Меню

Алексей Логинов: Работу в Москве буду рассматривать как командировку. Дом – в Красноярске

Алексей Логинов в прощальном интервью DK.RU рассказал о своих главных удачах и провалах, поразмышлял о будущем России и Красноярского края. ФОТО

Летом этого года стало известно, что Восточно-Сибирский банк  будет реорганизован путем перевода в статус Красноярского отделения №8646, обслуживающего территорию края, с наделением полномочиями головного отделения. После реорганизации Восточно-Сибирский банк будет подчинен Сибирскому банку. Изменения произойдут с 1 января 2016 года. С 1 октября этого года Алексей Логинов покинул пост вице-президента Сбербанка России — председателя Восточно-Сибирского банка и занял пост вице-президента Сбербанка России по развитию проектов в арктических  зонах территории опережающего развития в Арктике. В  прощальном интервью DK.RU  Алексей Логинов  рассказал о своих главных удачах и провалах,  поразмышлял о будущем России и Красноярского края.

О главных достижениях

Все крупные задачи, которые были поставлены – решены. Когда я приехал в Красноярск, самая большая проблема была с очередями и зависанием программного обеспечения. Было тогда еще технологически старое оборудование, децентрализованная система. Очень много этому уделили внимания, сил, ресурсов временных и человеческих, финансов. Не только Восточная Сибирь через это проходила. Но здесь это было особенно актуально, с учетом общего технологического отставания. Его удалось преодолеть, интегрироваться в централизованную систему.

Очень много людей препрофилировали на другие функции, прежде всего - на работу с клиентами, ускорили прохождение всех операций. В итоге Восточно-Сибирский банк  стал лидером по программе «Очередей нет». Мы занимаем 1-2 строчки рейтингов по результатам непрерывных замеров.

Сейчас очередей действительно нет, и это удалось сделать за достаточно небольшое время. Это большая победа. Люди ведь видят только очереди. А за их устранением стоит большая работа: это IT-обновления, это системные изменения.

Те люди, которые сидят в клиентской сети, работают теперь на сервис. Мы стали сервисной организацией. Не старым банком, а сервисным.  Внедрили прекрасные мобильные приложения, это не лично моя заслуга, разработчиков, но их внедрение очень  облегчило задачу.

Второй момент, который считаю достижением своим и своей команды - большая волна реорганизаций.
Та система, что раньше существовала, очень замедляла все процессы работы. Дело в том, что было много уровней принятия решений: кредитные комитеты, комиссии... Это занимало дни, а иногда месяцы. Нам удалось серьезно реорганизовать сеть, уменьшить количество отделений штабных (мы не уменьшили количество офисов, а снижали в несколько этапов  количество узлов управленческих) Сейчас мы находимся в стадии очередной стадии укрупнения, реорганизации. И поднимаем в Новосибирск управленческие функции.

И третья, очень важная, задача, которая стояла передо мной, как управленцем,  - переформатирование офисов.

Мы получили в наследие старые, в плохом состоянии, в неудобных местах, подразделения по работе с клиентами, неудобные с точки зрения логистики.

Некоторые офисы располагались в квартирах в жилых домах. Сейчас почти половину сети мы переформатировали, а в крупных городах почти вся сеть перепрофилирована. Это принципиально другой формат с точки зрения логистики, с точки зрения клиентских потоков.

Для переломления старой системы мы изучали международный опыт, смотрели, как банки в мире максимально эффективно используют свое пространство. В результате было найдено несколько решений. Сейчас не вызывает сложности  перераспределить потоки в случае пиковых обращений, запланировать  сопутствующую работу, которая всегда есть, на то время, когда поток клиентов  меньше. Мы нашли много новых интересных форматов: облегченные офисы в торгово-развлекательных центрах, круглосуточные офисы. 
приближенные к нашим корпоративным клиентам зарплатные проекты, чтобы люди не ехали куда-то и в семь пятнадцать чтобы не начиналась давка.

Про откровенные провалы 

Не могу припомнить серьезных системных провалов, когда поставленная задача не решалась. То, что было задумано, было реализовано. Наверное, провалы для меня – это проблемы клиента.  Были определенные волны кризисные, спады в экономике. Не все их пережили, к сожалению.  И проблемы каждого клиента – боль для нас. Очевидно, что это мы чего-то не предусмотрели. Это мы чего-то не продумали. Где-то, может быть, не убедили. Часто находишься в вилке между клиентоориентированностью – хочешь выполнить все просьбы клиента, дать ему то, за чем он пришел (собственно, для этого же и работаешь!). С другой – клиент просит порой не того, что ему на самом деле надо. Ему кажется: вот еще немного денег, чтобы перезанять, а потом переотдать -  и все рассосется, бизнес в гору пойдет. Но порой – и мы это видим со стороны - порой важно пойти иным путем: сократить издержки, избавиться от непрофильных активов, сосредоточится на тех сферах, которые реально востребованы. Возможно даже, пойти на непопулярные меры – сокращение сотрудников. От этого не деться никуда – это экономика. У Рейгана в предвыборном штабе висел плакат – «Это экономика, чувак». Чтобы помнил, что в основе политических даже процессов лежат экономические.

И когда иногда приходится приступать к банкротству того или иного клиента, каждый раз для нас это, несомненно, поражение. Потому что мы не смогли, не помогли, не настояли где-то, не вмешались.

О зарплате
Все мы - чиновники на зарплате. И, казалось бы, чем больше платят, тем ты и работаешь лучше, и выбираешь такую работу, которая соответствует твоим финансовым запросам. На самом деле материальное стимулирование важно, но оно не является единственным, главным.  Для меня и коллег важна и самореализация и получение результата на выходе.

О коллегах

За время моей работы в Красноярске на моих глазах выросла большая волна менеджеров руководителей, для которых не существует сложных задач. Есть интересные задачи, нетривиальные. Но не сложные и неразрешимые. И недаром сейчас, когда идет волна реорганизаций и оптимизаций, наших сотрудников расхватывают в центральный аппарат, другие отделение. Мне очень нравится,  что выросла такая команда ребят, которым любая задача по плечу. Чем сложнее задача, тем им интереснее.

Про благотворительность

У нас существует большая благотворительная  программа по детским домам. Начали ее формировать несколько лет назад. Сейчас у нас 10 детских домов, на которые мы получили целевое финансирование. Еще несколько детских домов не удалось включить в программу, но там создано мощное волонтерское движение. Очень многие люди  сбрасываются деньгами с зарплаты, вещи приносят: детишки свои подрастают, что-то становится не нужно. Собираются, устраивают деткам праздники. Сейчас детские дома живут не так плохо, не так, как  20 лет назад. У них неплохое финансирование, учителя, одежда, питание. В принципе, у них есть все. Нормально спонсоры помогают. У них нет главного – социализации. Для них окружающий мир непонятен.

А раз непонятен, значит, враждебен. И как им входить в этот мир, если они не знают правил поведения в нем. Наши волонтеры и постарались им дать такие знания. Социализацию. Какие-то совместные праздники, субботники проводим постоянно. Договорились с федерацией парусного спорта Российской федерации, вывозим детишек по морю, кашу готовим, шашлыки жарим. И дети начинаю понимать, что окружающий мин не страшный, он большой и интересный. Это очень важный психологический рубеж. И я прямо очень горжусь и всячески стараюсь помогать. Сам участвую, когда возможно. Привлекали ребятишек к экологическим программам. Например, день Енисея, который стал уже традиционным. Когда то его начал наш клиент «Русал» вместе с Географическим обществом. Наши сотрудники подключились со всех районов: от Хакасии до самых северов. Одновременно выходили на экологическую акцию по всей длине Енисея.

Хотели даже в Книгу рекордов Гиннеса занести как самую протяженную территориально экологическую акцию. Но там слишком много нужно  было готовить документации, платить денег, вызывать каких-то экспертов. Не стали заморачиваться. В конце концов, не для славы это делалось, а для самоудовлетворения.

Детишки с таким удовольствием участвовали. Очень массовая акция была.

Что мы, Россия,  можем дать миру

Сейчас государство  обратило серьезное внимание на арктические регионы, когда создана госкомиссия по Арктике под руководством Дмитрия Рогозина, созданы полярные комиссии в субъектах федерации, которые к Арктике примыкают. Идет активная работа по расширению Севморпути. Идет глобальное потепление, отходят тяжелые льды. Уже сейчас говорят, что Севморпуть  может работать круглогодично  (что раньше было фантастикой!). Ледоколы уже строят. Не так быстро это делается, как хотелось бы. Но возникло понимание, что Арктика – особый регион.

Сейчас же о чем говорят? О месте России в мире.  Что глобально Россия может предложить миру? Нефть, газ? Потребность мировая в них падает. Начали сланцевый газ добывать, много месторождений на Ближнем Востоке, Венесуэле и Карибском бассейне. Запасы нефти и газа оказались не такими маленькими, как предполагалось раньше, и цена на них в мире падает. Появились альтернативные источники энергии. А что еще Россия может предложить миру? Мы не делаем так умело машины, как немцы, моду – как французы… Не можем похвастаться  таким  дизайном необычным, как итальянцы. Это нормально, мы и не должны уметь все. В том и заключается принцип мировой интеграции.

Поэтому надо думать, что мы можем дать миру такого, чего нет у других.

Чистую воду? Да, наверное. У нас самые большие запасы питьевой воды. Сейчас, правда, это не так актуально, а лет через 200-300 вполне возможно. Жизненные  пространства  – да, наверное. У нас много территорий, которые не заселены. Мы, правда,  пока не рвемся кого-то к себе пускать, но желающие есть.

Северный морской путь – тоже интересное решение сейчас. Восток и Запад возит сейчас все либо вокруг Африки и Индии – это очень долго. Либо через Суэцкий канал – это немного быстрей, но дороговато, да и пропускная способность  Суэцкого канала не велика.

Если нам удастся предложить путь через Арктику, это будет прорыв. Это быстро, коротко, дешево и уникально. 

И вокруг этого все больше информационное  пространство сжимаются. Все губернаторы арктических регионов говорят, что нужно создавать какое-то объединение – чтобы решать сходные проблемы, связанные с Севером… Я этим занимался со стороны Сбербанка  в рамках рабочих групп. Было принято решение о создании этой компетенции уже формализовано. И поэтому было принято решение о назначении меня на должность вице-президента Сбербанка России по развитию проектов в арктических  зонах территории опережающего развития в Арктике.

Очень интересная должность,  очень, считаю,  перспективная. К тому же в ней  сливается воедино моя профессиональная и общественная деятельность.

О Красноярске

Грустно, конечно, покидать Красноярск. Не первый раз я это делаю. Может, снова  вернусь. Сын у меня здесь, женился на красноярке,  двое внуков уже у меня. В Питере у меня родных почти не осталось, в живых только мама. С удовольствием в Красноярск приезжаю и буду приезжать. Тем более, что моя новая должность подразумевает работу и с Красноярским краем -  Красноярский край  входит в зону Арктических  интересов. Я остаюсь здесь председателем  попечительского совета Сибирского инвестиционного  совета Русского географического общества, членом полярной комиссии Красноярского края, председателем ассоциации полярников Красноярского края....

Скорее, работу в Москве буду рассматривать как «рабочую командировку», потому что у меня там контракт. Дом – здесь, в Красноярске, и в Питере.

 

Фото - предоставлено Сбербанком и архив DK.RU