Меню

Андрей Лапицкий: Городу нужен комплексный подход

Снять остроту дефицита новых площадок под жилую застройку помогут Солонцы-2, а увеличить число парковочных мест в центре можно за счет возведения многоуровневой стоянки на месте долгостроя.

Андрей Лапицкий, возглавивший департамент градостроительства администрации Красноярска 13 апреля текущего года, человек для строительной отрасли не новый. По оценкам местных застройщиков, он знает строительное дело с разных сторон. Наверное, именно поэтому г-н Лапицкий достаточно легко говорит не только об основных градостроительных проблемах Красноярска, но и об их причинах и о том, как с ними бороться.

В градостроительстве «букет» проблем

В последние месяцы внимание красноярцев было привлечено к нарушениям комплексности застройки жилых районов. Когда они проявились в мкр. «Покровский», был уволен главный архитектор города Вадим Пирогов, а затем полностью расформирован целый отдел в департаменте градостроительства. Но комплексной застройкой жилых районов список наболевших вопросов не ограничивается: в нем и долгострои, уродующие город, и изменение архитектурного лица Красноярска, и отсутствие аукционов по выделению новых земельных участков под жилое строительство. Этот «букет» проблем Андрей Лапицкий будет решать в первую очередь.

Какие главные задачи поставил перед вами город после назначения на пост руководителя департамента градостроительства?

— Помимо комплексного подхода в жилищном строительстве много вопросов вызывает архитектурный облик города. Во-первых, надо уходить от массового возведения однотипных многоэтажек. В свое время была поставлена задача обеспечить рекордные цифры по вводу жилья в городе. В погоне за этим показателем строители свели к минимуму внешние характеристики зданий, использование современных технологий и материалов. В результате у нас даже на самых значимых территориях — набережной, в центральной части города — появляются панельные дома морально устаревшей 97-й серии.

Не менее серьезная проблема — городские долгострои. Одна из первых задач, которую поставил передо мной на новом посту исполняющий обязанности Главы города Эдхам Акбулатов, — найти механизм по решению этого вопроса. Сейчас идет работа в отношении объекта, расположенного в районе Коммунального моста. После обследования металлических конструкций будет понятно, что с ними делать дальше. Мы рассчитываем добиться демонтажа объекта, а на его месте должна появиться многоуровневая парковка.

У Красноярска есть колоссальный резерв — сотни тысяч квадратных метров, занятых ветхим и аварийным жильем в черте города: берег Качи, Николаевка. Какова будет политика в отношении этих площадок?

— В последнее время среди красноярских строителей стало весьма популярным освоение территорий, занятых частными домовладениями. Это перспективная для города тенденция, благодаря которой сносятся ветхие строения, а люди переселяются в комфортное, благоустроенное жилье. Это можно только приветствовать.

Однако следует учесть, что такое освоение территории во многом определяет существующая рыночная ситуация. Стоимость квадратного метра жилья достаточно высока, и застройщик может позволить себе использовать земельный участок с обременением. Если цены на рынке недвижимости упадут, можно предположить, что этот вариант строительства станет менее интересным для компаний.

Все, что построено в Николаевке в части многоэтажного жилья, построено с предварительным сносом старых домов и построек. Главным стимулом для развития этой части города станет строительство четвертого автодорожного моста через Енисей. Реализация проекта только началась, но уже сейчас понятно, что благодаря ему Николаевка изменится до неузнаваемости. Согласно проекту планировки здесь возникнет большой многоэтажный жилой район, который будет связан разветвленной дорожной сетью со всем городом.

Что касается жилого района Качинский, то он вошел в проект планировки исторического центра города и предусмотрен для размещения здесь офисно-делового комплекса зданий.

Удачными примерами развития территорий, застроенных на месте снесенного ветхого жилья, можно назвать площадки в районе ул. Семафорной — ул. Вавилова, ул. Крайней, большую часть Пашенного и др.

В городе за последние годы резко обострилась проблема парковки автомобилей. В прошлом году губернатор открыл несколько площадок в центре города для парковки, но это решило вопрос лишь частично. Что необходимо сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

— Проблемой нехватки парковок и поиском альтернативных мест для их размещения я занимался очень серьезно, когда возглавлял институт «Красноярскгражданпроект». Для того чтобы нормализовать ситуацию с парковками, необходимо создать транспортную модель города, которая подразумевает принятие комплекса мер.

В том числе мер, предполагающих регулирование дорожного движения с помощью единого логистического центра. Также необходимо развитие системы общественного транспорта. Такая модель позволит эффективно решать проблему с разных сторон.

Солонцы-2 скоро начнут межевать

Красноярские застройщики испытывают серьезную нехватку земельных участков под жилищное строительство. Андрей Лапицкий считает, что ситуацию можно урегулировать проведением аукциона по застройке новой для города площадки Солонцы-2.

— Торги на право заключения договоров аренды под строительство многоэтажного жилья не проводились с 2009 г. При этом в 2008 г. с аукциона был продан самый большой за историю города земельный участок для комплексного освоения. Это участок в жилом районе «Слобода Весны» площадью 427,9 тыс. кв. м.

Причиной отсутствия аукционов стало то, что подготовка к торгам новых участков — весьма длительный процесс. Эта работа сейчас проводится. Средства, выделяемые на подготовку территорий, полностью осваиваются.

Ситуация на строительном рынке Красноярска по земельным участкам не критическая. Возможно, она сложная для отдельных компаний, которые не сумели сформировать задел на ближайшие годы. Одним из резервов для застройщика в последнее время стали земельные участки, занятые ветхими домами. Некоторые строительные компании самостоятельно выкупают строения, оформляют землю и получают разрешение на строительство.

В конце 2011 г. торги были объявлены. На аукционе планировалось реализовать два земельных участка в Солнечном. Однако интереса к этим площадкам застройщики не проявили, и торги не состоялись из-за отсутствия участников. Если будет получена информация о технических условиях подключения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, то на торги могут быть выставлены другие участки, в том числе в жилом районе Солонцы-2.

Способны ли Солонцы-2 удовлетворить тот дефицит земельных участков, который сложился у компаний-застройщиков?

— Площадь жилого района Солонцы-2 около 200 га. Это достаточно крупный район, но все потребности строителей он точно не удовлетворит. Уже сейчас есть инвесторы, готовые комплексно осваивать эту территорию. Поэтому мы в ближайшее время начнем ее межевание и подготовительные работы по конкретным земельным участкам.

Будут ли на площадке Солонцы-2 учтены все проблемы, обнаружившиеся при застройки мкр. «Покровский»?

— Упущения, которые можно наблюдать в «Покровском», восполняемы. Сейчас идет проектирование и строительство целого ряда объектов в этой части города. Во всех перспективных для застройки районах, в том числе и в Солонцах-2, планируется создать подходящие условия уже на первом этапе освоения. Средств это требует немалых, поэтому без взаимодействия бизнеса и власти не обойтись. В то же время «перегружать» коммерческие структуры социальными обязательствами нецелесообразно, так как платить за дополнительные расходы застройщика придется покупателю жилья.

 

Андрей Лапицкий
руководитель департамента градостроительства администрации г. Красноярска

Родился 17 октября 1974 г. в с. Тасеево Тасеевского районе КК

Образование:
В 1996 году окончил КГТУ.
В 2006 году окончил КГАУ.

Карьера:
199-1997 гг. — исполнительный директор ПСК «Столярис».
1997-1998 гг. — начальник отдела взаимозачетов ФСК «Сибремстрой».
1998-1999 гг. — начальник отдела АСУ «Продсибсервис».
1999-2001 гг. — начальник информационно-аналитического центра «Красноярский ДОЗ-2».
2001-2003 гг. — нач. «Сибпроектдизайнстрой».
2003-2004 гг. — начальник АСУ «Вектор 95».
2004-2005 гг. — директор компании «Техснаб».
2005-2010 гг. — директор компании «Лаг».
2010-2011 г. — замруководителя КГГУ «УКС».
2011 г. — директор «ТГИ «Красноярскгражданпроект».
2012 г. — глава департамента градостроительства администрации Красноярска.

Хобби: туризм.

Семейное положение: женат, воспитывает сына.


Юлия Спирина