Меню

Автодилеры зарубежных производителей переезжают в монобрендовые салоны

эксперты Сергей Бобрышев заместитель генерального директора компании «СТС-автомобили» Александр Кангун соучредитель ГК «Крепость» Владимир Кистнер менеджер по развитию дилерской сети «Порше Ру

2006 год прошел для красноярских автодилеров под знаком расширения бизнеса. Компании подписывали новые дилерские соглашения, строили автотехцентры. Росту местного автомобильного рынка способствовали и заработавшие в полную силу финансовые инструменты — кредит и лизинг.

эксперты
Сергей Бобрышев заместитель генерального директора компании «СТС-автомобили»
Александр Кангун соучредитель ГК «Крепость»
Владимир Кистнер менеджер по развитию дилерской сети «Порше Руссланд»
Людмила Мазанова соучредитель ГК «Атлантик Моторс»
Евгений Меркушев коммерческий директор «Медведь Холдинга»
Татьяна Натарова PR-менеджер «Ниссан Мотор Рус»
Павел Петриев генеральный директор ВЦ «Форпост»
Алексей Сугак генеральный директор Ауди Центра Красноярск
Павел Шварц начальник отдела продаж Мерседес Центра «Орион»

По предварительным оценкам экспертов, рост красноярского рынка новых иностранных автомобилей в 2006 г. составит около 35-40%. «В сегменте класса «премиум» этот показатель приблизится примерно к 30-35%, в сегменте «народных» марок прирост будет выше», — оценивает темпы роста местного рынка генеральный директор Ауди Центра Красноярск АЛЕКСЕЙ СУГАК.
По словам соучредителя ГК «Атлантик Моторс» ЛЮДМИЛЫ МАЗАНОВОЙ, за девять месяцев текущего года автодилеры продали автомобилей больше, чем за весь 2005 г. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2006 г. в городе будет продано более 5,5 тыс. новых иностранных машин. В соседнем Новосибирске, по оценке заместителя генерального директора компании «СТС-автомобили» СЕРГЕЯ БОБРЫШЕВА, этот показатель приближается к 7 тыс.
Красноярская доля в общероссийском объеме продаж иномарок по-прежнему очень мала — около 1%. Большая часть автомобилей иностранных брендов, по разным оценкам, 80-90%, продается в Москве и Санкт-Петербурге.

Рынок растет за счет монобрендовых салонов
По данным автомобильного сайта «24auto.ru», на конец 2006 г. в Красноярске работают около 50 автосалонов, 17 из них — официальные дилеры различных иностранных автоконцернов. На рынке представлено 27 зарубежных автомобильных брендов. Большая часть марок сосредоточена в трех местных холдингах: «Крепость», «Медведь», «Атлантик Моторс». По оценке Людмилы Мазановой, эти компании — лидеры местного автомобильного рынка, на их долю приходится около 90% проданных в этом году в Красноярске новых иностранных автомобилей.
По словам экспертов, в уходящем году на местном автодилерском рынке не появилось новых игроков. 2006-й стал годом расширения бизнеса уже существующих участников рынка.
В новый мультибрендовый центр в этом году переехал АТЦ «Красноярский». На новом месте компания провела ребрендинг, сменив название на «Сиал Авто». Переход под узнаваемый зонтичный бренд холдинга «Сиал», в который входит АТЦ, по замыслу его учредителей, должен увеличить число клиентов нового центра. «Сиал Авто» — первая компания в Красноярске, сделавшая ставку на китайские автомобили. В этом году она получила дилер­ское соглашение Great Wall и статус дистрибьютора еще двух китайских марок. В планах компании — продать не менее 1 тыс. авто «из Поднебесной» в 2007 году. Эксперты пока со скепсисом оценивают «китайские» планы «Сиал Авто». Людмила Мазанова: «Ценовая политика у них интересная. Но есть существенный минус — качество. Пока эти автомобили вряд ли составят конкуренцию европейским и японским машинам. Думаю, это случится не раньше чем через 2-3 года».
В феврале свой портфель брендов пополнила группа компаний «Крепость». В Швеции представители ГК подписали дилерское соглашение с концерном Volvo. ПАВЕЛ ПЕТРИЕВ, генеральный директор Вольво Центра «Форпост»: «Этот автопроизводитель очень осторожен в продвижении на территории России. Дилерства Volvo город добивался больше 10 лет. Мы стали самым восточным официальным дилером этой марки».
Летом 2006 г. компания Тойота Центр Красноярск (также входящая в ГК «Крепость») сменила статус АТС (авторизированной технической станции) на официальный дилерский статус. По словам соучредителя ГК «Крепость» АЛЕКСАНДРА КАНГУНА, это стало возможным из-за многолетнего сотрудничества с японским автоконцерном и запуска нового здания автотехцентра Toyota. На сегодняшний день — самого крупного монобрендового салона в Красноярске. Его площадь — более 6 тыс. кв. м. С приобретением нового статуса в Тойота Центре появились автомобили для тест-драйва, кроме того, компании будет увеличена квота на автомобили на следующий год. Это, в свою очередь, должно сократить время ожидания машины. Сейчас в Красноярске новенькие «Тойоты» покупатели ждут по 3-4 месяца.
«Медведь Холдинг» построил в этом году автотехцентр BMW. По словам коммерческого директора «Медведь Холдинга» ЕВГЕНИЯ МЕРКУШЕВА, отстроив бутик, компания получила возможность продавать еще одну марку этого немецкого производителя — Mini. Осенью представители «Медведя» заявили о намерении в 2007 г. начать строительство салона Skoda на пересечении улиц Быковского и Металлургов.
По информации «ДК», в декабре состоится техническая приемка нового монобрендового салона «Мерседес». Из тесного помещения на улице Воронова он переедет в бутик в микрорайоне Северный. Официальное открытие центра состоится в начале 2007 г.
Людмила Мазанова озвучила «Деловому кварталу» решение ГК «Атлантик Моторс» о строительстве салона марки Renault. «Мы планируем возводить автотехцентр, полностью соответствующий требованиям производителя. Это перспектива ближайших двух лет», — уточнила г-жа Мазанова.
Эксперты отмечают тенденцию строительства монобрендовых салонов. Во многом это объясняется требованием производителей. Чем дальше, тем нетерпимее автоконцерны относятся к соседству разных марок. Алексей Сугак: «Тенденция очевидна: салоны, в которых представлено множество марок, останутся в прошлом. Если они и создаются, то как временные решения. Будущее за монобрендами».
Доля прямых продаж сокращается
По мнению экспертов, росту продаж автомобилей в 2006 г. серьезно способ­ствовали различные финансовые инструменты. «В этом году в полную силу заработали автокредитование и лизинг», — сказал Евгений Меркушев.
По словам Людмилы Мазановой, финансовые учреждения стали более лояльны к потребителю: «Если клиент получил отказ в одном банке, он может обратиться в другой и получить положительное решение».
«Если раньше с автодилерами сотрудничали только «монстры», то теперь все, «от мала до велика», бьются за нашего клиента», — говорит Алексей Сугак. На данный момент каждый официальный дилер в Красноярске работает в среднем с 3-4 банками и лизинговыми компаниями.
По словам участников рынка, в этом году упростилась процедура получения кредита на автомобиль. К тому же, конкуренция в банковской сфере привела к существенному снижению процентных ставок — до 7-8% годовых по кредитам. По лизинговым схемам существуют предложения с нулевыми ставками и даже с понижающимися основными платежами.
Автодилеры разрабатывают с финансовыми учреждениями совместные программы. Например, в Ауди Центре Красноярск существует совместная с МДМ-Банком и «Райффанзенбанком» программа «Кредит с обратным выкупом». Она позволяет сэкономить ежемесячный платеж на 30-40% по сравнению с классическим кредитом, пояснили в Ауди Центре.
По словам Людмилы Мазановой, в частном секторе в 2006 г. наблюдалась серьезная положительная динамика покупок автомобилей по кредитной схеме: «Если в прошлом году мы говорили о 35% продаж в кредит, то в этом у нас были месяцы, когда до 70% машин продавалось по кредитной схеме. Думаю, средний показатель по этому году будет больше 40%». По прогнозам г-жи Мазановой, если банки останутся так же лояльны к клиенту, в 2007 г. доля покупок в кредит составит в компании около 50%.
По словам экспертов, в корпоративном секторе был наиболее популярен лизинг. В «Медведь Холдинге» рассказали, что около половины всех корпоративных продаж в 2006 г. осуществлялось с использованием лизинговых схем.
«На финансовые механизмы — кредит, лизинг — у нас приходилось в этом году до 55% продаж. Прямые покупки занимали около 45%», — рассказал Алексей Сугак.
Корпоративных клиентов берут скидками
Находясь в состоянии жесткой конкуренции, автодилеры начали осваивать новые для себя потребительские ниши и инструменты стимулирования продаж.
В этом году эксперты отметили активизацию участников рынка в корпоративном сегменте. В ВЦ «Форпост» предоставили такую статистику: продажи юридическим лицам автомобилей Volvo за 3 квартала 2006 г. составили около 35% от общего числа проданных автомобилей. По оценке Евгения Меркушева, рост в этом сегменте по итогам года составит около 100% .
По словам экспертов, флит-покупки привлекают клиентов прежде всего гибкой системой скидок. Размер скидок может доходить до 15%. Дилеры дорогих марок, которые в продажах не используют скидки, компенсируют их отсутствие снижением цены на сервисное обслуживание, уменьшением процентной ставки по страхованию и т. д.
Работа с юридическими лицами — скорее бизнес на перспективу. Дилеры считают, что благодаря развитию корпоративных продаж они сумеют более полно загрузить свой сервис в будущем. Кроме того, есть большая вероятность, что эти клиенты станут постоянными и через 2-3 года вернутся обновить автопарк.
Для стимулирования покупки, в особенности повторной, автодилеры начали осваивать общемировую систему trade in. По данным исследования «ДК», проведенного осенью этого года, около половины всех салонов города практикуют систему обмена старого автомобиля в счет оплаты нового. Причем около 30% из них ввели эту услугу в 2006 г.
По наблюдениям участников рынка, потребители научились ценить свое время и все чаще предпочитают не продавать автомобиль самостоятельно, а поменять его на новый. Тем более что цены, предлагаемые автодилерами, сейчас близки к среднерыночным: вычеты на предпродажную подготовку и текущее содержание машины составляют в среднем 10-15%.
Однако начальник отдела продаж Мерседес Центра «Орион» ПАВЕЛ ШВАРЦ считает, что российский trade in пока далек от совершенства: «В процессе покупки подержанного автомобиля не участвуют банки. Дилеры вынуждены инвестировать в подержанные машины собственные день­ги, по сути «замораживая» их на неопределенный срок».
Несмотря на существующие сложности, участники рынка возлагают большие надежды на систему обмена автомобилей. По данным московских дилерских компаний, начавших практиковать обмен чуть раньше, он дает рост продаж не менее 20%. Евгений Меркушев: «В этом году примерно пятая часть автомобилей в холдинге продавалась по trade in. Пик спроса на услугу я ожидаю через 2-3 года».
В Красноярск идут «люксовые» марки
Эксперты считают, что в следующем году местные автодилеры продолжат наращивать портфели брендов. Сразу несколько местных компаний рассматривают возможность представления марки Nissan в статусе официального дилера в Красноярске. Как известно, этот производитель очень медленно строит свою дилерскую сеть в России. На сегодняшний день самый восточный его представитель находится в Новосибирске и имеет промежуточный статус АСТ. Как рассказали «ДК» в компании «Ниссан Мотор Рус», до конца этого года дистрибьютор планирует окончательно определиться с выбором официального дилера в Красноярске. ТАТЬЯНА НАТАРОВА, PR-менеджер компании «Ниссан Мотор Рус»: «В 2006 г. мы рассмотрели предложения от кандидатов. Прошел конкурсный отбор. Имя компании, которая станет дилером Nissan, будет названо в следующем году».
Эксперты уверены, что в 2007 г. в Красноярске начнут продаваться автомобили самого дорогого — lux-сегмента. Как рассказал «ДК» менеджер по развитию дилерской сети «Порше Руссланд» ВЛАДИМИР КИСТНЕР, три компании выразили желание представлять марку Porsche в Красноярске. «Сейчас ведется обсуждение их деловых предложений. Назначение официального дилера планируется в течение первой половины 2007 г.», — заявил г-н Кистнер.
ГК «Атлантик Моторс» также рассматривает возможность дилерства одного из люксовых брендов корпорации GM —  Cadillac или Hummer.
Алексей Сугак: «Думаю, дилеру подобных марок будет очень сложно. Я еще не вижу прослойки населения в Красноярске, для которой можно строить этот бизнес. К тому же у производителей очень высокие требования. Напротив КрАЗа или в Солонцах люксовый бутик не по­строишь».
«В прошлом году подобный проект однозначно был бы имиджевым. Сейчас есть предпосылки рассматривать его как бизнес-проект. Хотя говорить о серьезном зарабатывании денег на таких марках пока рано — эти проекты будут очень долго окупаться», — считает Людмила Мазанова.