Меню

Чего хотят отцы и дети

Вразговоре о детях красноярские бизнесмены открылись с новой, философской, стороны. От многих мы впервые услышали такие слова, как творчество, возможность выбора, счастье.

За два десятка лет подросли не только компании красноярских бизнесменов, но и их дети. О каком будущем мечтают эти ребята, какое будущее прочат им родители?



Вразговоре о детях красноярские бизнесмены открылись с новой, философской, стороны. От многих мы впервые услышали такие слова, как творчество, возможность выбора, счастье.

Пусть выбирают
Не секрет, что в предпринимательство многие пришли «поневоле», не потому что бредили своим делом и мечтали ни от кого не зависеть. Многими двигала простая необходимость прокормить себя, свою семью. Лишенные в свое время возможности выбора, красноярские бизнесмены делают все возможное, чтобы такой выбор предоставить своим детям.
«Мне не важно, будет он делать бизнес во Франции или работать в Богучанах, главное, чтобы это был его осознанный выбор, чтобы у него была возможность выбора», — сказал о своем 17-летнем сыне, поступившем в этом году в столичный вуз на специальность «финансы», один из бизнесменов «первой волны». Представиться он отказался, аргументировав так: «Дети — это слишком дорогое, в их отношении я суеверен, боюсь даже словом спугнуть их удачу».
«Я не навязываю свою точку зрения сыну, который сейчас как раз решает, на какой специальности остановиться. Выбирает он в первую очередь. Я поддержу его выбор», — сказал ресторатор ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВ.
«Мы с женой даем свободу выбора детям», — рассказал «ДК» экс-директор компании «КАМИТЭК», а ныне директор по IT «РАО ЕЭС Востока» КОНСТАНТИН ПОДЛЕСНЫЙ. С августа этого года г-н Подлесный — житель столицы. Одна из причин переезда семьи в Москву — дать возможность детям выбирать из многого.
Творческие личности
Непубличные дети предпринимателей оказались очень коммуникабельными и творческими личностями. Некоторые из них поделились своими планами.
Сын Владимира Владимирова НИКИТА ВЛАДИМИРОВ выбирает между бизнесом и ресторанным делом. «А вообще хочется заниматься не одним направлением. Мы тут с другом думали об открытии провайдерской сети. У нас знакомые строят поселок, и у них там нет Интернета. Мы думали провести. Однако все узнали и решили, что пока не потянем. Скоро уезжать на учебу, а за делом надо следить», — сказал Никита Владимиров.
Сын четы Петровских ЛЕОНИД ПЕТРОВСКИЙ уже сделал свой выбор в пользу гостиничного бизнеса. «Изначально я испытывал страсть к математике, однако маркетинг, исследования, продажи, общение с людьми увлекли меня и взяли верх», — рассказал Леонид Петровский.
Среди сфер деятельности, которые рассматривают дети красноярских предпринимателей, прозвучали такие: дизайн интерьера, архитектура, журналистика, PR, гостиничное и ресторанное дело, госслужба, логистика и др. Как рассказали в одной из образовательных компаний города, у них есть заявка от родителей-предпринимателей на поиск вуза, где учат режиссуре анимационных фильмов.
«Моя дочь поступила в медицинский. Выбирала между музыкой, журналистикой и медициной, — рассказал Константин Подлесный. — Младшие дети думают о театре, кино. Увлечены режиссурой, написанием сценариев».
Образование на смену интуиции
Строившие бизнес на интуиции, предприниматели стремятся дать своим детям хорошее образование. Владимир Владимиров, например, отправил сына учиться за границу, в Англию. «Была задача сменить среду — здесь компании, вечеринки, дискотеки, учиться было некогда. А там не схалтуришь, диплом не купишь», — говорит г-н Владимиров.
По его словам, он уже видит результаты такого решения: «Мировоззрение у парня стало шире. Кроме того, он хорошо подтянул английский. Сам стал задумываться о бизнесе. Кучу бизнес-проектов мне предлагает. Некоторые не реальные, но есть и интересные».
Предприниматели готовы тратить миллионы рублей, чтобы дать возможность детям впитать в себя знания старейших и престижнейших европейских школ и университетов. Кто-то надеется на то, что дети найдут свое место за границей после учебы. Однако практика показывает, что дети возвращаются. Леонид Петровский, отучившийся в Европе, прошедший там не одну производственную практику по ресторанному делу, говорит так: «Далеко не в каждой стране Европы есть то, что есть в Красноярске. У нас потрясающая система питания — каких только видов кухни у нас нет. При этом цены не европейские — ниже. Кажется, всего много, но если мы зайдем в любое заведение, везде увидим толпы людей. Так что можно строить и строить. Что, думаю, я и буду делать».
Многие из тех, кто выбрал учебу в России, задумываются о нескольких дипломах. БОРИС МАЛЫШЕВ, сын директора компании-нефтетрейдера: «Я выбрал специальность «PR и связи с общественностью», учусь в СибГАУ, однако уже задумываюсь о том, что буду получать второе высшее образование. Скорее всего, это будет логистика, и дальше учиться я хочу в столице».
Главное, чтобы счастливы были
Говоря о будущем своих детей, Константин Подлесный сказал: «Знаю точно, что они не хотят заниматься бизнесом. Думаю, наш с женой пример надолго отбил у них охоту. Они видели тот ритм, в котором мы жили, сколько сил мы на это тратили, как мало бывали дома. Очень непросто в России заниматься бизнесом. Я сам расстался с бизнесом, сейчас работаю в управленческой команде крупной российской энергетической корпорации. Опыт бизнесовый мне помогает, однако здесь я реализовываю себя в большей степени, чем мог это сделать в рамках своей небольшой фирмы».
Часть родителей мечтает увидеть в детях своих бизнес-преемников. «Мои родители хотят, чтобы дети продолжили бизнес. Я не против. Сейчас мы с братом изучаем семейное дело, анализируем, пишем планы, выстраиваем долгосрочную стратегию. Но это не значит, что я привяжу себя к одному направлению. Я хочу иметь много бизнесов, и не только в Красноярске», — говорит Леонид Петровский.
«Если сын захочет заниматься построенным мною бизнесом, я не против, но он должен быть лучшим. Никаких преференций! Доверять бизнес ему только потому, что он свой, я не стану», — сказал один из предпринимателей.
Однако многие опрошенные «ДК» бизнесмены придерживаются точки зрения, что каждый должен заниматься своим делом. В современном мире срок жизни бизнесов сокращается, в любой момент надо быть готовым дело продать или того хуже — потерять. Собирать всю семью в одном бизнесе — слишком высокий риск.
Практически все наши собеседники на вопрос: «Кем вы хотите видеть в будущем своего ребенка?» — дали ответ — счастливым человеком.