Меню

Частные коллекции для души

Недавно в Красноярске прошла персональная выставка известного российского фотохудожника-пейзажиста АЛЕКСАНДРА КАМАКАЕВА в поддержку изданного им в этом году собственного фотоальбома «Апология оди

Красноярские бизнесмены коллекционируют самые разные предметы: от сувениров-колокольчиков, старинных журналов мод до холодного оружия. Однако коллекции — дело интимное, афишировать свое увлечение решились немногие. Чаще всего коллекции только зарождаются и пока собираются исключительно для души. Как объект инвестирования их бизнесмены еще не воспринимают.


Недавно в Красноярске прошла персональная выставка известного российского фотохудожника-пейзажиста АЛЕКСАНДРА КАМАКАЕВА в поддержку изданного им в этом году собственного фотоальбома «Апология одиночества». А накануне одна из его работ попала в список 300 лучших фотографий, сделанных в этом году в России, — проект проходил под эгидой Министерства культуры РФ.
«А как же бизнес?» — не удержался от вопроса корреспондент «ДК». «Бизнес остается бизнесом, а фотография — это хобби. Если бы фотография стала главной, тогда, наверное, я бы работал фотографом, а я по-прежнему руководитель компании», — ответил Александр Камакаев, учредитель красноярского холдинга «Современные технические решения», представляющего на местном рынке грузовую технику Sсania, масла Shell и т. д.
В коллекции руководителя «Современных технических решений» тысячи собственных фотографий.

Собирают все: от птиц до оружия
Коллекционирование в среде красноярского бизнеса становится популярным. В ходе экспресс-опроса, «проведенного «ДК», выяснилось, что практически все предприниматели из числа тех, с кем удалось пообщаться, увлечены собирательством. Например, сразу два генеральных директора крупных местных строительных компаний коллекционируют старинное оружие. Руководитель агентства недвижимости собирает обломки метеоритов, один из банкиров коллекционирует птиц.
Как рассказал эксперт в вопросе филателии, сбор марок также стал популярен среди бизнесменов. Причем есть пример, как один из них финансирует хобби по сбору марок своего отца. Также среди собираемых вещей назывались предметы интерьера различных эпох, алкоголь, сувениры со всего света, автомобили, картины, монеты, открытки и т. д.
Однако показать свои коллекции решились только единицы. Причины отказа звучали самые разные. Например, коллекция находится на начальной стадии, и демонстрировать ее общественности пока рано. Звучали и несколько неожиданные аргументы, например, «не хочу после публикации работать экскурсоводом».
О том, что бизнес не стремится делать свои коллекции достоянием общественности, говорит и собственник картинных галерей «Хинган» ВАЛЕРИЙ МАРКЕЛОВ: «Ко мне всего один раз представитель бизнеса обращался с просьбой провести выставку собранной им коллекции картин местных художников. И это было десять лет назад».
Аналитики говорят, что есть еще одна довольно банальная причина, по которой частные коллекционеры не стремятся к публичности, — безопасность. Многие коллекционеры боятся, что после огласки их ценности станут наживкой для охотников за раритетами.
Увлечение с пользой
Бизнесмены-коллекционеры — люди многогранные. Как правило, это романтики с прагматичным уклоном. Многие из них говорят, что увлечение приносит дивиденды их бизнесу. «Я вижу большую пользу от фотографии для бизнеса. Фотография развивает творчество, творчества в бизнесе хоть отбавляй. У нас очень многие успехи связаны с творческим подходом, начиная от поиска каналов распространения продукции до придумывания стандартов руководства. Мы не повторяем ничего, как в фотографии, которая заставляет каждый раз искать оригинальное решение», — говорит Александр Камакаев.
Директор холдинга «Современные технические решения» привел пример такого нестандартного хода. «Когда нам пришла в голову идея сделать станцию по замене масел Shell, мы не стали ни на кого оглядываться, фантазировали. Обсуждали даже самые абсурдные идеи. До этого процесс замены масла был грязной работой, мы же предложили принципиально новый по качеству сервис — быстрый (10-15 минут), в светлом чистом помещении, рядом с ним кафе быстрого питания, для детей зона отдыха. Наш опыт заметили, на очередном дистрибьюторском фестивале мы презентовали концепцию. Сейчас начались стройки таких станций по всей России, Белоруссии, Украине, Молдове», — рассказал г-н Камакаев.
Директор «Города ремесел» НАТАЛЬЯ САФОНОВА выставляет коллекционируемые ею предметы интерьера начала прошлого века у себя в магазине. «Это привлекает посетителей и позволяет мне сэкономить на рекламе», — говорит г-жа Сафонова.
Соучредитель ГК «Крепость» АЛЕКСАНДР КАНГУН рассказал, что планирует выставлять картины в шоу-руме автотехцентра. «В позапрошлом году у нас в выставочной зоне центра пианист исполнял произведения Чайковского, в этом году мы проводили выставку кошек, в перспективе планируем выставлять картины, как привлеченные, так и из собственной коллекции», — рассказал г-н Кангун.
На Сальвадора Дали пока не заработали
Искусствоведы категоричны в оценке: Красноярск в вопросе коллекционирова- ния — провинция. По их словам, частных коллекций, представляющих серьезную культурную и финансовую ценность, у нас пока нет.
Бизнесмены-коллекционеры и не пытаются спорить с профессиональными оценщиками. «Я коллекционирую картины, которые нравятся мне лично. Имя автора при покупке картины меня не интересует. Я не воспринимаю свою коллекцию как объект инвестирования. Для вложения денег надо покупать картины кого-то из великих, которые в стоимости точно ничего не потеряют, но у меня столько свободных денег нет», — говорит Александр Кангун.
«Я коллекционирую для души», — призналась «ДК» Наталья Сафонова.
Утверждение, что коллекцию можно передать детям как ценность, также было воспринято многими бизнесменами скептически. «Кто сказал, что собираемые мною картины будут нужны моим детям? Может, они о картинах вообще не захотят говорить?» — сказал Александр Кангун.
«Деловой квартал» решил пообщаться с несколькими потенциальными наследниками и убедился в том, что сомнения коллекционеров в значимости их коллекций для детей не беспочвенны. В частности, один из потенциальных наследников отцовской автомобильной коллекции сказал следующее: «Для меня это драндулеты и не более. Руль и четыре колеса»
Пока же коллекции красноярских бизнесменов выполняют роль мощной эмоциональной подзарядки. «В сложной ситуации эти предметы позволяют переключить мозг на позитив, дают возможность поворошить связанные с ними приятные воспоминания, подумать о вечных ценностях», — сказал один из бизнесменов-коллекционеров живописи.