Основные проекты
Серьезная часть красноярцев в кризис перевела новые иномарки из категории «средства передвижения» в категорию «роскошь». В этом году в местных автотехцентрах забыли про очереди, менеджеры автосалонов стали брать «мертвой хваткой» каждого клиента. В этой ситуации дилеров выручили производители и импортеры автомобилей, которые были готовы кредитовать потребителя и распродавать авто с огромными скидками. Тем не менее в последний год дилеры испытывали серьезные финансовые трудности — банки в кризис молниеносно «охладели» к продавцам новых иномарок. Возвели их бизнес в ранг высокорискованного и не спешили их кредитовать.
Иллюзии
Бурные продажи казались вечными
Рынок иномарок последние годы рос почти в геометрической прогрессии. Спрос на новые иностранные автомобили был такой, что за ними стояли очереди, потребители были готовы платить за возможность стать обладателем новенькой иномарки, которую ему вручали спустя несколько месяцев после оплаты. Спрос подогревали финансовые учреждения, которые смело кредитовали практически каждого желающего. «Кредиты давали всем подряд. Ресепшионисты покупали авто премиум-класса. А потом настал кризис, который расставил всех на свои места», — говорит исполнительный директор компании «Орион» АЛЕКСЕЙ СУГАК. Рынок резко снизил темп роста в последнем квартале 2008-го. По итогу прошлого года рост рынка вместо прогнозируемых 40–50% составил примерно 20%. Красноярскими дилерами в 2008 г. было продано около 15 тыс. автомобилей. Особенно тяжелыми для местных автодилеров были посленовогодние и летние месяцы 2009-го. Спад продаж по некоторым брендам в эти периоды достигал 80–100%. По итогам 9 месяцев текущего года автодилерский рынок в Красноярске «упал», по данным Автостата, на 62,6%. Управляющий директор ГК «Медведь Холдинг» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ отметил, что в этом году потребитель покупал скидки. Решающую роль при выборе авто играли не бренды и конкретные модели, а выгодные ценовые предложения. Производитель в этом году за ценой не стоял. По некоторым маркам скидки составляли более 100 тыс. руб. Авто продавались на $2–3 тыс. ниже себестоимости. Производители были вынуждены пойти на этот шаг, так как и они, и дилеры на местах к концу 2008 г. оказались в ситуации затоваривания. Причем, как рассказал один из дилеров, импортеры не сразу пошли на снижение цены. Первые месяцы 2009 г. цены на авто были приведены в соответствие с курсом доллара — и рынок «встал». Поняв это, импортеры пересмотрели свою ценовую политику. «До кризиса мы имели рынок продавцов. Клиент выбирал марку и приходил в конкретный салон. А сейчас у нас рынок покупателя, который ходит по салонам и выбирает тот, где получает максимум за свои деньги», — сказал генеральный директор Рено-центра «АТЛАНТ» ДМИТРИЙ СУХАНОВ.
Страхи Банки отвернулись от автодилеров
«В начале года мы просчитывали несколько сценариев развития событий на рынке. Вплоть до самого пессимистичного — «а если все встанет и мы не продадим ни одного автомобиля в месяц». Головы пухли, собирались чуть ли не каждый день и нередко засиживались до ночи, устраивали один мозговой штурм за другим», — вспоминает Евгений Меркушев. Руководители как небольших дилерских компаний, так и собственники крупнейших холдингов не скрывают: был страх не рассчитаться с кредитами и потерять компанию. «Боялись, что не решим вопросы кредитов, что не договоримся с банками. В нашем случае Росбанк, МДМ, Внешторгбанк оказались нормальными банками-партнерами. А некоторые финансовые учреждения, я считаю, проявили свою истинную суть — пытались «пригреть» лакомые кусочки. Были банки, которые хотели получить долю в бизнесе за свои кредитные возможности. Мы на такую сделку не пошли. Не для банков все это строили», — говорит Александр Кангун. По его словам, для тех банков, что поверили, важными аргументами были репутация компании на рынке, ее недвижимость, клиентская база. «У нас 25 тыс. клиентов, с которыми выстроены отношения, — для банкиров это тоже аргумент», — сказал г-н Кангун. В финансовых учреждениях слово «автодилер» было почти что матерным, говорят участники рынка. «Я лично ходил в этом году к нескольким управляющим банками, и они открыто говорили — не время, нужна пауза. Предлагаемые инвестиционные проекты даже не рассматривались», — рассказал Алексей Сугак. В «Медведь Холдинге» рассказали, что вся деятельность компании в этом году была направлена на уменьшение кредитов. «Нам удалось сократить их объем в два раза», — рассказал г-н Меркушев. «Тем, у кого были большие кредитные обязательства, — было тяжело. Но это не значит, что надо петь траурную песню», — подытожил г-н Кангун. С рынка не ушла ни одна компания. «Был еще один страх: потерять коллектив, который создавался годами», — сказал генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» НИКОЛАЙ БЯКОВ. Компании оптимизировали бизнес, экономили на всем, «под нож» у многих пошли зарплаты, штатное расписание. «Кадровая ситуация на рынке была напряженная. Люди боялись за свои рабочие места, начал падать моральный дух коллектива. Я принял решение провести собрание в каждом центре, выступал перед людьми, говорил о ситуации как есть на самом деле, что работать сейчас надо с утроенной силой. Кто оказался к этому не готов — ушел сам. Коллектив после разговора всколыхнулся, сплотился и оказался готов сворачивать горы, я бы даже так сказал. Для меня лично эта ситуация стала большим уроком», — признался Николай Бяков.
Возможности Увидеть слабые места в бизнесе
«2009 г. надо уважать и любить. Этот год не принес многим денег, но он поставил все на свои места. Отрезвил, позволил четко оценить свои возможности и двигаться дальше правильно. В нужном направлении и с оптимальной скоростью», — говорит Алексей Сугак. Кризис дал возможность четко выстроить бизнес-процессы. «Позволил увидеть слабые места в бизнесе, которые были закрыты в период резкого роста», — считает Александр Кангун. Кризис не только научил дилеров экономить на текущих расходах: на электроэнергии, ГСМ, канцелярии и т. п., но и дал возможность сэкономить на реализуемых в этот период инвестиционных проектах. Например, ГК «Медведь Холдинг» инвестировала в строительство автотехцентра Skoda как минимум на 20% меньше проектной инвестиционной емкости. «Мы смогли из кризиса извлечь пользу. Серьезно сэкономили на стоимости строительных материалов, которые подешевели от 10 до 50%. Строители шли навстречу и иногда давали отсрочки платежей. Это, в свою очередь, позволяло сэкономить на банковских процентах», — рассказал Евгений Меркушев. Кризис надо благодарить и за появление в городе новых автодилерских компаний. Спад продаж подтолкнул импортеров марок Nissan и Suzuki с выбором официальных дилеров в Красноярске. В 2009 г. оба импортера подписали дилерские соглашения на представления марки в нашем городе. За марки бились крупнейшие холдинги, однако дистрибьюторы выбрали новичков: бренд Suzuki достался компании «Премиум», Nissan — созданной специально под проект компании «Титан Моторс». «Тендер по определению дилера Nissan в Красноярске проходил в конце 2008 — начале 2009 г. согласно стандартной процедуре по выбору кандидата в официальные дилеры Nissan. В июле подписано дилерское соглашение с компанией «Титан Моторс», — прокомментировала «ДК» ситуацию менеджер по связям с общественностью компании «Ниссан Мотор Рус» ТАТЬЯНА НАТАРОВА. Генеральный директор «Титан Моторс» ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВ рассказал «ДК», что на данный момент компания представила марку во временном помещении на Взлетке: площадь шоу-рума 500 кв. м, в сервисе более 10 постов. В перспективе, по его словам, строительство фирменного автотехцентра. Руководитель департамента развития «СИАЛАВТО» ТАТЬЯНА ГРИЦ считает: появившиеся на рынке марки — серьезные конкуренты. Однако не ясно, как поведут себя их дилеры. «Если бы дилерство Nissan получила ГК «Крепость», я бы не сомневалась, что она бы сразу отняла львиную долю рынка. Каковы возможности новых игроков — покажет время», — сказала г-жа Гриц.
Группа компаний «Медведь Холдинг» построила фирменный автотехцентр Skoda. В середине сентября 2009 г. состоялась презентация нового проекта. Это пока единственный фирменный автотехцентр, введенный в эксплуатацию в Красноярске во время кризиса. Площадь шоу-рума — 600 кв. м, автосервиса — 1 360 кв. м. Как рассказал на открытии центра генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» Николай Бяков, инвестиции в проект составили порядка 130 млн руб.
Автоцентр Lexus запустят в конце декабря
ГК «Крепость» ведет строительство выставочно-сервисного техцентра Lexus. Площадь шоу-рума нового центра около 1 тыс. кв. м. По величине выставочного зала новый центр обещает стать одним из самых больших дилерских центров Lexus в России. Особенность строящегося автотехцентра в том, что он будет находиться в едином комплексе с деловым центром, инвестором которого также является ГК «Крепость». Как рассказал Александр Кангун, в конце декабря 2009 г. центр Lexus будет запущен в техническую эксплуатацию.
Рынок иномарок последние годы рос почти в геометрической прогрессии. Спрос на новые иностранные автомобили был такой, что за ними стояли очереди, потребители были готовы платить за возможность стать обладателем новенькой иномарки, которую ему вручали спустя несколько месяцев после оплаты. Спрос подогревали финансовые учреждения, которые смело кредитовали практически каждого желающего. «Кредиты давали всем подряд. Ресепшионисты покупали авто премиум-класса. А потом настал кризис, который расставил всех на свои места», — говорит исполнительный директор компании «Орион» АЛЕКСЕЙ СУГАК. Рынок резко снизил темп роста в последнем квартале 2008-го. По итогу прошлого года рост рынка вместо прогнозируемых 40–50% составил примерно 20%. Красноярскими дилерами в 2008 г. было продано около 15 тыс. автомобилей. Особенно тяжелыми для местных автодилеров были посленовогодние и летние месяцы 2009-го. Спад продаж по некоторым брендам в эти периоды достигал 80–100%. По итогам 9 месяцев текущего года автодилерский рынок в Красноярске «упал», по данным Автостата, на 62,6%. Управляющий директор ГК «Медведь Холдинг» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ отметил, что в этом году потребитель покупал скидки. Решающую роль при выборе авто играли не бренды и конкретные модели, а выгодные ценовые предложения. Производитель в этом году за ценой не стоял. По некоторым маркам скидки составляли более 100 тыс. руб. Авто продавались на $2–3 тыс. ниже себестоимости. Производители были вынуждены пойти на этот шаг, так как и они, и дилеры на местах к концу 2008 г. оказались в ситуации затоваривания. Причем, как рассказал один из дилеров, импортеры не сразу пошли на снижение цены. Первые месяцы 2009 г. цены на авто были приведены в соответствие с курсом доллара — и рынок «встал». Поняв это, импортеры пересмотрели свою ценовую политику. «До кризиса мы имели рынок продавцов. Клиент выбирал марку и приходил в конкретный салон. А сейчас у нас рынок покупателя, который ходит по салонам и выбирает тот, где получает максимум за свои деньги», — сказал генеральный директор Рено-центра «АТЛАНТ» ДМИТРИЙ СУХАНОВ.
Страхи Банки отвернулись от автодилеров
«В начале года мы просчитывали несколько сценариев развития событий на рынке. Вплоть до самого пессимистичного — «а если все встанет и мы не продадим ни одного автомобиля в месяц». Головы пухли, собирались чуть ли не каждый день и нередко засиживались до ночи, устраивали один мозговой штурм за другим», — вспоминает Евгений Меркушев. Руководители как небольших дилерских компаний, так и собственники крупнейших холдингов не скрывают: был страх не рассчитаться с кредитами и потерять компанию. «Боялись, что не решим вопросы кредитов, что не договоримся с банками. В нашем случае Росбанк, МДМ, Внешторгбанк оказались нормальными банками-партнерами. А некоторые финансовые учреждения, я считаю, проявили свою истинную суть — пытались «пригреть» лакомые кусочки. Были банки, которые хотели получить долю в бизнесе за свои кредитные возможности. Мы на такую сделку не пошли. Не для банков все это строили», — говорит Александр Кангун. По его словам, для тех банков, что поверили, важными аргументами были репутация компании на рынке, ее недвижимость, клиентская база. «У нас 25 тыс. клиентов, с которыми выстроены отношения, — для банкиров это тоже аргумент», — сказал г-н Кангун. В финансовых учреждениях слово «автодилер» было почти что матерным, говорят участники рынка. «Я лично ходил в этом году к нескольким управляющим банками, и они открыто говорили — не время, нужна пауза. Предлагаемые инвестиционные проекты даже не рассматривались», — рассказал Алексей Сугак. В «Медведь Холдинге» рассказали, что вся деятельность компании в этом году была направлена на уменьшение кредитов. «Нам удалось сократить их объем в два раза», — рассказал г-н Меркушев. «Тем, у кого были большие кредитные обязательства, — было тяжело. Но это не значит, что надо петь траурную песню», — подытожил г-н Кангун. С рынка не ушла ни одна компания. «Был еще один страх: потерять коллектив, который создавался годами», — сказал генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» НИКОЛАЙ БЯКОВ. Компании оптимизировали бизнес, экономили на всем, «под нож» у многих пошли зарплаты, штатное расписание. «Кадровая ситуация на рынке была напряженная. Люди боялись за свои рабочие места, начал падать моральный дух коллектива. Я принял решение провести собрание в каждом центре, выступал перед людьми, говорил о ситуации как есть на самом деле, что работать сейчас надо с утроенной силой. Кто оказался к этому не готов — ушел сам. Коллектив после разговора всколыхнулся, сплотился и оказался готов сворачивать горы, я бы даже так сказал. Для меня лично эта ситуация стала большим уроком», — признался Николай Бяков.
Возможности Увидеть слабые места в бизнесе
Основные проекты
Группа компаний «Медведь Холдинг» построила фирменный автотехцентр Skoda. В середине сентября 2009 г. состоялась презентация нового проекта. Это пока единственный фирменный автотехцентр, введенный в эксплуатацию в Красноярске во время кризиса. Площадь шоу-рума — 600 кв. м, автосервиса — 1 360 кв. м. Как рассказал на открытии центра генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» Николай Бяков, инвестиции в проект составили порядка 130 млн руб.
Автоцентр Lexus запустят в конце декабря
ГК «Крепость» ведет строительство выставочно-сервисного техцентра Lexus. Площадь шоу-рума нового центра около 1 тыс. кв. м. По величине выставочного зала новый центр обещает стать одним из самых больших дилерских центров Lexus в России. Особенность строящегося автотехцентра в том, что он будет находиться в едином комплексе с деловым центром, инвестором которого также является ГК «Крепость». Как рассказал Александр Кангун, в конце декабря 2009 г. центр Lexus будет запущен в техническую эксплуатацию.