В зоне ответственности руководителя группы компаний «Чистые луга» Андрея Козикова — пекарни, заводы, пашни, сеть магазинов… А начиналось всё с бутербродов.
Недорогие номерные бутерброды в яркой упаковке под брендом «Смайк» уже много лет хорошо известны каждому студенту не только в Красноярске, но и далеко за пределами края. Компания, занимающаяся их производством, стала родоначальником всех предприятий, которые теперь объединены в холдинг «Чистые луга». Андрей Козиков пришел в этот бизнес в 2005 году. Тогда бутерброды «Смайк» делали из покупной колбасы. Постепенно пришло понимание, что ингредиенты нужно производить самим. Спустя 13 лет группа компаний, возглавляемых Андреем Козиковым, вырабатывает 1 400 тонн хлебобулочных и 1 600 тонн мясных изделий в год. Кстати, зерно и скот в «Чистых лугах» тоже выращивают сами.
Наивные предприниматели
«Чем только не занимался» — именно так рассказ о старте карьеры может начать большинство бизнесменов из 1990-х. Андрей Козиков — не исключение. Немного смущаясь, он говорит, что с улыбкой вспоминает те годы: приходилось и на рынке торговать всем подряд, и грузовик водить. Позже, в начале 2000-х, пришел на работу в Торговый дом «Минал-Красноярск»: с должности торгового представителя за два года вырос до исполнительного директора. А после стал главным по маркетингу на самом ликероводочном заводе. Полтора года жил на два города: в воскресенье вечером уезжал в Минусинск, а по окончании рабочей недели возвращался домой, в Красноярск.
Было тяжело, но надо было семью кормить и самореализовываться», — говорит Андрей Козиков.
Потом г-н Козиков перешел в компанию «Смайк», где занял должность коммерческого директора. Его рабочий кабинет и сейчас находится в офисе «Смайка» на улице Маерчака. В то время раскрученный бренд набирал обороты, был запущен небольшой цех по производству котлет для бутербродов. Вскоре места в нем стало недостаточно, и бизнесмены начали искать более просторное производственное помещение. Андрей Козиков вспоминает, что совершенно случайно им подвернулся закрытый пищекомбинат в Железногорске. В его покупку в 2007 году вложили около 25 млн рублей.
Мы приехали туда со своим небольшим котлетным аппаратом, скромно поставили его в одну комнатку… А вокруг — колоссальное помещение с остатками оборудования. Ходим, разглядываем: «А это что такое, а это?» — никто из нас не знал. Позже мы пригласили на работу бывших сотрудников этого мясозавода, они нам и рассказали, что в советское время тут производили колбасу и сосиски», — вспоминает г-н Козиков.
Осваивать нежданно приобретенное имущество предприниматели стали примерно через год. Нашли технолога, начали производить колбасные изделия для бутербродов «Смайк». Возвращенные на завод сотрудники приносили с собой рецептуру продукции, рассказывали, для чего нужно то или иное оборудование. Так был найден аппарат для производства сосисок тройной вязки.
Наращивая объемы производства, бизнесмены задумались о том, что мясо можно выращивать самим.
Нам показалось, что мы сможем сами обеспечить себя сырьем. Мы были наивными предпринимателями. Со всех сторон нам советовали идти в сельское хозяйство, некоторые банкиры нам говорили: «Смотрите, сколько денег у сельхозпроизводителей лежит на счетах! Идите туда, заработаете!..» — историю в духе сказки про Буратино вспоминает Андрей Козиков.
И бизнесмены нашли свое «Поле чудес». В 2009 году они подобрали (именно такой термин употребляет г-н Козиков, уточняя, что покупкой это не назовешь) сельскохозяйственное предприятие в Балахтинском районе. Его посевные площади составляли 1 700 га, поголовье скота — 350 коров. «Мы взяли это предприятие в совершенном упадке, со всеми его долгами, которых было очень много. Практически отсутствовала техника, поля в запущенном состоянии. Коровы стояли голодные, грязные, растрепанные. Мы их потом еще года полтора ежиками называли», — мрачную картину описывает предприниматель.
Предприятие в Балахтинском районе.
Андрей Козиков затруднился сказать, сколько инвестиций потребовало Балахтинское предприятие, отметив, что это был постоянный поток вложений, кредитов. Постепенно бизнесменам удалось восстановить объект: обновить технику, отремонтировать коровники, до 8 000 га увеличить посевные площади, до 800 — поголовье скота. Причем в пиковый период в хозяйстве было 3,5 тысячи коров, которые ежесуточно давали по 14 тонн молока. А вот с его реализацией возникла проблема, решение которой вывело бизнес на новый уровень.
Молоко из бочки
Проблем с реализацией мяса у предпринимателей не было — его отправляли на собственный мясозавод. А вот решить вопрос с продажей молока оказалось непросто. По договоренности его забирали крупные производители молочной продукции по цене 7 рублей за 1 литр. Но на деле столько они платили не всегда.
Происходило это так. Приезжает молоковоз, забирает по нашей мерной линейке 2,5 тонны хорошего молока. А через неделю нам привозят накладные, по которым молока якобы было на 150 литров меньше, и оно второго сорта, то есть кислое — цена не 7 рублей, а 4,5 рубля за литр. Я никак не мог повлиять на эту ситуацию. Несколько раз ездил в Назарово, в головной офис этого предприятия, но позиция руководства была такая: «Не хотите, ну и до свидания!». Животноводство на тот момент было убыточным. Сильно убыточным», — говорит Андрей Козиков.
О наболевшем предприниматели как-то разговорились с руководителем предприятия «Емельяновское» Анатолием Адашкиным. Он предложил решение, которое сначала всем показалось шуткой, — продавать молоко самим, из бочек, как в советские времена.
Ну, посидели, поговорили и разошлись. А Анатолий Федорович звонит через несколько дней: «Так что с бочками? Как ничего? Вы что, обалдели? Я уже и губернатору рассказал!»
Про дальнейшее развитие ситуации Андрей Козиков говорит: «Все было как в тумане». Не имея опыта в розничной продаже молока, не понимая последовательности нужных действий, предприниматели через интернет нашли и купили в Москве шесть молочных бочек и доставили их в фуре. Не согласовав торговлю ни с одной службой, заполнили бочки молоком и вывезли на улицы Красноярска. Точки продаж определялись стихийно — водители ехали туда, где больше народу.
Мы даже предположить не могли, что так все пойдет! На второй день торговли я отключил телефон, потому что он разрывался. Звонили все подряд: покупатели, продавцы молока и бочек, чиновники, руководство магазинов… В результате мы быстренько пристроили и свое молоко, и молоко Анатолия Федоровича. Потом-то и разговоры пошли, что «Чистые луга» — это Адашкин. Хотя мы всегда были просто друзьями, партнерами, не более», — говорит г-н Козиков.
«Чистые луга» по-прежнему продают молоко из бочек, их у компании 50 штук. В этом сегменте в Красноярске работает еще 2–3 игрока, рынок серьезно контролируется ветеринарной службой и Россельхознадзором. Андрей Козиков отмечает: несмотря на кажущуюся простоту, это непростой бизнес. Его компании пришлось создать целый молочный цех, оборудовать молоковоз, специальную мойку бочек и даже взять в штат маляра — при мойке и транспортировке бочки сильно царапаются, примерно раз в три недели их приходится полностью перекрашивать.
Стекло вместо решеток
Ажиотаж с бочками возник в августе 2009-го, но зима могла помешать делу развиваться. Внезапные морозы, от которых страдали продавцы, портилось молоко и выходили из строя краны, снова заставили предпринимателей искать решение. Сначала хотели устанавливать теплые контейнеры, куда закатывать бочки, и так торговать. Постепенно идея трансформировалась — а почему бы там же не продавать хлеб и колбасу собственного производства? Задумку поддержали региональные и муниципальные власти.
Первая торговая точка под брендом «Чистые луга» появилась на проспекте Металлургов в марте 2010 года. Андрей Козиков вспоминает, что несколько месяцев бизнесмены присматривались к этому рынку, нащупывали потребности людей в ассортименте — пришлось даже самим за прилавком постоять. Спустя примерно полгода они заказали производство первой партии фирменных торговых павильонов. Их внешний вид был непривычным для Красноярска.
По нашей задумке фасад магазинов был полностью стеклянным. Мы заказали 15 павильонов и сразу дополнительно несколько десятков стекол — всерьез опасались, что люди будут камнями разбивать. Ведь тогда еще во многих ларьках решетки металлические стояли, а у нас весь фасад стеклянный! Сначала били по 1–2 стекла в месяц, а потом вообще успокоилось», — рассказывает руководитель «Чистых лугов».
Некоторые торговые точки приходилось устанавливать с полицией. Несмотря на всю разрешительную документацию (кстати, слухи о том, что землю под павильоны бизнесмены получали за счет знакомств во властных кругах, Андрей Козиков решительно опровергает), находились несогласные с появлением конкурентов. Сейчас в сети «Чистые луга» 45–47 магазинов. Число непостоянное: где-то точки открываются, где-то закрываются, перевозятся с одного места на другое. Запуск одного магазина обходится предпринимателям примерно в 1,2 млн рублей.
По мнению г-на Козикова, «Чистые луга» создали тенденцию: с их появлением в Красноярске значительно вырос спрос на местную фермерскую продукцию. «Робкие попытки фермеров были и до нас, но мы были первыми, кто занялся этим организованно», — говорит бизнесмен.
Но уникальность продаваемого продукта не всегда играла на пользу бизнеса. Невозможность регулярно обновлять ассортимент товара привела к падению продаж.
Сами того не подозревая, мы попали в такой монорынок. Сначала было все хорошо, но потом мы почувствовали, что продукция приедается. Покупателю хочется пробовать что-то новое. Сетевой супермаркет для поддержания спроса может сменить поставщиков, а нам что делать, если у нас колбаса, хлеб, молоко — все свое. В этом смысле тяжеловато», — признается Андрей Козиков.
Поиск новых ниш
По логичному, казалось бы, пути расширения торговой сети за пределы Красноярска предприниматели не пошли. Они отказались и от предложений по покупке франшизы «Чистых лугов» из Томска и Кемерова. Вместо этого сконцентрировались на развитии производства и переработки. В 2013 году предприниматели открыли молокоперерабатывающий завод в Балахтинском районе, стали выпускать молоко, кефир, масло, йогурты. В проект вложили 65 млн рублей.
Мы создали вертикально интегрированный холдинг, или, проще говоря, предприятие замкнутого цикла. У нас есть производство, переработка и сбыт. Но мы продолжаем искать точки роста. К примеру, мы выращиваем и довольно дешево продаем зерно, но при этом дорого покупаем муку для своих пекарен. Очевидно, что нужна мельница, и мы ее построим», — говорит Андрей Козиков.
Открывая молокозавод, предприниматели изначально рассчитывали только на переработку своего молока, а мясозавод в Железногорске оборудовали с хорошим запасом — он оснащен немецкими автоматическими линиями по изготовлению полуфабрикатов и колбас, мощность рассчитана на 25 тонн продукции в сутки. Сейчас компания производит полуфабрикаты как для продажи в своих магазинах, так и для двух местных торговых сетей, которые реализуют их под собственными брендами.
Во всех проектах группы компаний «Чистые луга» ее руководитель принимает личное участие. Хотя с 2013 года, когда Андрей Козиков был избран депутатом Красноярского горсовета, времени на бизнес стало гораздо меньше. Поездки в Балахтинский район он совершает регулярно. Вспоминает, что прежде приходилось жить в санатории «Красноярское Загорье», который находится в 20 километрах от сельхозугодий. А позже предприниматели приобрели недостроенное здание неподалеку и сделали гостиницу на 12 номеров — там удобно остановиться самим или разместить приглашенных консультантов.
Показатели производства группы компаний «Чистые луга», по признанию ее руководителя, недавно впечатлили его самого: «Я готовил доклад для выступления в министерстве сельского хозяйства и выписал на бумажку наши объемы. Не поверил, несколько раз пересчитывал. Даже предположить не мог, что они такие колоссальные! В месяц мы продаем 660 тонн молока, 14 тыс. тонн зерна, производим 200 тонн колбасы. А казалось бы — небольшой колхозик…»
Досье
Андрей Викторович Козиков
Руководитель ГК «Чистые луга»
Родился 24 февраля 1977 года в Красноярске.
Образование:
Красноярский государственный торгово-экономический институт, квалификация «экономист-менеджер». Международный инновационный университет, специальность «юриспруденция».
Карьера:
1996–1997 гг. — менеджер ТОО «КООП-Техремонт».
1997–999 гг. — водитель-экспедитор ООО «Проспект».
1999 г. — офис-менеджер ООО «Проспект».
1999–2001 гг. — начальник отдела производства ООО «Проспект».
2001–2003 гг. — торговый представитель ООО «Торговый дом «Минал-Красноярск».
2003 г. — руководитель группы торговых представителей ООО «Торговый дом «Минал-Красноярск».
2003–2005 гг. — исполнительный директор ООО «Торговый дом «Минал-Красноярск».
2005–2005 гг. — заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Минал».
2005–2006 гг. — коммерческий директор ООО «Смайк».
2006–2013 гг. — генеральный директор ООО «Смайк».
С 2013 г. — руководитель группы компаний «Чистые луга», депутат Красноярского горсовета.
Семейное положение: женат, воспитывает сына.
Что входит в группу компаний «Чистые луга»:
- пекарни в Емельяново и Березовке;
- мясозавод в Железногорске, мощность производства — 25 тонн продукции в сутки;
- сельскохозяйственное предприятие в Балахтинском районе: 8 000 га земли, 800 коров;
- гостиница на 12 номеров в Балахтинском районе;
- молокоперерабатывающий завод в Балахтинском районе;
- сеть из 45–47 магазинов «Чистые луга» в Красноярске.
Источник: данные компании.