На счету Андрея Шевелева более 40 бизнес-проектов: сеть салонов сотовой связи Dixis в Сибири, «Цифровой папа», комплекс отдыха «Большой Плёс», сайты celler.ru, «Свежее на дом» и другие.
Акселерация — сравнительно новый формат работы с бизнес-идеями. Столкновение с реальностью и фокус на узком месте в 5–8 раз ускоряют развитие проекта. Инвестфонд и акселератор «300 стартапов» — красноярская площадка, где стартапу помогают вырасти в бизнес, способный поменять рынок.
На счету Андрея Шевелева — более 40 бизнес-проектов. Он руководил сетью салонов сотовой связи Dixis в Сибири, построил собственную розницу «Цифровой папа», комплекс отдыха «Большой Плёс» на озере Белё. Владел сайтами celler.ru и «Свежее на дом» — через ресурс можно было заказать доставку продуктов. Его проект «ТурБазар» предложил совершенно новый подход к продвижению турбаз и домов отдыха — через систему онлайн-аукциона. Сегодня главная сфера интересов технологического предпринимателя — венчурное инвестирование. Созданный им в Красноярске акселератор «300 стартапов» прокачивает бизнес-идеи и масштабирует самые интересные из них.
«Опылить» идею
Объем финансирования венчурных проектов в США — десятки миллиардов долларов ежегодно. В сравнении с этим вложения в рисковые идеи с большим потенциалом в России — капля в море. Андрей Шевелев уверен: возможности для роста скрыты в том числе в регионах, где нужно создавать сообщества и атмосферу для генерации новых бизнес-идей.
— Еще «вчера» рынка венчурного инвестирования как такового в России просто не существовало. Единичные примеры — бизнес-ангелы, которые финансировали тот или иной проект, — не в счет. Я и сам несколько раз инвестировал в людей, которые заражали меня идеей, но ничего хорошего из этого не получалось. Просто дать денег — этого недостаточно. Чтобы идея выросла в бизнес, нужны знания и системная работа.
Именно такой подход к стартапам предложил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), самый активный венчурный инвестфонд в России и Восточной Европе, третий в мире по количеству проинвестированных стартапов. ФРИИ создал рынок — стартапов стало больше, у команд появилось понимание, как стать инвестиционно привлекательными. Но этого явно недостаточно — маховик нужно раскручивать дальше: выходить в регионы и создавать там площадки, которые будут генерировать смыслы, «опылять» людей с интересными идеями, давать им необходимые знания. Только тогда будет «искрить», будут рождаться стартапы, способные поменять правила игры. Собственно, именно в этом мы и увидели рынок — «300 стартапов» создает условия для появления стартапов, инвестирует в них и как эстафетную палочку передает их венчурным фондам следующего порядка.
Если сравнивать Россию и страну-лидера по венчурным инвестициям, США, мы сильно отстали?
— Я бы сказал, мы даже не встали на тот путь, чтобы начать догонять. Это случится тогда, когда в России будут появляться инвесторы — фонды, такие как ФРИИ, такие проекты, как наш, частные инвесторы. С точки зрения вложений венчурный бизнес рискованный, но сверхпривлекательный. Иинвестор в течение короткого времени может многократно окупить вложения.
Направления-лидеры, где сегодня генерятся самые прорывные стартапы?
— Искусственный интеллект, машинное обучение, биг-дата; большие массивы данных и их правильное использование — это вторая нефть. Не надо далеко ходить за примером: «Местомер» — стартап, который создавался на нашей площадке. Он уже получил второй раунд инвестиций у ФРИИ и сейчас проходит акселерацию. Ребята делают продукт для ритейлеров: основываясь на машинном обучении и анализе больших данных, они могут сказать, в каком месте лучше открыть торговую точку. Реальный кейс — компания, занимающаяся ритейлом ортопедических товаров и открывшая магазины в «подсвеченных» «Местомером» точках, работает с выручкой в 2,5 раза выше, чем у конкурентов. Этот стартап — 100 % дисрапт (от англ. disrupt — разрушать. — Прим. ред.), меняющий привычные подходы и перемалывающий рынок.
От чего зависит, сможет стартап перекроить рынок или нет?
— Как показал анализ портфеля ФРИИ, у тех, кто делает дисрапты, есть одна важная особенность — глубокая экспертиза в офлайн-отрасли. Это позволяет увидеть проблематику конкретного бизнеса или рынка и предложить для нее технологическое решение. Самый известный сейчас во ФРИИ стартап — компания Stafory, создавшая робота-рекрутера Веру. Команда проекта пришла из рекрутинга и предложила решение для такой задачи, как массовый подбор персонала. Они автоматизировали процесс обзвона потенциальных кандидатов и их записи на собеседование. Робот-обзвонщик Вера может сделать 10 тыс. звонков по всей России за полчаса и разложить собеседования в график.
А возможна ли история успеха без бэкграунда в офлайне?
— Конечно, но без экспертизы в конкретной отрасли не обойтись. Например, вы придумали идею, ключевая компетенция которой распространяется на ритейл. Надо найти ментора из этой сферы, и он будет вас направлять. Можно ли без ментора? Да, но это как ходить в незнакомой комнате с выключенным светом — постоянно натыкаешься на препятствия и набиваешь шишки. Если есть идея, ментор, а сам стартап хорош в технологиях — может заискрить.
Прокачать идею
— Стартаперы — это современная версия золотоискателей позапрошлого века, — говорит Андрей Шевелев. — Прежде чем найти золотую жилу, им приходится перелопатить кучу пустой породы. Ускорить работу и не перегореть на середине пути помогает акселерация. Стартап — это не бизнес, а машинка для проверки гипотез по построению такого бизнеса. В обычных условиях команда двигается медленно, в акселераторе за счет специальных методологий происходит ускорение. Сталкивая идею с реальностью, наша команда трекеров помогает проверить какие-то предположения (часто они оказываются иллюзией), найти проходные пути, сопоставить ожидаемые и реальные бизнес-метрики. Трекинг и фокусирование на узком месте ускоряют развитие проекта в 5–8 раз. Акселерация проверит и команду — ее готовность к постоянным изменениям. Только такие люди по-настоящему дисраптоспособны.
В Красноярске есть запрос на такой формат, как акселерация? Кажется, что все, кто придумал что-то стоящее, уже давно в Москве, в том же ФРИИ.
— Чтобы попасть во ФРИИ, недостаточно просто что-то придумать, нужны результаты. Мы как раз и помогаем сделать первые шаги — проверить гипотезы и получить статистически значимый поток клиентов. Запрос, безусловно, есть, но бизнесмены не всегда понимают, чего они хотят. Есть абстрактное представление о том, что это должна быть большая и желательно меняющая мир история. Наша задача, с одной стороны, приземлить это представление, с другой — помочь идти в правильном направлении. Используем для этого несколько форматов. Помогаем накопать идею бизнесу, который думает о спин-офф проекте. Для этого у нас есть воркшоп «Антимамонт», на котором помогаем традиционному бизнесу найти проходные пути развития в эпоху digital. Возникает осознанность и понимание стратегий: где можно приложить технологии и начинать делать дисрапт.
Если идея уже есть, оцениваем ее потенциал на еженедельных «прокачках» — раскладываем идею по полочкам (клиенты, конкуренты, чем мы лучше), а дальше считаем экономику — число потенциальных клиентов, чек, каналы привлечения и прочее. За шесть часов стартап понимает свой потенциал. Если идея сильная, тут же берем ее в трекинг — это четыре встречи, когда мы оцениваем экзекьюшен стартапа, — количество изменений за единицу времени.
Какой процент стартапов вы, как правило, берете в трекинг?
— 25–40 %, остальным говорим, как именно нужно доработать идею. По итогам трекинга понятно, интересно ли нам работать со стартапером, готов ли он к изменениям. Если да, подписываем инвестиционный договор. Стартапу предоставляется место в коворкинге, финансируем экспертов: у нас очень большой нетворк. Не пичкаем никого ненужными тренингами — это именно экспертиза под конкретный запрос. Скажем, узкое место стартапа — понять, как проходить секретаря и выходить на лицо, принимающее решение, чтобы продавать В2В-продукт по телефону. Эксперт на индивидуальных консультациях учит это делать — мы про практику и про быстрые изменения. Бесплатно вывозим в Москву на тренинг по технологическому предпринимательству, который раз в три месяца проходит во ФРИИ. Плюс вся команда «300 стартапов» становится ресурсом для стартапера.
Каковы финансовые условия акселерации?
— Есть три варианта работы. Даем 1,1 млн руб. за 10 % доли в стартапе: 500 тыс. руб. живыми деньгами, 600 тыс. руб. — это 6-месячная программа акселерации. Второй вариант — стартап не берет живых денег, но за 5 % в доле получает программу акселерации. Третий — если стартап не готов пускать на борт инвестора, но хочет получить методологию построение венчурного бизнеса, он просто платит за программу акселерации.
Какие проекты выросли в «300 стартапов»?
— За время работы мы прокачали больше 200 проектов, проинвестировали 20 из них. Один из примеров — «Нити города». Мария Кузема создает аудиогиды с авторским маршрутом, с их помощью человек может самостоятельно организовать экскурсию в незнакомом городе. Для этого нужно скачать приложение и вызвать такси — и за 1,5 часа с остановками проехать по основным достопримечательностям. Уже есть первые продажи, видим перспективы — партнерство с «Яндекс. Такси» и «Яндекс. Навигатором», вплоть до продажи этому игроку. На строительном рынке — Вячеслав Ковалев разрабатывает продукт, который поможет отбирать строительные бригады для возведения домов, вести журнал работ и с помощью IP-камеры контролировать их выполнение.