Меню

Автопром будет продавать километры вместо автомобилей — Вадим Швецов, ООО «УАЗ»

Сегодня тенденция такова, что автомобиль должен быть «умным»: уметь разговаривать, а также формировать часть объемов big data, который будет использоваться миллионами компаний по всему миру.

Вадим Швецов, генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС» и ООО «УАЗ»:
 
Однозначно, что мы стоим у порога трансформации, которая наступит совсем скоро — в пределах пяти-шести лет. Мы с вами уже являемся потребителями технологий, которые в большом количестве используются в автомобилях. Многие из них уже подключены к сети, практикуют системы помощи водителю, распознавание знаков, удержание в полосе. Кроме того, развиваются новые форматы, трансформирующие различные отрасли. Это и Uber, изменивший рынок таксомоторных перевозок, и каршеринг, и другие интересные способы мобильности, которые предоставляют современные технологии на рынке перевозок. 
 
По исследованиям, цифровизация коммерческого транспорта может дать от 0,3 до 1 % роста ВВП за счет формирования новых индустрий и образования технологических платформ — они дадут жизнь новым бизнес-направлениям. Добавьте сюда огромный поток данных, полученный от коммерческого транспорта, который зачастую работает практически круглосуточно, их очистку и обработку, а также практическое применение. 
 
Один из примеров — это «Умное страхование», которое позволяет оплачивать страховку не за какой-то «централизованный» период времени, а только за то время, которое транспорт находится в эксплуатации. «Сколько ездишь — столько платишь». Такой подход должен увеличить маржинальность бизнеса, снизив стоимость эксплуатации транспорта как компаниям, так и простым автолюбителям. Новые рынки создадут новые возможности.
 
Сегодня компания «СОЛЛЕРС» инвестирует в исследования, связанные с тематическими системами. За счет объединения автомобилей в сеть они позволяют эффективнее использовать транспорт. Совсем не производство товаров сегодня является основным условием конкурентоспособности. На первый план выходит качество услуги.
 
Бизнесу сейчас неинтересно управлять транспортом, он предпочитает концентрироваться на развитии собственных направлений. По данным наших исследований, 90 % клиентов планируют вообще отказаться от владения транспортом.
 
Нас ждут колоссальные изменения. Представители автопрома превратятся в сервисные и транспортные компании и будут продавать не автомобили, а километры, услугу по перевозке грузов и людей. В итоге впервые мы увидим глубокую заинтересованность в снижении стоимости эксплуатации транспорта от самих производителей. Этот переход к «экономике результата» даст колоссальную экономию средств, которые автоконцерны смогут направить на решение других вопросов, в том числе социальных. У нас сегодня нет задачи содержать армию диспетчеров, чтобы управлять транспортной логистикой. С этим гораздо эффективнее справляются IT-платформы, которые работают не просто в режиме реального времени, а с некоторым опережением. Интернет вещей и аналитика позволяют это делать. 
 
С другой стороны, владение автопарком может приносить предприятию не только расходы. По нашей аналитике, автопарк в бизнесе используется только на 30 %, остальное время простаивает. Если продать это «время» рынку, то можно генерировать прибыль. Мы стараемся раскрывать нашим клиентам глаза, рассказываем о новых возможностях.
 
Беспилотный транспорт появится в течение будущего десятилетия. Автоматизация этой сферы позволит эксплуатировать автомобили 24 часа в сутки — программе не нужен отдых и сон. 
 
С точки зрения бизнеса, это означает, что интерес к транспортным коридорам резко увеличится, поскольку первые решения будут внедрены именно в «дальнобои». Для этого, конечно, необходимы специально подготовленные дороги, быстрый интернет, системы обработки данных. Мы надеемся, что госпрограмма по цифровизации в скорейшем времени позволит построить вдоль транспортных артерий сеть 5G и запустить в эксплуатацию IoT — интернет вещей. По нашим расчетам, оснащение дороги датчиками обойдется в 50–60 млн рублей на километр. Изыскать средства будет возможно благодаря концессии — этот эффективный инструмент позволяет привлекать деньги от различных игроков рынка и выстраивать отношения с регионами на долгосрочной основе. 
 
Колонка написана по материалам выступления на КЭФ.