Меню

Автотранспорт вместо вагонов - как экономит "Ачинский Цемент"

Чтобы пережить спад в строительной отрасли, на «Ачинском Цементе» оптимизируют издержки — производственные и транспортные — и инвестируют в модернизацию, чтобы выйти на новые рынки.

Генеральный директор компании «Ачинский Цемент» Сергей Шепталин признается: расставляя приоритеты в управлении компанией, он не изобретает ноу‑хау. Главное для него — все время повышать конкурентоспособность предприятия. Работа с издержками, обновление оборудования, новый взгляд на каналы доставки — для этих целей уместен любой инструмент. 
 
— Учитывая ситуацию на рынке, текущий год для нашей компании сложился вполне успешно. Темпы роста производства выше, чем в целом по Сибири — динамика за восемь месяцев в СФО 7%, у нас — 11%. По итогам года планируем также превысить прошлогодний объем производства, хотя тенденция потребления складывается не оптимистичная. Объемы строительства замедляются, что сказывается и на работе цементников. 
 
Сейчас Россия по потреблению цемента отстает от ведущих экономик мира в 2‑3 раза. Нужны масштабные проекты в сфере возведения жилья и инфраструктуры. В ближайшее время на строительном бизнесе края положительно скажется подготовка к Универсиаде‑2019. И таких проектов нужно больше. Жилищное строительство и, соответственно, цементную отрасль во многом сдерживает дороговизна кредитов. Около 80% объектов возводится на заемные средства, почти половина покупателей — «ипотечники». Сейчас кредиты дорожают, на рынке новостроек прогнозируется рецессия. Да и для промышленности политика в банковской сфере могла бы быть лучше.
 
Основная трудность всех цементников — соотношение цены на цемент и себестоимости его производства. Первая падает, вторая — растет. Сейчас цемент идет по цене ниже уровня 2012 г., а тарифы монополий индексируются с завидным постоянством. Например, в 2010‑2013 гг. тарифы на электроэнергию поднялись на 60%. Доля железнодорожных перевозок, а они в следующем году подорожают еще на 10%, в себестоимости цемента — свыше 40%. Но мы уже подготовились: построили новый весовой пункт для автотранспорта, теперь погрузка идет быстрее. Объемы автодоставки довольно большие и, скорее всего, будут увеличиваться: рост железнодорожных тарифов буквально вынуждает потребителей переходить на машины. 
 
Экономия на качестве производства и квалификации персонала — это прямая дорога к потере конкурентоспособности. Сокращать издержки можно на непроизводительных затратах по принципам «бережливого производства». Например, усовершенствовав процесс, мы существенно снизили долю топлива в структуре себестоимости: топливо — один из дорогостоящих компонентов технологии производства цемента. В итоге достигли высоких показателей по производительности: она сейчас на уровне цементных заводов «сухого способа», хотя у нас линии «мокрого способа». 
 
Мы поставляем цемент в разные регионы СФО: доля компании на рынке округа около 10%, в Красноярском крае — гораздо больше. В последнее время, опять же из‑за дороговизны ж/д перевозок, смещаем поставки в пользу регионов, расположенных рядом с краем. Перемены ожидаем в связи с увеличением производства высокомарочного цемента — сейчас ведем пусконаладочные работы оборудования для его выпуска. Компания инвестировала в этот проект 160 млн руб. На высокомарочный цемент сегодня приходится 5‑6% от всего объема, с запуском оборудования его доля вырастет в пять раз — до 30%. Это позволит компании выйти на новые рынки — производителей газобетона, сухих смесей. Масштабный проект, он даст нам преимущество на несколько лет вперед.