержных возможностей — 

все четко понимают свой потолок. Смелости, когда открыть магазин ты можешь просто из любви к искусству, больше нет. Но потерян и страх, что наступит кризис, и ты его не переживешь, страх, что тебя «задушат» федералы. Эти уроки уже пройдены. Собственно, для того и нужна жизнь, чтобы расставлять акценты.