досье Александр Лукин Родился 22 сентября 1956 г. в Красноярске. Образование: 1973-1976 гг. — Красноярский политехнический институт. 1976-1979 гг. — Ленинградский инженерно-экономический инст
досье
Александр Лукин
Родился 22 сентября 1956 г. в Красноярске.
Образование: 1973-1976 гг. — Красноярский политехнический институт.
1976-1979 гг. — Ленинградский инженерно-экономический институт.
Карьера: 1979-1982 гг. — Красноярский политехнический институт.
1982-1997 гг. — завод-ВТУЗ (ныне Красноярский государственный аэрокосмический университет).
1985-1988 гг. — аспирантура Ленинградского политехнического института, кандидат экономических наук, старший преподаватель, доцент.
1992 г. — основал «Траст-аудит».
1994-1998 гг. — занимался политикой, состоял в партии «Демократический выбор России».
1998 г. — вернулся в компанию «Траст-аудит».
Семья: женат, имеет дочь и внучку.
Хобби: чтение, собирательство книг.
Александр Лукин считает себя человеком состоятельным. Иногда в компании близких друзей он поднимает тост за состоятельных людей. «Состоятельных не в том смысле, что им удалось сколотить приличный капитал, а в том, что все они смогли состояться как специалисты, как личности», — уточняет г-н Лукин.
В студенчестве бредил АСУ
— Признаться честно, я человек по своей природе очень методичный, за что берусь, то делаю от и до. Когда я учился в Ленинградском инженерно-экономическом институте, подрабатывал — два года мел улицы. В то время дворниками работали сплошь одни постинтеллигенты. Сейчас, когда приезжаю в этот город, замечаю: я мел лучше. Правда, говорят, что сейчас мусорить больше стали. Я тогда работал в Петроградском районе, недалеко от одного из заводов, а там мусорили всегда
В начале 70-х Александр Лукин закончил школу № 10 в Красноярске, ходил, кстати, в математический класс. Потом поступил на экономический. Учился в Красноярском политехническом институте, продолжил учебу в городе на Неве. В то время одним из новейших направлений плановой экономики была АСУ (автоматизированная система управления), и он бредил ею. Был уверен, что свяжет свое будущее именно с автоматизацией. Однако пока Александр Лукин учился в Ленинграде, АСУ, как он говорит, приказала долго жить — ее разработки прекратились. Но студенческое увлечение не прошло даром — те математические методы управления, которым научила его эта система, пригодились ему в жизни и легли в основу его аудиторского бизнеса. Однако случилось это спустя многие года, начал же свою профессиональную деятельность Александр Лукин в качестве преподавателя. Он закончил аспирантуру и долгие годы трудился в Красноярской аэрокосмической академии.
— А потом началась перестройка. Переход на хозяйственную форму отношений. Первая модель хозрасчета, вторая, третья Никто толком не знал, что делать и как это делать правильно. Появилось множество частных предпринимателей, мало что понимающих в экономике и управлении предприятием. Спрос на различного рода консультационные услуги был огромным.
Мы с товарищами начали консультировать как специалисты аэрокосмической академии под крылом вуза, потом стали создаваться так называемые временные трудовые коллективы, мы организовали такой. Именно в то время начал заниматься оценкой — для перевода Красноярска и других городов края на хозрасчет разработал модель для оценки стоимости земли. В то время такого направления, как аудит, в стране не было. Были ревизоры — ревизором становиться не хотелось. Решил попробовать создать аудиторскую компанию. Новое дело увлекло нескольких моих коллег-преподавателей, но со временем они потеряли интерес, и я остался один.
Кроме обычных консультаций, предоставлял услуги по подготовке приватизации мелких и крупных предприятий. Я иногда в шутку говорю, что продал город Лесосибирск. И отчасти это правда: несколько десятков предприятий этого города при подготовке документации для приватизации прошли через мои руки. Среди них «Лесосибирский ЛДК № 1» — один из крупнейших в России производителей пиломатериалов, Новоенисейский лесохимический комплекс, а также деревообрабатывающее предприятие «Лесосибирский ЛПК». На тот момент востребованность подобных услуг была крайне высока, поэтому особых сложностей при оформлении, как сейчас модно говорить, портфеля заказов, у меня не возникало.
Зато с кадрами была катастрофа. Так как бизнес был принципиально новым, желающих попробовать себя в нем оказалось немного. При подборе рабочего персонала сделал ставку на студентов. И не прогадал. В нашем деле главное — способность и желание постоянно учиться, а для них это норма. Но и способностей оказалось мало — требовалось терпение. Терпение, аккуратность, трудолюбие. Одним словом, коллектив формировался непросто.
В середине 90-х, как говорит Александр Лукин, черт дернул его пойти в политику. От дел компании тогда он практически отошел. Правда, об этом периоде своей жизни генеральный директор «Траст-аудита» рассказывать не очень-то любит.
— В политику меня позвали друзья, на тот момент состоявшие в различных демократических партиях. Сам я участвовал в политических кампаниях «Демократического выбора России». Организовывал приезды в город известных политических деятелей — Бориса Ельцина, Егора Гайдара. Пять лет наблюдал за политической жизнью страны, так сказать, изнутри. И этого мне вполне хватило, чтобы раз и навсегда понять: политика — не мое дело.
Нет, с экономической точки зрения я демократов прекрасно понимаю и поддерживаю. Как-никак с Чубайсом один и тот же институт закончили. Но с моральной стороны политика для меня оказалась сложновыносимой. Профессия экономиста обязывает к честности, в политике же честным быть трудно. Поливать кого-то грязью, преследуя свои интересы, а потом с самой искренней улыбкой жать этому человеку руку оказалось не для меня. Я экономист и надеюсь, что не самый плохой. Свою профессию люблю и уважаю. А политикой пусть занимаются те, кому это близко и интересно. Я — пас.
После разочарований на политической сцене Александр Лукин вернулся к делам компании, которая растеряла былой вес и остро нуждалась в переменах. Пять сотрудников, работавших на тот момент в «Траст-аудите», не могли обеспечить стабильный доход, не говоря уже о развитии и процветании. А тут еще дефолт
— Когда я вернулся в бизнес в 1998-м, компания «Траст-аудит» находилась в упадочном состоянии. Немногочисленные сотрудники едва справлялись с редкими заказами. О пополнении клиентской базы на тот момент не могло быть и речи. Необходимо было срочно набирать штат квалифицированных сотрудников, которым нужно было платить соответствующую зарплату. В ход пошли мои личные накопления. Благо, они были. Так я во второй раз начал создавать бизнес практически с нуля.
Сегодня в компании работают более 20 высококлассных специалистов. Именно благодаря им, я считаю, предприятие удалось поставить на ноги. Сотрудников подбирал все из тех же студентов, которые приходили ко мне на практику. Я связь с вузом не потерял, со студентами работаю по сей день, только, конечно, уже в минимальном объеме.
Людей старался набирать проверенных, многих из них сам же и обучал. Надо признаться, что коллектив у меня сформировался в основном женский. Хотя я и пытался несколько раз привлечь к этой деятельности молодых людей. Как-то они не приживались. Проблема в том, что мужчины менее терпеливы, хотят всего и сразу. А у нас жесткая ступенчатая карьерная лестница. Всегда нужно быть готовым к тому, что для достижения высоких результатов в работе необходимо пройти несколько ступеней развития. У нас не бывает взлета без крепкого старта, здесь — пошаговое, методичное движение вперед. Я считаю, по-другому к высоким результатам прийти невозможно. Кто разделяет мои взгляды, кто терпелив, тот у меня и работает. При этом за свою команду я готов поручиться, за каждый ее шаг. Однажды, в начале 2000 годов, был такой случай. В компании на тот момент работали практически одни студентки. Когда они проводили аудиторскую проверку, главный бухгалтер одной из организаций упорно не хотела соглашаться с актом этой проверки. Мол, прислали новичков, молодых и неопытных Три часа на самом высшем уровне я доказывал правильность сделанных выводов. Тогда во мне поселилась вера в свою команду.
Кроме того, мне удалось привлечь к бизнесу дочь. То, что «Траст-аудит» поднялся с «колен», — это и ее заслуга. Она довольно профессионально взяла на себя часть оперативного управления. Сейчас моя дочь Ирина — совладелец компании, с ее приходом бизнес стал семейным.
Также Александр Лукин считает, что залог успеха аудиторской компании — в правильно выстроенных отношениях с клиентами. Сейчас постоянных заказчиков у компании порядка 40-50 по аудиту, значительно больше — по оценке. По мнению руководителя «Траст-аудита», эти отношения должны быть исключительно деловыми.
— Нас заказчики допускают к самым «интимным» местам своего бизнеса. Не побоюсь банального сравнения — мы доктора. Находим болезни «в организме» бизнеса и стараемся их излечить. А иногда приходится и «резать». Например, когда понимаем, что необходимо кардинально менять структуру предприятия. Потому что свою задачу я вижу широко — не просто указать на ошибки, а помочь решить проблемы клиента. А для этого наше мнение должно быть авторитетным.
Несмотря на тесное сотрудничество со своими клиентами, в дружеские отношения с ними мы не вступаем. Даже с теми компаниями, с которыми работаем на протяжении долгих лет и, казалось бы, могли уже породниться. Аудитор должен иметь холодную голову, чтобы всегда иметь возможность объективно оценить ситуацию. Иначе можно оказать клиенту медвежью услугу и в итоге лишиться его. А этого допускать нельзя. Сближаться с клиентами, на мой взгляд, непрофессионально. Хотя, честно скажу, дается мне это непросто — по своей природе я человек коммуникабельный. Но в аудиторском бизнесе нет места личному!
Не раз местные аудиторы заявляли, что конкуренция на их рынке усиливается. У Александра Лукина по этому вопросу особое мнение.
— К моему глубочайшему сожалению, в последнее время появилось очень много неоперенных аудиторских контор, которые только называют себя таковыми, хотя на самом деле аудитом не занимаются. Как выясняется потом на деле, они предоставляют юридические консультации, ведут бухгалтерский учет. Короче, занимаются чем угодно, но только не аудитом. Однако и эти компании достаточно комфортно себя чувствуют на рынке.
Я думаю, что конкуренции в нашем бизнесе пока у нас нет. За клиентов мы не боремся. Скорее, мы партнеры, коллеги. Я так считаю потому, что о настоящей конкуренции знаю не понаслышке. Когда наша компания только начала заниматься оценкой предприятий, нам пришлось столкнуться с некоторого рода конкуренцией. Рынок оценки тогда был достаточно ограничен. На нем, грубо говоря, топтались несколько монстров-оценщиков, которые считали себя профессионалами в этом деле. Хотя, я уверен, в экономике они мало что понимали. Вот эти-то конкуренты всеми правдами и неправдами вплоть до угроз разорить компанию пытались с нами бороться. Мы пережили откровенную травлю. Вот тогда я понял, что такое конкуренция в полной мере, и о том, что такое черный пиар, узнал не понаслышке.
Александр Лукин не скрывает: он трудоголик, он даже частенько берет работу на дом.
Близкие к этому относятся с пониманием. В его семье есть одно железное правило: для настоящего мужчины карьера всегда должна стоять на первом месте.
Отдыхать генеральный директор «Траст-аудита» любит на природе. Но далеко уехать не получается — катастрофически не хватает времени. Поэтому любимые места для восстановления сил все здесь, в Красноярском крае.
Своим любимым домашним занятием называет чтение и собирательство различной художественной литературы. В основном его интересует классики до XIX века, а также более ранние русские и зарубежные писатели и поэты. А вот современную литературу Александр Лукин не любит, не по душе она ему.
Говорит, что именно чтение и приобретение книг возвращает ему душевное равновесие.