Меню

Будет что вспомнить!

Александр Хохлов, директор компании "Аллигаторлига экстремальной техники"     Признаюсь честно, я сразу кризис не заметил. Многие мои знакомые еще летом начали паниковать: фондовый рынок рухнул

Кто выживет в смутные времена, может подзаработать еще и на издании книги «Как я пережил кризис».
Александр Хохлов,
директор компании "Аллигаторлига экстремальной техники"  
 
Признаюсь честно, я сразу кризис не заметил. Многие мои знакомые еще летом начали паниковать: фондовый рынок рухнул, западные инвесторы перекрыли кислород нашим банкам и все в таком духе. Плюс к этому масло в огонь подливали средства массовой информации. Газеты, интернет и особенно телевидение постоянно информировали об «американских делах». Видимо, с дальним прицелом: «Ребята, готовьтесь! Нас тоже скоро настигнет». Но я же, как настоящий русский человек, до последнего надеялся, что нас-то уж точно пронесет. Не пронесло.
МИНУС
Первое, с чем мы столкнулись, — это трудность получения банковских кредитов. Что ни говори, мы зависим от банкиров. Любому торговому предприятию сложно расти (строить сеть, внедрять новые услуги) без поддержки кредитных учреждений. Мы, например, брали кредиты несколько раз в год специально «под сезон», закупали товар, а когда все продавали — рассчитывались. Вот и этой осенью мы обратились в банк, а нам сказали: «Извините, но мы вам ничем помочь не можем». Пришлось идти в другое кредитное учреждение. Там нам не отказали, но предложили такие «привлекательные» условия, на которые мы пойти не можем — процентные ставки выше обычных в два-три раза. Этот кредит будет нереально вернуть. Конечно, я и банкиров понимаю. Центральный Банк повышает ставку рефинансирования, государство пока помогает только крупным игрокам. Откуда тогда у небольших коммерческих банков средства? Вот они и стараются выжить, повышая нам стоимость своих услуг. В итоге нам пришлось приостановить свои долгосрочные проекты. Мы хотели еще в ноябре открыть свой филиал в Иркутской области. Теперь решили эти планы отложить.
Сейчас всем приходится экономить. И мы не исключение. Самый распространенный шаг многих компаний — сокращение штата. Но для нас это большая роскошь. Свой персонал мы несколько лет буквально по крупицам собирали по всему городу и краю. Дело в том, что люди нам нужны, что называется, «в теме», которые бы понимали всю специфику экстремальной техники, а еще лучше сами были ее активными пользователями. Если сейчас часть коллектива разогнать, то потом, когда кризис закончится (а я все-таки надеюсь, что это случится), собрать снова всех ребят будет сложно. На чем мы решили экономить? Сократили то, от чего можно безболезненно отказаться. Это бесплатная сотовая связь сотрудникам, оплата бензина. Ну и реклама, конечно. Мы сегодня срезали свои рекламные бюджеты до минимума. Кроме того, пришлось отказаться от масштабной корпоративной новогодней вечеринки. Никаких шикарных ресторанов и фейерверка, лучше на эти деньги своих работников поощрить.
Запасайтесь терпением! Нам всем в следующем году будет трудно. И к этому надо готовиться. Произойдет естественный отбор — часть компаний уйдет с рынка. В первую очередь, ударит по тем, кто сидел на кредитах. Как раз март-апрель — то время «Ч», когда заемные средства надо будет отдавать. А как это делать? Ведь в начале года будет резкий спад спроса. И в первую очередь люди будут отказываться от «дорогих игрушек», таких как наша техника. Мы уже сейчас готовимся к будущему спаду. Пытаемся удержать клиентов, предлагая им скидки, рассрочку платежа. ПЛЮС
Ловите момент! Кто выживет в эти смутные время, впоследствии сможет увеличить свою долю рынка. Это произойдет без особых усилий. С одной стороны, потому что часть конкурентов уйдет. С другой, прекратится хотя бы на время экспансия федеральных компаний. Пока они будут думать, рисковать или нет, вы сможете укрепить свои позиции. Я уже сейчас вижу, что наши конкуренты снизили активность. Мы, в свою очередь, воспользовались этим и сумели перевыполнить свой план продаж по сравнению с прошлым годом по снегоходам.
Русскому человеку нужна встряска. Такой у нас менталитет. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Думаю, во время и после кризиса люди будут фонтанировать новыми идеями для бизнеса, разрабатывать интересные способы привлечения клиентов. Ну и, наконец, накопят бесценный опыт, на котором потом можно будет неплохо заработать. Например, книжку написать «Как моя компания пережила кризис».