Меню

Бизнес устал от претензий на пустом месте

Дмитрий Герасимов владелец компании «Астур» и центра стоматологии «АСТРЕЯ» Сегодня социальная ответственность бизнеса — любимая, даже модная тема. Поднимают ее все кому не лень: власти, «обществе

Дмитрий Герасимов владелец компании «Астур» и центра стоматологии «АСТРЕЯ»
Сегодня социальная ответственность бизнеса — любимая, даже модная тема. Поднимают ее все кому не лень: власти, «общественники», сами предприниматели. Звучит мысль — бизнес должен быть более ответственным по отношению к обществу. Но почему-то редко возникает вопрос — как общество относится к нам, бизнесменам. А «отношение» это есть, и оно, увы, негативное.
Не говорю сейчас обо всех, но общий срез скорее такой. Предприниматель в глазах населения — это деляга, которого можно попрекнуть в жульничестве, воровстве. Сказать ему: вот вы здесь не доложили, здесь обвесили, а еще у нас маленькие зарплаты и пенсии. И в этом виноваты тоже вы — бизнесмены. Это состояние перманентной претензии, ощущение, что бизнес обществу должен, и требовать «награбленное» нужно всегда и везде. При любом удобном случае.
Недавно очередной такой случай произошел со мной. Благоустраивали территорию около клиники, обратились в фирму, которая занимается обрезкой деревьев. К сожалению, ее сотрудники оказались не слишком добросовестными: приехали в 8 вечера, когда у нас на работе уже никого не было, обрезать деревья стали чуть ли ни под пеньки. Возмущенные жители дома, в котором находится клиника, вышли на демонстрацию: вызвали милицию, представителей администрации района.
Я остановил работы, внимательно выслушал людей, пытался им объяснить и успокоить. Но слушать меня никто не стал — только обвиняли, причем во всем. Получился огромный ком претензий: и природу губим, и что в клинике дорого, и даже то, что ее нужно закрыть, а меня отправить в ссылку, в Сибирь...
Никто и не вспомнил, что половина этих деревьев высажена мной лично еще в 2001-м, в год открытия клиники.
И таких примеров сотни в моей, да и, уверен, в практике любого бизнесмена. Я думаю, половина представителей малого и среднего бизнеса, те, кто работает непосредственно с населением, иногда по ночам видят сны, где они занимаются своим делом на необитаемом острове. Есть у меня знакомые, которые принципиально работают только в сегменте В2В, а меня спрашивают: «Не устал еще?»
Да, устал отбиваться от претензий на пустом месте. Мне нужна критика — это повод совершенствоваться. Но критика здравая, основанная на реальных фактах, а не на представлениях, что, если ты бизнесмен, всегда найдется, в чем тебя упрекнуть.
Да, наша страна 70 лет жила при «уравниловке», но это прошлое. Да, у нас было время «малиновых пиджаков» — но и они канули в Лету. Бизнес сегодня — это часть общества, а не его антагонист, как думают многие.
За последние 10-15 лет отношение к бизнесу менялось. Только у меня в компании работают и получают достойную зарплату больше 150 человек. Они в любом случае по-другому смотрят на предпринимателей. Есть определенная доля уважения. Все равно эти люди формируют другой взгляд, говорят нормальные слова о российском бизнесе. Но они все еще в меньшинстве.
На мой взгляд, в решении этого вопроса есть две дороги. Одна — длинная и простая: ждать. Пройдет время, сменятся поколения, и отношение к бизнесу тоже станет иным.
Другая — более короткая и требующая усилий и от предпринимателей, и от власти. Бизнес должен стать более консолидированным, сплоченным. Одним словом, быть тем самым бизнес-сообществом, то есть действовать сообща.
Нужно и иное отношение власти к бизнесу. Не как к источнику дохода, тому, кого всегда можно, как у нас говорят, «нагнуть». А как к партнеру, который работает, платит налоги и тем самым отдает свой долг государству. Потребительский подход власти к бизнесу способствует тому, что также потребительски к нему относится и общество. При другом подходе, думаю, и позиция людей менялась бы быстрее.

Колонка написана специально для «Делового квартала»