Однако ее желание создать новое, прогрессивное производство в такой сложной отрасли, как электрооборудование, было столь велико, что скепсис оставался «за кадром». «Pro-Tok — это комплекс про
Однако ее желание создать новое, прогрессивное производство в такой сложной отрасли, как электрооборудование, было столь велико, что скепсис оставался «за кадром».
«Pro-Tok — это комплекс профессиональных решений для промышленных и строительных объектов». Так кратко обозначено на сайте «предназначение» компании, созданной Анной Жиратковой. За этой фразой кроется многое. В первую очередь история о мечте, вере в свои силы и желании сделать личностные ценности основой бизнеса:
Я выросла в семейном бизнесе. Работала со школы. Помню, как в отсутствии компьютеров от руки заполнялись счета-фактуры. Занималась всем. Инвентаризация, закупки, продажи… в какое-то время пришло осознание, что я хочу создавать что-то свое и что-то кардинально новое».
Внезапный звонок
Руководитель компании признается, что борьба за право быть собой в бизнесе и, как бы пафосно это не звучало, следовать своей мечте стала главной мотивацией на пути создания инновационного производства элетрооборудования:
У нас амбициозная миссия. Я глубоко уверена, что бизнес — это не про выживание и не про зарабатывание денег. Это свобода, творчество и желание менять и совершенствовать. Например, компания Pro-Tok намерена изменить целую отрасль. Именно так и не меньше».
Анна Жираткова часто рассказывает новым сотрудникам, как начинался Pro-Tok. Вернее, рассказывает о своем чувстве, захватившем однажды и не отпускающем до сих пор.
Еще вчера компании не было. Сегодня же это пустое помещение оживает: стол, стул, телефон… И вот телефон звонит, и ты понимаешь, что на том конце провода люди, которым ты нужен. Именно это ощущение ценности, полезности, востребованности легло в основу нашего бизнеса. Это такая путеводная звезда, которая ведет вперед».
Электроателье индивидуального пошива
Сегодня Pro-Tok представляет три ключевых направления деятельности. Это электротехнический ритейл, от которого здесь не отказываются, поскольку есть партнеры, как поставщики, так и заказчики, которые активно сотрудничают с компанией. Второе направление — производство собственного продукта под брендом Pro-Tok. Это низковольтные комплексные устройства, те самые электрошкафы и выдвижные конструктивы, от которых Анну когда-то уговаривали отказаться. Отдельное направление — услуги электромонтажа, строительство, инжиниринг, автоматизация. По словам Анны Жиратковой, в конечном итоге все виды деятельности сходятся в единую точку сборки — уникальное торговое предложение, включающее как производство электрооборудования, так и его установку, и сопровождение в течение всего жизненного цикла, вплоть до модернизации.
«Есть немало компаний, которые заточены исключительно на продажу своего продукта. Продали и забыли. Анализируя потребности заказчика, мы увидели, что сегодня все большее значение приобретает дальнейший сервис. Таким образом складывается цепочка: производство, запуск, обслуживание, модернизация. Недавно мы монтировали сложное электрооборудование на руднике крупной добывающей компании. Огромный, одиннадцатиметровый электрообъект. Сроки горели. Нужно было уложиться в 30 дней. В то же самое время с рудника увозили демонтированное старое оборудование — не менее громадный электрообъект. Наследие советских времен перешло точку невозврата. И здесь открывается огромнейший ресурс для модернизации российских производств», — считает Анна Жираткова.
Без «копипаста»
Pro-Tok работает на современном немецком оборудовании. Анна лично объездила зарубежные выставки, погружаясь в тонкости электрооборудования, знакомясь с технологиями «законодателей моды» в отрасли.
Технологии, которые лежат в основе производства нашей продукции, заимствованы у европейских «передовиков». Мы отбирали все самое лучшее, хотя можно было пойти по пути наименьшего сопротивления и купить китайские станки — один бы из них работал, другой ремонтировался. Вместе с тем, отталкиваясь от технологий компаний, которые содержат научные лаборатории и даже целые научные школы, мы сделали собственный, уникальный продукт. Он локализован и нашими «мозгами», и нашими технологиями. Мы не пошли по пути «копипаста», потому что сразу ставили задачу создать продукт, ориентированный в том числе на экспорт».
Кадровый баланс
Анна Жираткова уверена: создание компании мечты начинается с создания команды мечты. Сказать легко — сделать сложнее. Особенно в условиях серьезного провала воспроизводства технических специалистов в системе образования страны. Тем не менее Pro-Tok — это интересный сплав специалистов новой формации и «ламповых» профи:
«Не так давно я была в гостях у нашего датского партнера, экспортирующего конструктив. И увидела там «сотрудников мечты». В компании работает 50–60 человек, и каждый из них обладает широчайшим набором навыков и компетенций. Например, «синие воротнички» не только читают чертежи и работают в новейших компьютерных программах, но и умеют презентовать и продавать продукцию. У нас сложился удачный синтез специалистов разных поколений. И они находятся в балансе. Одни устремлены в будущее, другие крепко стоят на ногах. Фундаментальные знания, сложившаяся система «консерваторов» не столько приземляют «инноваторов», сколько дают им опору. В свою очередь «прогрессоры» периодически ломают шаблоны «традиционалистов».
Идите в гемба
Анна Жираткова говорит, что она демократичный руководитель и ее задача стимулировать лидерские качества и ответственность в каждом из сотрудников.
«Недавно у нас состоялась стратегическая сессия, где мы моделировали пути развития компании. Распределились по группам, и я оказалась в «управленческой». Мы генерировали стратегии формирования спроса на товар. В процессе нарисовала организационную структуру мечты. Получилось некое облако, в котором плавают инфузории-туфельки, равные друг другу, дружественные. Эта картинка вызвала много споров — «синие воротнички» стали защищать управленческую вертикаль, без которой, по их мнению, невозможно производство. Но я считаю, что производство — это один из самых творческих процессов. Что касается эффективных бизнес-процессов, то без изначального договора, понимания, зачем и для чего мы это делаем, ничего не работает. Это просто бумаги с графиками. Когда ты управляешь в системе иерархии, ты сидишь наверху абсолютно один. Обратная связь доходит в искаженном виде. О какой эффективности может идти речь? Не зря японцы говорят, если что-то идет не так, ступайте в гемба (в пер. с японского — место сражений, в компаниях так называют производство. — Ред.). И там вы поймете, в чем настоящая проблема».
Выйти из-за электрошкафа
Все, кто работает в компании Pro-Tok, уверены, что это не просто удачное называние, а настоящий бренд. Впрочем, Анна Жираткова считает, что нейминг действительно «попал в цель»:
Три года назад мы проводили настоящий мозговой штурм, придумывая название для наших шкафов. Среди предложенных названий был, например, Перун. В итоге продукция выходит под брендом Pro-Tok».
Собственно, продвижением компания начала активно заниматься год назад. В феврале производители элетрошкафов попали в паблик, изумив общественность партнерской акцией. Pro-Tok решил порадовать партнеров фотосессией — фотомоделей украсили узоры из синей изоленты:
Наш креатив, что называется, зашел. Знаете, есть такая поговорка у технарей: «Нет ничего, что нельзя починить с помощью обыкновенной изоленты». Сочетание роскошных моделей и синей изоленты вызвало восторг. Однако мы не ожидали, что наша акция настолько заинтересует и широкую общественность».
Анна Жираткова признается, что еще недавно не воспринимала себя как «лицо» компании. Однако сегодня задумалась над тем, что должна быть не только вдохновителем и организатором, но и амбассадором бренда Pro-Tok:
Я поняла, что пора выйти из-за электрошкафа. И это тоже еще один вызов, который я принимаю».
Говоря о том, какой она видит компанию через пять лет, Анна подчеркивает, что хотела бы, чтобы ее участие в жизни компании стало чуть меньше. Она мама двух мальчиков, младшему из которых еще нет двух лет.
«Я — работающая мать. Безусловно, я не могу пока уделять детям столько времени, как если бы занималась только ими. Поэтому стараюсь, чтобы это время было качественным, наполненным. Успевать быть и бизнесменом, и мамой помогает детальное планирование своего дня, недели, месяца, года. Чтобы успевать больше, встаю в пять утра. Утреннюю пробежку совмещаю с прослушиванием аудиокниг. Выходные провожу только с семьей — это табу. Стараюсь совмещать бизнес-поездки и отдых. Это хороший выход, когда любишь путешествовать, посещать музеи, изучать архитектуру. Я не живу в диссонансе с собой. В моей жизни сегодня есть все, о чем я мечтала. Даже собаку наконец завела».
Возвращаясь к целям и задачам компании, Анна Жираткова повторяет:
Мы должны изменить отрасль. В зарубежной энергетике уже происходят революционные изменения. Уже солнечная и ветрогенерация — прошлый день. Речь идет о создании энергонакопителей будущего, гигантских батареек. Шестой технологический уклад наступает, и Pro-Tok просто обязан бомбануть!»