Что бывает, если к привычному делу приложить современные технологии и не слушать скептиков? Опытом первой в Красноярске типографии в стиле Uber делится с DK.RU Максим Усольцев.
Онлайн-проект Goldflyer работает с декабря 2014 года. Он возник на базе типографии «Папирус» и представляет собой автоматизированный прием и обработку заказов. Создание продукта шло не один год, и теперь можно говорить, что это работает.
Бизнес же в сфере типографских услуг начался для учредителя типографии Максима Усольцева с желания оптимизировать соотношение цена – качество.
– Мне нужно было напечатать дисконтные карты для своей АЗС. Заехал в одну типографию, в другую. Цены мне показались неадекватно высокими. Проезжал мимо Дворца спорта имени Ивана Ярыгина, в то время там регулярно проходили выставки. В тот момент шла выставка, посвященная полиграфии. «Там будет счастье!» – подумал я и пошел на выставку. Походил, поизучал… В итоге вышел с выставки с набором оборудования для печати. Типографское дело затянуло. Вот уже более десяти лет в этом деле.
В ногу с цифровой революцией
Типография – бизнес, в котором заказов никогда не бывает много. Чтобы держаться на плаву, нужно постоянно что-то усовершенствовать, придумывать новые стратегии, идти в ногу со временем.
– Когда началась всеобщая интернетизация, стало понятно, что рынок проседает. Нужно было что-то делать. Возникла мысль создать систему, которая автоматизирует большинство процессов. Так возникла идея типографии формата web to print. Для заказчика это выглядит как обыкновенный интернет-магазин полиграфической продукции, ассортимент которого ограничен стандартными, заранее описанными изделиями. Интернет-пользователям это не заметно, но сейчас в полиграфии идет цифровая революция. С помощью системы web to print мы автоматизировали большинство процессов. Это не просто интернет-магазин, а целая система, увязывающая CRM, сайт, бухгалтерию, логистику и печатные машины.
Инвестиции нон-стоп
Проект web to print создавался в течение трех лет, и работа над ним продолжается по сей день.
– Когда идея оформилась, мы наняли IT-компанию. Обрисовали задачу, поставили сроки. Заплатили 200 тыс. рублей, но готовый продукт через полгода не получили. Продукт новый, IT-компания неправильно рассчитала время, необходимое на разработку, и, соответственно, деньги. Конечно, можно было просто опустить руки и поставить на идее крест. Но я поступил иначе – взял программиста-аутсорсера, работавшего над проектом в этой IT-компании, к себе в штат, предложив ему более выгодные условия. За два с половиной года мы «докрутили» проект и сделали его именно таким, как хотели. Инвестиции в проект за три года составили около 3 млн рублей: это и зарплата программиста, и разработка шаблонов печатной продукции для сайта. Процесс инвестирования в проект не останавливается. Ежемесячно эти затраты, включая продвижение в интернете, составляют около 300 тыс. рублей.
Открытка в один клик
В процессе запуска Максиму Усольцеву не раз приходилось выслушивать скептические отзывы от коллег по отрасли. Далеко не все верили, что «уберизация» может быть применима в типографском деле.
– Во время поездки в Германию, которую нам устроили поставщики оборудования, мы поспорили с одним собственником типографии из Ростова-на-Дону. Он уверял, что онлайн-типография работать не будет. Мол, невозможно заказать печатную продукцию дистанционно, ведь заказчику нужно все потрогать, прежде чем принять решение. У меня тогда проект только запускался. Скептиков было много, но у меня никогда не было сомнений в успешности задумки.
Сейчас могу заявить сомневавшимся – работает! Вот, например, открытка: рисунок, фигурная выбивка, надпись. Заказана несколькими кликами, совершенно без общения с операторами, работы технолога и верстальщика.
Все эти разговоры, что реклама уйдет в интернет, уже давно остались историями и не более. Предрекали смерть телевизионной рекламы, а она по факту растет. На полиграфическом рынке есть снижение объемов, но это не связанно с переходом в интернет, а, скорее, с текущей экономической ситуацией.
Цены стали ниже
После запуска системы типография смогла убрать из штатного расписания верстальщика (один остался на «нестандартных» проектах) и технолога. Но заказов стало больше, и предприятие заработало в круглосуточном режиме.
– Вся рутинная работа выполняется программой. Люди могут загрузить визитки, сертификаты, дипломы… Это все разные виды продукции, но их объединяет два момента: на чем они печатаются (бумага, картон) и количество сторон, односторонняя или двухсторонняя печать. Система их автоматически группирует по видам, собирает на страницу в зависимости от количества сторон. Таким образом мы замещаем программой работу технолога и верстальщика. Человеческий фактор всегда имеет место. Например, самая частая ошибка сотрудника типографии – несоответствие сторон. Машина таких ошибок не допускает. Устранение человеческой ошибки и должности, как затратной составляющей, позволяет снизить конечную стоимость продукта. В итоге мы можем предложить цену ниже, чем конкуренты, без потери качества.
Заказы принимаются на единой площадке, а печатаются или в Красноярске, или у наших партнеров – типографий в других городах, подключенных к системе. Сейчас наша сеть охватывает десяток городов: Москву, Благовещенск, Новосибирск, Кемерово, Владивосток и др. Заказы разлетаются от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда. Активно ищем партнеров в Краснодаре и Екатеринбурге. Ведем переговоры, ищем адекватные типографии, чтобы оптимизировать логистику в европейской части России.
Прибыль пошла в рост
Система была запущена в 2014 году параллельно с заказами офлайн. Прибыль с этого момент показывает стабильный рост.
– Совокупная выручка с сайта Goldflyer с момента старта ежемесячно показывает рост. В первый месяц нормальной работы после запуска (ноябрь 2014 года) выручка составила 294 тыс. рублей. В ноябре 2015 года мы уже получили 1,2 млн рублей, в ноябре 2016-го – 2,83 млн рублей, из них 216 тыс. рублей принес Владивосток, который стал в 2016 году первым партнером Goldflyer. В ноябре 2017 года выручка составила 4,6 млн рублей. На эти показатели удалось выйти благодаря старту проекта с партнерами в Москве.
Мы только что завершили разработку программного инструмента для обработки нестандартных и многостраничных изделий. На его основе делается расчет и онлайн-прием многостраничных изделий (книг, брошюр, журналов), постоянно происходит добавление новых продуктов. В последнее время приобретено уникальное оборудование, не имеющее аналогов в городе. Например, мы единственные можем делать цельнокройные папки, пазлы из 408 элементов тиражом от одного экземпляра.
На днях запускаем мобильные приложения для Android и iOS. На данный момент это единственное приложение подобного рода в России.
Проект Goldflyer в цифрах
2014 год — начало запуска онлайн-типографии;
3 млн руб. — составили первоначальные вложения в проект;
300 тыс. руб. — ежемесячно тратится на продвижение проекта;
4,6 млн руб. — выручка типографии на ноябрь 2017 года.
Источник: типография Goldflyer
Материал из журнала «Деловой квартал» № 2(331) 2018.