Меню

Автомобилей под льготный кредит хватит не всем

Иллюстрация: http://pixabay.com/

В правительственной программе уже участвуют банки, суммарно охватывающие 80% рынка автокредитования. Как работает программа льготного кредитования, и где тот самый «луч света в темном царстве».

Российские банки включились  в программу автокредитования, предложенную Минпромторгом. В начале апреля средняя ставка по выданным льготным кредитам составила 12,32%, сообщает Минпромторг. В  правительственной программе уже участвуют банки, суммарно охватывающие 80% рынка автокредитования, подсчитали эксперты. Заявки на участие в программе уже подали более 50 российских банков. Выдача кредитов осуществляется через сеть дилерских центров.

Механизм получения кредита выглядит следующим образом: потенциальный автовладелец должен внести в банк предоплату в размере не менее 20% стоимости автомобиля, в таком случае ставка по кредиту будет снижена на размер государственной субсидии (в размере 2/3 ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора), максимальный срок, на который можно получить автокредит по программе – до 36 месяцев. У программы есть сразу несколько ограничений: легковые и легкие коммерческие автомобили должны быть выпущены в 2015 году, их стоимость не может превышать 1 млн руб, а масса – 3,5 тонны.

Впрочем, даже несмотря на столь жесткие условия, льготных автомобилей на всех желающих не хватит: на реализацию программы будет выделено лишь 1,5 млрд руб, которых хватит для субсидирования ставок по кредитам для  200 тыс. автомобилей. Лишь за первую неделю запуска программы льготного автокредитования банки получили 11,5 тыс. заявок на выдачу таких кредитов, из которых одобрили половину.

Купить автомобиль и без специальных условий все сложнее: стоимость легковых авто в салонах увеличилась уже как минимум на 40%. Автодиллеры пытаются фиксировать курс, по которому стоимость автотранспорта пересчитывается в рубли, однако такие сложные инструменты хеджирования доступны не каждому продавцу.  В марте российский авторынок упал на 42%. Автомобиль становится предметом роскоши, доступным не каждому. По мнению экспертов авторынка, в кризис россияне покупают машины премиального сегмента, либо просто самые дешевые в то время как машины «среднего класса» исчезают как вид. Такие гиганты автоиндустрии, как General Motors реагируют на изменения по-своему, свернув совместное производство автомобилей в Санкт-Петербурге. Массовые марки Chevrolet и Opel покидают российский рынок, еще больше поляризуя его.

Впрочем, «лучом света» в темном царстве экономики, балансирующей на грани кризиса, могут стать промо-акции различных компаний, которые на волне увеличения неудовлетворенного спроса на автотранспорт решили вернуться к практике прошлых лет и дарить своим клиентам автомобили. Так, в частности, поступает крупный федеральный банк «Югра» (входит в число 50 крупнейших и сейчас активно развивается и в столице, и в регионах). Недавно банк подвел итоги акции «Удачный сезон», в которой дарил каждому 2-тысячному вкладчику автомобили. Победителями акции стали вкладчики из Липецка, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Ярославля, Самары, Ростова-на-дону, Нижневартовска, Новосибирска, Тулы, Екатеринбурга. Как отметил представитель банка, большая часть победителей не рассчитывали получить выигрыш, который стал для них приятным бонусом ко вкладу с привлекательной ставкой.

И хотя автоотрасль такими акциями не оживет, по мнению экспертов, подобные акции приносят пользу всем участникам процесса: и банкам, и клиентам. Банки стремятся заботиться о клиентах, рассчитывая на лояльность, при этом все вклады клиентов-физлиц на сумму до 1,4 млн руб застрахованы агентством по страхованию вкладов, это гарантировано законом. И пока автоотрасль в кризис стагнирует, в банковской кризиса нет, заявил в апреле заместитель главы ЦБ Алексей Симановский. Так что банки способны поддержать клиентов автомобилями и без нагрузки на бюджет.