Меню

Артем Потехин. В интернете стало тесно

Совладелец компании «Метадизайн», руководитель портала 24auto.ru Артем Потехин уверен, что у локальных интернет-проектов сегодня одна дорога — выходить на федеральный уровень. Иначе — конец бизнесу.

Артем Потехин, несмотря на молодость, личность в красноярской интернет-индустрии авторитетная —
один из создателей, пожалуй, первого в краснете коммерчески успешного проекта celler.ru, руководитель популярного портала 24auto.ru. Про таких говорят «стоял у истоков». Придя в местный интернет-бизнес более 10 лет назад, г-н Потехин имел возможность наблюдать все этапы коммерциализации красноярского Интернета и сегодня уверенно говорит: местечковым интернет-проектам «светит» незавидное будущее. Локальный рынок стагнирует, и, чтобы выживать и развиваться, региональные порталы должны выходить на федеральный уровень.

Перспективы местных игроков плачевны

Казалось бы, странно звучит: «Надо выходить на федеральный уровень». Ведь речь идет об Интернете — глобальной виртуальной сети, в которой географическое месторасположение весьма условный фактор. Однако в интернет-бизнесе начинаются те же процессы, что и в реальном секторе экономики: крупные федеральные порталы идут в регионы и выдавливают с рынка местных конкурентов. Причем «идут» в буквальном смысле: открывают локальные офисы, набирают команды, разрабатывают местный контент. Как пример, крупный новосибирский портал НГС, который несколько лет назад запустил в Красноярске свое представительство (НГС24) и сейчас претендует на место главного городского сайта.

Почему местным интернет-проектам вдруг оказалось нечего противопоставить федеральным конкурентам?

— Преимущество региональных проектов перед федеральными заключается только в хорошей локализации. Иначе говоря, они могут более качественно прорабатывать местный контент: оперативно выкладывать региональные новости, выставлять на обсуждение актуальные для местного населения темы, публиковать мнения знаковых для региона персон, размещать актуальную рекламу и т.д. Только так местечковые проекты могут «бодаться» с федеральными. Но с приходом федералов сюда и это преимущество местных игроков сходит на нет. Особенно если учесть, что за федералами стоят несравнимо большие деньги, позволяющие им быстро развиваться в короткий срок.
Скажем, наш 24auto.ru сейчас успешно борется с теми же drom.ru и auto.ru во многом потому, что у них нет такой плотной привязки к «местности». Но если кто-то из них запустит мощную инвестиционную программу развития и задастся целью захватить местный рынок, они могут задавить нас. Это будет только вопросом времени.

Неужели региональные интернет-рынки столь финансово емки, что федеральные игроки готовы открывать здесь свои офисы и вступать в борьбу с местными конкурентами?

— Я бы не сказал. По моим подсчетам, максимум, что можно выжать из интернет-портала в Красноярске, — до 10 миллионов рублей в месяц. И это при немалых вложениях.
Другое дело — расширение зоны влияния, одна из целей которого — самому не быть выдавленным с рынка. То есть обычный сценарий развития, наверное, для любого бизнес-проекта. Ведь, в принципе, то, что сейчас происходит на российском интернет-рынке, — отражение ситуации на мировом. Например, если взять такие социальные сети, как Facebook и «Вконтакте», то, на мой взгляд, перспективы отечественной сети плачевны. В текущей ситуации владельцы «контакта» еще могут зарабатывать деньги, но возможности развиваться и противопоставить что-либо Facebook в будущем у них нет. «Вконтакте» пока берет тем, что более локализован и понятен русским пользователям, а самое главное — это, конечно, наличие в сети огромного объема пиратского контента. Убери его, и сеть быстро потеряет привлекательность. А так у нее есть еще возможность существовать, пока Facebook не подстроился окончательно под русских пользователей.

В планах — покорение СФО

Одна из проблем красноярского, да и в целом российского интернет-бизнеса — отсутствие крупных инвесторов. На сегодня доля интернет-бизнеса в российской экономике составляет меньше одного процента, и вкладывать у нас по-прежнему предпочитают в реальную экономику, а не в виртуальные проекты. Конечно, найдется немало желающих приобщиться к доходам Яndex, Mail.ru, «Вконтакте» и т.п., но, когда речь заходит о пресловутых венчурных инвестициях, раскошеливаться никто не спешит. Даже несмотря на то, что в России уже есть люди, заработавшие миллиарды на стартапах в Интернете.

Есть ли, на ваш взгляд, сегодня смысл инвестировать в интернет-проекты в Красноярске? И что это должны быть за проекты?

— Как я уже говорил, о серьезных доходах в местном Интернете речи не идет. Соответственно, и вкладывать большие деньги я не вижу смысла. Вернее так: я не вижу такого проекта, в который был бы смысл инвестировать по-крупному. Например, в Красноярске до сих пор нет единого городского портала, который представлял бы город и регион в сети. Я имею в виду порталы типа Е1 в Екатеринбурге или тот же НГС в Новосибирске. У нас же есть несколько порталов, которые претендуют быть номером один, но по большому счету никто не дотягивает до этой планки. Мы несколько лет назад тоже запустили городской портал Redom.ru и тоже планировали вывести его на ведущую позицию в красноярском Интернете. Однако пока у нас не получается этого сделать — задача реальная, но требующая вложения крупных ресурсов. Сейчас нам это не так интересно, как развитие 24auto.ru — он приносит нам в разы больший доход. Пока Redom.ru остается нашим «запасным» проектом — есть планы по его развитию, но это второстепенная задача.

Запускать новый городской портал я не вижу никакого смысла, на этом не заработаешь. Конечно, открываются какие-то нишевые, специализированные порталы, но они тоже никогда не будут суперуспешными и прибыльными. И, в любом случае, если кто-то решается сегодня идти в интернет-бизнес, он должен быть готовым в перспективе выводить свой портал на федеральный уровень. Иначе вообще нет смысла начинать.

Назовите наиболее успешные, по вашему мнению, стартапы в красноярском Интернете за последнее время.

— Честно сказать, затрудняюсь. В последние годы ничего яркого и перспективного в местной сети я не наблюдал. Из тех проектов, что были запущены после наших, могу отметить только сайт-аукцион 24au.ru. Но он тоже работает уже не первый год. Помню, когда этот проект только стартовал, я не верил в его успех, как и вообще в успех аукционных сайтов на локальном уровне. Но, должен признать, ошибся. Хотя фактически 24au.ru это не аукцион в чистом виде, а, скорее, виртуальная доска объявлений или комиссионный магазин. Допустим, если взять eBay, то это настоящий аукцион: сделал ставку, выиграл — будь добр, покупай товар или плати неустойку. На 24au.ru покупатель может отказаться от покупки товара без последствий.

Но, так или иначе, сайт успешно работает, приносит доход, а других удачных местных интернет-проектов за последние годы я не могу назвать.

На чем вы сегодня сосредоточены, каковы ближайшие планы?

— На развитии портала 24auto.ru и выводе его в другие регионы. Для компании этот проект становится приоритетным, и основные наши ресурсы мы бросаем на его развитие. Экспансия, как я уже говорил, единственный для нас способ выживания и развития. В первую очередь в планах охватить территорию СФО.

На первый взгляд, амбициозная задача. Хватит сил?

— Я уверен, что наш портал — лучший из региональных автомобильных сайтов. И по функционалу, и по контенту. Думаю, что его качество достойно для трансляции в других регионах страны.

С чего планируете начать?

— А мы уже, собственно, начали. Для каждого региона уже готов свой сайт, они работают, но посещаемость пока низкая. Дело в том, что у нас нет команд поддержки в этих регионах, и сейчас мы как раз занимаемся их формированием. С начала июня начинает работать наш офис в Кемерово. Пять человек будут полностью заниматься развитием портала в этой области. На кемеровском филиале мы отработаем механизмы продвижения, а далее по той же схеме пойдем в следующие регионы. Для начала думаем охватить города Сибирского федерального округа, потом двинемся дальше.

 

Алексей Хитров