Меню

«Ашан» ударит не по сетям, а по малому бизнесу

Приход в город крупных федеральных компаний - естественный процесс. О том, что международный ритейлер «Ашан» готовится зайти в наш город, красноярские торговые компании знали.

Ранее было известно, что гипермаркет этой сети будет размещен за городом, в районе Солонцов. Но на Красноярском торговом форуме прозвучала информация, что городские власти всерьез рассматривают вариант выделить площадку «Ашану» на Предмостной площади. Это вызвало ряд вопросов со стороны красноярских ритейлеров.

Начнем с того, что ритейл – это сформировавшаяся, устоявшаяся система, звенья которой, в зависимости от спроса, гармонично рассредоточены по районам города. Супермаркеты, магазины у дома, павильоны и рынки – все они занимают свою нишу, конкурируют в ее рамках, благодаря чему рынок равномерно развивается. По моим подсчетам,  ежегодно рынок красноярского продуктового ритейла растет на 3-6%  в денежном измерении. Это небольшой рост, который подразумевает умеренную наполняемость новыми игроками. Поэтому если в центре города разместить такую огромную «продуктовую машину» как «Ашан», вокруг него очень быстро вымрут все магазины. И удар придется не столько по сетям, сколько по одиночным игрокам. Мало кто сможет выдержать конкуренцию с этим монстром на Предмостной. Начнется череда разорений ранее успешных торговых точек, что может привести к существенным социальным последствиям. Например, сейчас сфера розничной торговли формирует 12% всех рабочих мест в городе и крае. Это внушительная цифра.

Я считаю, что позиция местных властей в вопросе, где разместить «Ашан», должна быть взвешенной. И прежде, чем давать «добро» на площадку в центре, нужно изучить все возможные последствия этого решения. В частности, организацию транспортных потоков и парковочных мест. Уже сейчас передвижение с левого берега на правый через Коммунальный мост в часы пик требует постоянной работы регулировщиков. Появление «Ашана» на Предмостной явно усугубит ситуацию. Вспомните транспортный коллапс в предпраздничные дни на МКАДе в Москве вокруг таких комплексов.

Обсуждая перспективы и последствия появления «Ашана» на Предмостной площади, мы, представители красноярского торгового ритейла, сформулировали и планируем внести на рассмотрение Горсовета свое предложение. Суть его в том, чтобы все магазины торговой площадью выше 5 тыс. кв. м., независимо от того, местного они или зарубежного происхождения, могли расположиться в черте города, только пройдя согласование в Горсовете, и с учетом мнения Ассоциации предпринимателей розничной торговли края. Благодаря этой мере, бизнес будет иметь возможность высказать свою позицию и отстаивать свои интересы.
Не стоит забывать простую истину - все яд, и все лекарство. Вопрос в количестве. Правила игры должны быть такими, чтобы на красноярском рынке в равных условиях могли работать как мелкие игроки, так и крупные.

Реальность - это столкновение разных точек зрения, что прекрасно видно на примере ситуации с «Ашаном». Предприниматели – активная часть населения, которая реально создает условия для формирования качественной среды: это и рабочие места, и налоги в местный бюджет, и развитие городской инфраструктуры. Если  вытеснить местный бизнес, может оказаться так, что создавать-то будет и некому. Например, местным производителям некуда будет поставлять продукцию, а этим вопросом еще недавно были озабочены краевые власти.

Для развития любого бизнеса важны долгосрочные перспективы. Если они есть, то интересно работать. Если приоритет отдать иностранным компаниям, это меняет всю логику развития. В итоге, настоящий предприниматель всегда найдет, куда инвестировать средства и в каком регионе. А вот большинству населения придется просто принять сложившиеся условия.