Авиакатастрофа во Внуково, в которой погиб глава французской Total, одного из крупнейших инвесторов в РФ, – центральная тема мировых СМИ. Насколько безопасны российские аэропорты – в дайджесте DK.RU.
Крушение бизнес-джета Falcon во Внуково, лишившее жизни четверых французов, включая президента Total Кристофа де Маржери, заставило комментаторов рассуждать, в какой степени безопасность в российских аэропортах влияет, ни много ни мало, на инвестиционный имидж России. Де Маржери возвращался в Париж после Консультативного совета по инвестициям с участием премьер-министра Медведева. Total вкладывает в один только проект «Ямал СПГ» миллиарды долларов (общие инвестиции -$30 млрд, доля Total – 20%), и если даже столь важный для России инвестор не смог выбраться живым из российского же аэропорта, то чего ждать всем остальным? Вопросы в таком ключе ставят множество первых лиц РФ, среди которых лидер «Справедливой России», руководитель фракции СР в Госдуме Сергей Миронов:
«Произошедшее нанесло колоссальный ущерб международному имиджу России. Мы требуем всестороннего и объективного расследования. Виновные должны понести справедливое наказание. Потому, что сейчас, если руководство аэропорта найдет очередного «стрелочника» и не возьмет на себя ответственность за произошедшее и не оставит занимаемые должности, то уроки из данной трагедии не будут извлечены. […] Трагедия свидетельствует о крайней степени халатности руководства аэропорта Внуково и неспособности организовать четкую безопасность полетов».
Миронову вторит Игорь Юргенс, президент Института современного развития,
президент Всероссийского союза страховщиков:
«Трагическая гибель де Маржери ударит по репутации России еще сильнее, нежели крушение малайзийского Boeing над небом Донецкой области».
Политик, экс-депутат Госдумы Борис Надеждин в материале «Собеседника» удивляется, что Falcon разбился именно во Внуково:
«Внуково — не Шереметьево и не Домодедово. Это относительно маленький аэропорт. Диспетчер своими глазами должен видеть полосу, когда говорит, что можно взлетать. Может быть, видимость была плохая, туман. И снегоуборочная машина должна чётко знать, что на полосе сейчас будет самолёт, он будет взлетать, туда ездить не надо. Значит, либо диспетчер отправил взлетать на полосу, где снегоуборка производилась. Либо снегоуборочная машина выползла на ту полосу, где был взлёт и куда она выползать не должна была. Наиболее вероятное [объяснение] — стечение человеческих факторов».
Замминистра транспорта и экс-главу «Аэрофлота» Валерия Окулова, категорически не устраивает качество управления во Внуково:
«Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет».
Телеведущий Владимир Соловьев вопрошает в своем твиттере:
«Пьяный водитель снегоуборочной машины ... четыре трупа... может пора присмотреться к руководству Внуково?».
Не дожидаясь, пока к нему присмотрятся, руководство авиаузла подало в отставку. 23 октября свои посты покинули генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Внуково» Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Как сообщает «Коммерсант», четверо сотрудников Внуково — ведущий инженер аэродромной службы, руководивший снегоуборочными работами, руководитель полетов, диспетчер-стажер и диспетчер, руководивший воздушным движением в момент авиакатастрофы — задержаны. Основной подозреваемый, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко арестован судом до 21 декабря.
«Московский комсомолец» приводит неутешительную для воздушного транспорта РФ статистику, собранную французским изданием Les Echos в материале о гибели де Маржери. Французские журналисты обращают внимание на тот факт, что именно российские аэропорты – самые опасные места на всем протяжении авиамаршрутов над территорией страны :
«Авиакатастрофа, в которой погиб Кристоф де Маржери, в первую очередь подтверждает плохую репутацию России в сфере авиационной безопасности. В России на миллион полетов в период между 2006 и 2013 гг. приходится 6,02 аварий. Воздушное пространство над РФ и странами СНГ в три раза опаснее, чем небо над Западной Европой, и в четыре раза – чем американское воздушное пространство. […] В России, как и везде, авиакатастрофы происходят чаще всего во время взлета и посадки: это происходит в 58% аварий за период 2009-2013 гг. Также в данной категории несчастных случаев одной из наиболее распространенных причин считается нахождение на взлетной полосе посторонних элементов. Это происходит в 23% несчастных случаев».
Очередное авиапроисшествие – столкновение погрузчика с самолетом в аэропорту Екатеринбурга 24 октября – заставило экспертов заговорить о необходимости ревизии системы безопасности не только во Внуково, но и во всех российских авиаузлах. В частности, именно с таким предложением выступил первый замсекретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб:
«После произошедшей авиакатастрофы во Внуково и сегодня после столкновения погрузчика с самолетом в Екатеринбурге становится очевидным, что необходимо провести переаттестацию сотрудников и проверку всех аэропортов России. […] Я думаю, нужна уже межведомственная комиссия с участием Росавиации, Министерства транспорта и с привлечением независимых экспертов от профессиональных сообществ».