Меню

Бульонные кубики как примета кризиса: дистрибьютор продуктов о переменах на рынке

«Континент» — один из крупнейших в Сибири дистрибьюторов мировых корпораций по производству продуктов питания. Компания активно работает и с мелкой розницей, и с крупными продсетями.

Компания «Континент» — яркий пример бизнеса, рожденного в лихие 90‑е. Появившись, главным образом, из необходимости выжить, в итоге он вырос в большой и стабильный проект. По мнению генерального директора компании Николая Матузко, все дело в желании опередить свое время. 
 
— История компании началась в самый разрушительный для отечественной экономики период. В 1993 году мы, четыре учредителя — бывших инженера, решили, что нужно как‑то… выживать — для описания той ситуации это самое подходящее слово — и создали торговую компанию. Это то, что лежало на поверхности, — в то время торговлей занимались все. Начинали с продажи импортных шоколадных батончиков. Тогда отнюдь не было уверенности в результате и правильности выбранного пути. Кого ждут лучшие перспективы — соседа, который засадил огород картошкой, или тебя, который с чемоданом денег поехал в Москву и привез оттуда конфетки?
 
Вырасти в серьезный бизнес нам удалось потому, что мы были живее, инновационнее, пытались опередить время. Уже через два года после создания начали развивать активные продажи — пошли в магазины, предлагали свои услуги по доставке и выкладке товара. Сейчас это называется логистика и мерчендайзинг, тогда таких слов никто даже не знал. Компания, которая в 95‑м тратит деньги и время на организацию работы торговых представителей — это нонсенс: такого не делал никто, только «Кока‑кола» совершала первые шаги. Мы этот опыт нигде не подсматривали. Просто логически рассудили — если клиент не идет к тебе, то нужно самому идти к нему. Главное, сделать это первым. 
 
Настоящий интерес к работе появился с возможностью внедрять технологии — это начало двухтысячных. Автоматизация процессов стала большим шагом и стимулом для развития. Отчетность по работе торговых представителей, складские операции — это ускорило процесс и дало то, чего не было раньше — прогнозируемость. Представьте, раньше одна смена загружала большой объем товара, например, в тысячу наименований, на склад, приходила другая, которая просто не могла знать, где что лежит. Сейчас все автоматизировано: у сотрудника есть мини‑компьютер, в котором хранится вся информация. 
 
Сегодня компания — единственный дистрибьютор в регионе крупнейших мировых производителей продуктов питания — «Нестле», «Монделиз», «Нутриция» и Unilever. Это самые крупные контракты в нашем портфеле. Работаем на территории Красноярского края, Хакасии — зашли туда в 98‑м году, как раз перед кризисом, в 2006 году шагнули в Кемеровскую область. Как и на старте, продолжаем развивать разные каналы продаж, памятуя о золотом правиле не хранить все яйца в одной корзине. Порядка 30% бизнеса приходится на продуктовые сети, столько же на опт, 40% — это так называемая неорганизованная розница. 
 
Таким бизнесам, как наш, имеющим дело с товарами первой необходимости, переживать кризисные периоды легче, чем остальным. Люди отложат до лучших времен покупку стиральной машины, но не перестанут пить кофе. Если будет очень трудно, купят вместо дорогого что‑то дешевле. Главная угроза для нас — финансовое положение партнеров. Долгое время экономика России развивалась потому, что в нее впрыскивалась «кровь» — деньги. Сегодня непонятно, есть ли у нас альтернативные источники финансирования, кроме западных… Кстати, еще одна примета кризисных времен: объем продажи бульонных кубиков возрастает в разы. Так было в 98‑м, 2008‑м. И сейчас бульонных кубиков мы стали продавать больше, чем обычно.