Меню

Архитектор Эдуард Кубенский: «Новая застройка портит ландшафт Красноярска»

Красноярцы часто критикуют город, но замечания от «чужаков» воспринимают болезненно. DK.RU решил набраться терпения и выслушал мнение известного екатеринбургского архитектора о Красноярске.

Эдуард Кубенский – архитектор, писатель и издатель. Выпуская одно из ведущих в России изданий по архитектуре – журнал TATLIN – он предпочитает жить и работать в Екатеринбурге. Г-н Кубенский чуть было не стал главным архитектором родного города, но, по его словам, был признан неблагонадежным. Свой Екатеринбург Эдуард Кубенский видит городом с парком на месте железнодорожной ветки Транссиба и радугой над плотиной городского пруда. А его проект «Кладбище домов» — металлические кенотафы, у которых в «овалах» вместо фото людей, изображены фотографии усадеб, стертых с лица земли, обсуждался не только в России, но и в мировом сообществе. 

В Красноярск Эдуард Кубенский приехал в третий раз и согласился вместе с DK.RU критически взглянуть на городской ландшафт.   

​- Менталитет во-многом формируется ландшафтом. Например, у жителей города, построенного на болоте, совершенно другой взгляд на мир, нежели у жителей города, стоящего на большой реке. Более того, он разный у красноярцев, живущих на разных берегах и жителей Самары, расположенной на одном берегу, — считает Эдуард Кубенский.

- Красноярцы вообще очень трепетно относятся к той незначительной части набережной, которая отдана под рекреационные цели. Правда, недавно блогер Варламов назвал ее «позором города».  

- Можно легко сделать несколько фотографий красноярской набережной, и все они покажут вам ее совершенно разной. С одной стороны, набережная — это вопрос взгляда, с другой — благоустройства. А то, что красноярцы переживают за свою набережную – это очень правильно. Хорошая набережная из ниоткуда не возьмется. Нужно постоянно проговаривать эту тему, и тогда, может быть, что-то и появиться. Все в ваших руках или даже в ваших устах. И отрадно, что уже сейчас эти разговоры ведутся на самом высоком уровне, включая главного архитектора, мэра и депутатов Законодательного собрания.

- Каких решений следует избегать в оформлении прибрежной рекреационной зоны?

-  Автомобили на участке возле речного вокзала, по-моему, нужно убирать. Когда машина стоит на фоне воды — это, просто катастрофа. У вас уникальный рельеф. Теоретически машины можно спрятать в его перепадах и сделать пару уровней парковки. Уверен, все машины поместятся. Сверху по парковке можно ходить, а снизу будет газон с пешеходными дорожками». В сложившейся ситуации, чтобы сделать набережную местом притяжения людей, можно просто застелить асфальт доской. Это будет совершенно другая история. Подумайте сами, на асфальт нет желания лечь и сесть, а дерево само по себе приглашает к контакту.

На мой взгляд, абсолютно не нужны новые зеркальные окна на здании «Речвокзала». Первичное решение вызывало желание выйти на балкончик и созерцать Енисей, сидеть на свежем воздухе.

Ужасной ошибкой я считаю строительство торгового центра «Галерея Енисей». На месте красноярцев я бы добивался ее сноса. Если мы идем по набережной, то должны как бы выплыть в центр. Из-за здания теряется ощущение, что ты у реки. Видимо, это самое дорогое место на набережной, и там как раз ловят деньги красноярцев предприимчивые бизнесмены. Можно это делать гораздо культурнее.

Еще меня удивило, что по Енисею не курсируют катера и лодки. Даже у нас в Екатеринбурге, на далеко не судоходной речке Исеть, постоянно катера, байдарщики гоняют, на лодочках катаются.

- Зато у нас гоняют на роликах и велосипедах по набережной…

- Пока я вижу, что велосипедисты и роллеры мешают пешеходам. Набережная должна быть устроена так, чтобы маломобильные группы населения могли по ней беспрепятственно передвигаться. Причем маломобильные — не значит, что это только инвалиды. Женщины с детскими колясками, велосипедисты, скейтеры — они все не должны мешать друг другу.

- В Красноярске принято считать самым страшным злом не торговый центр и не роллеров,  а летние кафешки.

- На мой взгляд, они не так страшны, хотя бы потому, что это временное явление. Более того, с помощью талантливых архитекторов можно сделать летние кафе достопримечательностью набережной. И тогда каждое лето горожане будут ждать, какими же они будут в этом летнем сезоне. Их открытие может стать настоящим городским событием.

- А есть идеальные набережные в российских городах? 

- Во всех городах они разные. В Петербурге, например, набережная — это в большей степени канал, тротуар и дорога. Набережная Самары двухъярусная. Есть пафосная гранитная часть и нижняя песчаная, где люди купаются. Сверху можно встретить людей в костюмах, на нижней — в трусах. И это даже забавно.

- Мы часто критикуем наш город, а чем, на ваш взгляд, красноярцы могут гордиться?

- Красноярцы могут гордиться зеленью, рельефом и зоной отдыха в центре города. У нас в Екатеринбурге, чтобы подышать свежем воздухом и отдохнуть, люди едут за город, а у вас можно через мост перейти на остров Татышев — и вы уже на природе. Это же просто супер. Такого нет ни в одном городе.

- Зеленый город… Мы считаем, что у нас мало зелени и вообще очень плохая экология.

- Ну, я приехал из не менее экологически неблагополучного города и мне видится Красноярск не таким уж серым, а небо над ним – не таким черным. Наверное, какой-нибудь итальянец или швейцарец ответил бы вам иначе. Проблему я вижу в другом – новая застройка портит ландшафт, закрывает сопки, берега. Высотки на сопках – это очень плохое решение. Что касается жилых массивов на берегах, то я бы открыл дворы, сделал их частью набережной, попытался бы найти компромисс между частным и общественным. Если для Екатеринбурга строительство высотного здания почти всегда бесспорно с точки зрения ландшафта, то в Красноярске почти в каждом случае можно и нужно спорить.

- Каким вы видите градостроительное будущие российских городов-миллионников? Могут ли, например, Екатеринбург или  Красноярск стать заметными точками на карте?

- Чтобы город стал заметной точной на карте, ему нужна мечта или если хотите сверхидея, которая была, например, у Екатеринбурга в 1920-1930 годах. У нас строили огромные по тем временам машины, дома, словом то, чего никогда до этого не существовало. Ради этой цели все объединялись. Наше время не исключение. Cейчас также нужна глобальная цель, пусть даже фантастическая, например, строительство космического лифта, которое я предлагаю осуществить в Екатеринбурге на основе недостроенной телебашни, или превратить Красноярск в тотальный парк. Чтобы все со стороны смотрели и думали — «Они сошли с ума». Нужно искать собственную идентичность. В Красноярске она напрашивается сама собой – это природа. Сделайте Красноярск пешеградом. Начните с улицы Карла Маркса. Представьте, например, что человек, приехавший в ваш город на поезде, мог бы пешком дойти до острова Татышев. Думаю, это могла бы быть самая длинная пешеходная улица в мире. Пять километров и еще столько же по самому Татышеву и дальше в обе стороны вдоль Енисея по высоким берегам и через пешеходный мостики с острова на остров. Пусть это будет Красноярский Пешеходный Марафон. Такой проект продвинул бы  город в ряду других, сделал его особенным.

беседовала Юлия Чанчикова