досье Яков Лисовский 5 января 1944 г., г. Красноярск. ОБРАЗОВАНИЕ: Красноярский политехнический институт (1967 г.), Институт марксизма-ленинизма (1985 г.), университет Johnson-Wales (1992 г.
досье
Яков Лисовский
5 января 1944 г., г. Красноярск.
ОБРАЗОВАНИЕ: Красноярский политехнический институт (1967 г.), Институт марксизма-ленинизма (1985 г.), университет Johnson-Wales (1992 г.).
КАРЬЕРА: 1967-1984 гг. — КБ Красноярского радиотехнического завода, заместитель главного инженера. 1984-1992 гг. — КБ Красноярского телевизорного завода, начальник научно-технического отдела, заместитель главного инженера. 1992-1993 гг. — КБ ПО «Искра», начальник. 1993 г. — ОАО «Красноярское КБ «Искра», генеральный директор.
СЕМЬЯ: женат, две дочери.
ХОББИ: горные лыжи, мотоциклы.
Вследующем году исполнится 25 лет с того дня, как Яков Лисовский пришел работать в конструкторское бюро «Искра». Из них более 15 лет он руководит этим предприятием. «ДК» неоднократно обращался к нему с предложением рассказать о его опыте управленца, который может быть полезен нынешнему поколению предпринимателей. Однако г-н Лисовский долгое время отказывался. Поэтому неудивительно, что, когда он согласился, мы первым делом поинтересовались о причинах его скромности.
— Один из моих бывших руководителей еще в советское время говорил так: «Не надо надувать щеки. Ты мне сначала результат покажи». К чему я это вспомнил? По роду деятельности нам приходится работать буквально по всей стране, в том числе обеспечивать связью очень труднодоступные районы. Когда я бываю в таких «медвежьих углах» и вижу, как там живут люди, мне становится не по себе. Да, действительно, у нас в стране сейчас происходит много позитивных перемен, но как это согласуется с тем, что есть места, где люди даже телевизора до сих пор не видели, а электричество им дают на два часа в день — час утром и час вечером!? Зная это, я считаю неправильным хвалить или, как сейчас говорят, «пиарить» мало-мальски успешное предприятие. У нас, и правда, дела идут неплохо: мы развиваемся, растет коллектив, увеличивается география нашего присутствия в регионах страны. Но выпячивать свою компанию или, того хуже, собственную личность, когда рядом бедствуют люди, по моему мнению, некорректно. Должно быть понятие социальной ответственности: ты сначала помоги, сделай что-нибудь для людей, а потом «надувай щеки». Поэтому мне непонятно, когда наши руководители говорят, что мы чего-то достигли, куда-то пришли. Да Бог с вами, нам еще идти и идти В общем, скромнее нужно быть.
Тем не менее в условиях нынешней экономической лихорадки, которая для многих предпринимателей оказалась первой проверкой на прочность, г-н Лисовский счел возможным рассказать о своем управленческом опыте. Может быть, кому-то его «бизнес-стори» действительно поможет в текущей ситуации.
Микроэлектронный гигант
О советском прошлом предприятия г-н Лисовский вспоминает с гордостью и одновременно сожалением. «В середине 80-х годов в Красноярске было решено запустить микроэлектронное производство для нужд Минобороны. Поскольку это требовало очень больших ресурсов, его решили создавать объединенными усилиями телевизорного и радиотехнического заводов, где я в то время работал заместителем главного инженера и курировал подразделение микроэлектроники. В новое КБ меня перевели уже руководителем НТО — научно-технического отделения. Здесь создавалась очень мощная структура, которая сконцентрировала весь потенциал микроэлектронной отрасли в Красноярске на тот момент. Уверен, что за Уралом не было тогда более крупного предприятия, занимающегося микроэлектроникой. Например, в производственном цехе было построено 14 тысяч квадратных метров так называемых гермозон (помещений с обеспыленным пространством). Я уже не говорю о научном потенциале: в КБ работали химики, физики, материаловеды высочайшей квалификации. Даже по меркам Министерства микроэлектронной промышленности наше КБ было очень крупным предприятием. Причем на создание и запуск микроэлектронного производства ушло всего около полутора-двух лет. Во всяком случае, через два года мы уже серийно выпускали радиотехническое оборудование, микросхемы, активные элементы, которые использовались в военной технике», — вспоминает Яков Лисовский.
Сегодня, показывая нам серийный микроблок передающего устройства, он со вздохом констатирует: «Сейчас это уже не более чем музейный экспонат. Хотя уровень технологий настолько высок, что американцы, приезжающие к нам сегодня, не верят, что он был произведен более 20 лет назад. Однако реалии таковы, что на свободном рынке наша продукция оказалась невостребованной. По нескольким причинам. Во-первых, из-за слишком высокой стоимости. А во-вторых, в мире уже давно сложились несколько крупных центров микроэлектроники, которые обеспечивают своей продукцией всю мировую радиотехническую отрасль. Нам с ними конкурировать было невозможно, да и не имело смысла. Сейчас мы сами покупаем импортные комплектующие для производства своих изделий».
Г-н Лисовский вспоминает, как КБ в одночасье было брошено государством на произвол судьбы, а весь коллектив, производственный опыт и уникальные научные разработки оказались никому не нужны. «Мы хоть и считались структурой телевизорного завода, но имели собственное юридическое лицо и почти полностью были ориентированы на выполнение военных заказов. И вот в начале 90-х вдруг резко перестали поступать заказы от Минобороны и на завод, и в КБ. Иными словами, дальнейшее существование нашего предприятия оказалось под угрозой», — говорит Яков Лисовский.
Не можешь применить голову — работай руками
Генеральный директор КБ «Искра» вспоминает, что в первые месяцы все были просто в замешательстве и не понимали, что происходит, надеялись на скорое изменение событий.
— Потом постепенно стали отходить от первого шока и как-то «шевелиться». Чтобы выжить, предприятия начали сокращать персонал, переходили на сокращенную рабочую неделю. Денег ни у кого не было, и зарплату работниками выдавали продукцией. Помню, как по дороге в Железногорск на обочинах стояли мужики и продавали автомобильные прицепы — это были рабочие сосновоборского КЗАПа (завода прицепной техники). У нас зарплату выдавали телевизорами — дали тебе этот «ящик», и делай с ним что хочешь. Начались сокращения — из более чем 800 человек в КБ осталось 60. На работу мы выходили только три дня в неделю.
Как раз незадолго до этого я был назначен директором КБ. Настроение было хуже некуда. Представляете, что значит не ходить на работу 4 дня в неделю? Было лето, все сидели на дачах, огородах и судачили о нашей тяжелой доле. Я, помню, тоже приехал на дачу и начал рассказывать домашним, как плохи дела в КБ. И тут моя теща говорит: «Что-то не пойму я тебя, сынок. Сидишь — обут, одет, сыт, зарплату вам худо-бедно платят, и все тебе плохо? Это нам было плохо в войну, когда мы работали по 15 часов в сутки и спали прямо в цехе». В общем, пристыдила меня. Приехал я на следующий день на работу, сижу, думаю, что делать. Слышу: двери в коридорах хлопают. Смотрю: почти все руководство КБ тут — тоже без работы не могут, места себе дома не находят. Собрал я их и говорю: «Помощи ждать неоткуда, надо что-то придумывать». Первым делом решили перевести все руководство на 6-дневную рабочую неделю — дескать, будем здесь сидеть, пока не придумаем, как загрузить предприятие работой.
Потом я много размышлял над тем, что помогло нам выжить в то время. В итоге пришел к выводу, что в этом заслуга всецело коллектива КБ. Я, например, и представить не могу, что где-нибудь на Западе инженер с университетским дипломом возьмет в руки лопату или встанет у станка, как бы тяжело ему ни было. У нас иначе: не можем применить голову — будем работать руками. Это при том что мы никогда не забывали о своей квалификации и использовали любую возможность для применения своих знаний.
Первая пейджинговая
В 1993 г. КБ «Искра» было приватизировано, а Яков Лисовский избран его генеральным директором. Первая задача — сохранение предприятия — была решена, появилась возможность отдышаться, более детально изучить обстановку на рынке и найти новые направления развития. Так, используя имеющиеся наработки, КБ «Искра» начало производить мобильные и стационарные станции связи гражданского назначения. На базе этих станций предпринимались попытки строительства первых сетей спутниковой связи общего пользования. Параллельно компания начала строить систему персонального радиовызова (пейджинг) и открыла первую в Красноярске пейджинговую компанию «Искра-Пейдж». «Это было в середине 90-х годов. В это время Motorola завезла в Россию технологию пейджинга, и мы решили: а почему бы и не попробовать? Купили технологию, оборудование, получили лицензию и построили первую в Красноярске систему пейджинговой связи. Потом идею подхватили другие (всего в городе было 14 операторов пейджинга), однако мы так и остались лидерами, имея самую большую абонентскую базу. Надо сказать, что наша система работает до сих пор, у нас даже сохранилось около 100 пользователей. Но в целом, надо признать, с появлением сотовой связи пейджинговая «умерла». Хотя я не понимаю, почему. Ее с успехом могли бы использовать силовые структуры, пожарные и МЧС. Например, в США полицейские обязательно носят при себе рацию, мобильный телефон и пейджер, используя все виды связи. У нас же преимущества пейджинга оказались недооценены. Мы бы давно уже забросили эту технологию, но просто жалко», — говорит Яков Лисовский.
В это же время у предприятия окончательно формируется основное направление деятельности — предоставление услуг связи на основе спутниковых технологий. «Это логично, поскольку мы стремились развиваться в тех направлениях, в которых чувствовали себя компетентными. Мы построили телепорт для связи с абонентскими станциями и начали сдавать в аренду спутниковые каналы связи. Тем более что перспективы этой деятельности тогда стали очевидны. Оптоволокна почти не было, операторы телефонной связи были вынуждены делать так называемые «выносы» — станции, соединяемые проводами, или радиорелейные станции. Чтобы подключить таким способом какой-либо отдаленный район, необходимо затратить очень много средств и времени. Например, радиорелейные станции нужно ставить на расстоянии не более 50 километров друг от друга, при этом нужно обеспечить их электропитанием, сделать подъездные пути, периодически ремонтировать и так далее. Спутниковая связь избавляет от этих сложностей», — рассказывает г-н Лисовский.
По его словам, к кризису 1998 г. «Искра» подошла уже достаточно окрепшим предприятием, имея в активе два действующих бизнеса — пейджинг и спутниковую связь. Однако руководство приняло решение открыть еще одно направление, которое тогда как раз набирало обороты в Красноярске, — производство окон из ПВХ. «К этому нас подтолкнуло еще и то, что необходимо было загрузить производственные мощности предприятия. Как сейчас помню, в самый канун кризиса я был в Австрии, договаривался о покупке комплектного завода по производству пластиковых окон. Мы ударили по рукам, дело дошло до составления контракта, и я отправился обратно. В Москву я прилетел 15 или 16 августа, а когда оттуда приехал в Красноярск, выяснилось, что денег на наших счетах уже нет. Завод мы так и не купили, а деньги для предприятия пришлось зарабатывать заново», — вспоминает г-н Лисовский.
Узел связи за один день
К 2000 г. к основным направлениям деятельности КБ «Искра» добавилось еще одно — проектирование и строительно-монтажные работы. «К этому времени у нас уже были лицензии на все виды операторской деятельности, кроме сотовой. Поскольку ставить станции нам приходилось зачастую в таких местах, где не было ни дорог, ни электричества, то вопрос о получении лицензии на строительные работы возник сам собой. Иногда приходится восстанавливать какие-то объекты. Например, в Тюмени мы реконструировали радиорелейную линию длиной более 700 километров. Потом аналогичные работы выполняли под Санкт-Петербургом. Конечно, в первую очередь мы строим телекоммуникационные объекты.
В числе последних направлений, запущенных на базе КБ «Искра», — техно-коммерческий центр, который занимается оптово-розничными продажами и установкой сложной телекоммуникационной аппаратуры, а также проектированием систем контроля доступа, видеонаблюдения и пр.
И все же основным направлением работы КБ на сегодня Яков Лисовский называет операторскую работу. «Она занимает около 70% в общем объеме работ КБ. Сегодня ареал нашей телекоммуникационной деятельности простирается от Мурманска до Владивостока. Наши станции стоят на каждой пограничной заставе от Казахстана до Дальнего Востока. Всего в нашей сети более 2200 станций спутниковой связи. Поэтому, когда мне сегодня звонят и спрашивают, за какой срок мы можем организовать узел связи, я отвечаю: за один день, исключая только срок доставки до места рабочей бригады и оборудования. Причем неважно, в какой точке России. Брать на себя такие обязательства нам позволяет не только наш опыт, но и выгодное месторасположение телепорта. Из Красноярска мы видим все спутники российской группировки и можем обеспечить заказчику бесперебойную связь, а например, из Москвы обзор ограничен. Это, безусловно, наше конкурентное преимущество, и мы его используем», — заявляет г-н Лисовский.
Имидж компании формирует коллектив
Авторитет «Искры» во многом держится на ее более чем полувековой истории, научных разработках, опыте и традициях. Это помогает сегодня предприятию выигрывать крупные тендеры и завоевывать заказчиков. Яков Лисовский считает, что немалую роль в этом играет личный авторитет многих сотрудников КБ. В их числе он называет Тараненко Владимира Григорьевича, Рагзина Геннадия Марковича, Кабанова Василия Абрамовича и многих других людей, которые стояли у истоков КБ и внесли немалый вклад в его развитие. «Когда мы в начале 90-х сокращали штат предприятия, то в число 60 оставшихся сотрудников постарались включить самых опытных. Причем нами руководила не просто личная симпатия, а стремление сохранить костяк коллектива предприятия, надежных и преданных сотрудников, которые впоследствии смогут передать свой опыт новым поколениям. Так оно и случилось. Многие из них работают и сейчас, причем стаж некоторых превышает 40 лет. Это люди, награжденные государственными премиями, имеющие не по одному запатентованному изобретению, «дедушки» спутникового телевидения и нанотехнологий. Многие известны на общероссийском уровне. Разумеется, их присутствие в штате КБ «Искра» поднимает авторитет компании», — говорит г-н Лисовский.
По его словам, в «Искре» всегда старались сохранить тот позитивный опыт, который был на советских предприятиях. «Что могли, мы сохранили из социальных объектов, вдобавок построили турбазу на Красноярском море для своих сотрудников. На территории предприятия у нас расположен спортзал. Много ли вы назовете предприятий, которые сохранили у себя спортзалы? Нам удалось сохранить музей телевизорного завода. Это ведь и наша история тоже, а после ликвидации завода музей никому не был нужен. Конечно, это все не касается производственной деятельности, более того, на поддержание «социалки» уходят немалые средства, но я считаю, что предприятие не может не заботиться о своем коллективе, в противном случае у него очень сомнительное будущее», — уверен Яков Лисовский.
Производственными планами генеральный директор КБ «Искра» делиться не стал. Опасается, что могут «обокрасть». «А что вы улыбаетесь? Как говорится, «знаем — плавали». Заявишь о каком-нибудь хорошем инвестиционном проекте, смотришь, через некоторое время он «спускается» к нам из Москвы, уже и не твой вовсе. Это все равно что, например, нашел ты в лесу поляну с грибами и проболтался об этом. Возвращаешься — а ее уже загородили и не пускают никого, в том числе и тебя. Так что, если я и найду «грибную поляну», то расскажу о ней только своим коллегам», — смеется Яков Лисовский.