Соцсети остаются для бизнеса загадкой, попытки привлечь клиентов с их помощью зачастую терпят крах. Об алгоритмах эффективной работы с ними рассказал эксперт в области маркетинга в социальных медиа.
Дамир Халилов, эксперт в области СММ (Social media marketing – маркетинг в социальных медиа), знает, как увеличить численность подписчиков в соцсетях, по каким критериям оценивать эффективность работы в этом направлении, как защитить аккаунт от нежелательного проникновения.
Дамир, каковы сегодня основные тенденции в СММ-маркетинге?
- Во-первых, растет роль визуальных соцсетей, таких как Pinterest и Instagram. Пользователи соцсетей предпочитают визуальную информацию. Ранее в сети Facebook и в других соцсетях это предпочтение использовалось, но сейчас все пришли к тому, что появились отдельные социальные сети с минимальным объемом текста и максимумом визуальной составляющей.
Во-вторых, полное обеление: СММ отходит от ботов, скриптов и переходит к белому, предсказуемому продвижению.
В-третьих, как ни печально, происходит удорожание. Все больше игроков приходит на рынок СММ, поэтому растут цены на рекламу, на услуги исполнителей. В результате каждый подключенный пользователь сегодня обходится в два раза дороже, чем пару лет назад.
В-четвертых, долгое время СММ был сам по себе. Сейчас активность в социальных сетях встраивают в общую маркетинговую политику и общую коммуникационную стратегию фирмы.
В-пятых, компании стали более точно просчитывать влияние на бизнес, т.е. теперь нет такой абстракции как раньше – лайки и прочее. Сейчас в ходу KPI (ключевые показатели эффективности): количество продаж, влияние на узнаваемость бренда, решение бизнес-задач.
Какие ключевые социальные сети можно выделить?
- Основные сети – это, безусловно, Facebook, «Вконтакте». Их можно использовать для привлечения массовой аудитории. Также сейчас начинает формироваться спрос на сеть «Одноклассники». Долгое время эта сеть была в стороне от СММ. Но сегодня туда начинают приходить и СМИ, и бизнес. Еще можно выделить Twitter. Постепенно растет роль Pinterest как генератора трафика. В России эта сеть только начинает набирать популярность, но я уверен в том, что у нее большое будущее.
А Instagram?
- У Instagram есть недостаток: он слабо генерирует трафик, несмотря на то, что хорошо работает на имидж, повышает узнаваемость, позволяет охватывать большое количество аудитории.
Можно ли говорить о том, конкретные социальные сети эффективны для продвижения тех или иных рынков?
- Социальные сети, как и блогохостинги, сами по себе лишь площадки, которые предоставляют возможность завести блог или сообщество. На том же Livejournal есть и сообщества, посвященные финансам, и посвященные группе «Ранетки». Поэтому каждое сообщество и каждый блог рассматриваются нами как отдельная площадка, вне зависимости от того, на каком хостинге они расположены.
Правда ли, социальные сети и блогхостинги в рунете способствуют только повышению узнаваемости бренда?
- Все зависит от методик, которыми ведется продвижение, а сами социальные сети и блогохостинги – лишь площадки для их реализации. В некоторых соцсетях есть возможность использовать больше инструментов, чем в других, однако четко сказать о том, что эти сети для брендинга, а эти для сбыта – нельзя.
В каких-то социальных сетях аудитория лучше воспринимает рекламу, в каких-то работает только скрытый маркетинг?
- Аудитория вообще лучше всего воспринимает честное интерактивное общение. Это формат флэш-мобов, онлайн - конкурсов, акций в блогах и в коммьюнити. Скрытый маркетинг тоже уместен, однако кампания должна быть очень грамотно выстроена и быть максимально экологичной. А вот прямую рекламу пользователи воспринимают все хуже, зачастую просто игнорируют ее. В современных условиях переизбытка информации главная задача маркетолога – привлечь внимание потребителя, заинтриговать его. Как это сделать – вопрос техники.
Интересны ли вам в плане маркетинга standalone-блоги?
- Это интересные блоги с четко определенной тематикой и качественной аудиторией. Перечисляя наиболее эффективные инструменты SMM, вы никогда не забываете о корпоративном блоге. Честно говоря, не понимаю, как он работает, учитывая, что корпоративный блог является частью корпоративного сайта, который оторван от всех социальных платформ. Во-первых, у большинства оптимизированных под социальные сети корпоративных блогов есть свои представительства на основных блогохостингах: ЖЖ, LI, mail.ru. Это сделано специально для того, чтобы пользователь имел возможность получать информацию на той платформе, которая ему привычна. Во-вторых, есть технология RSS, различные ридеры, через которые пользователи могут получать обновления на standalone-блогах. Наконец, в-третьих, корпоративные блоги являются частью глобальной социальной сети под названием «блогосфера». Поэтому говорить о какой-то изолированности – нельзя.
Дамир, назовите пять факторов эффективной работы в социальных медиа?
1. Верное определение целевой аудитории;
2. Подготовка контента, соответствующего интересам аудитории;
3.Выбор правильных инструментов привлечения аудитории (реклама, посевы и так далее);
4. Грамотный коммьюнити-менеджмент – общение с аудиторией;
5. Правильная система оценки эффективности.
Подробнее о Дамире Халилове