Новые экономические условия, в которых оказалась сейчас Россия в целом и Красноярский край в частности, заставляют предпринимателей искать новые ниши.
Не зря говорят, что кризис – двигатель бизнеса. Именно в такие моменты на рынке появляется множество успешных проектов. Тут важно, что называется, поймать волну. Как сделать бизнес на желании экономить? Об этом DK.RU поговорил с руководителем райдшерингового сервиса BlaBlaCar Алексей Лазоренко .
Алексей, давайте для начала разберемся, что такое «райдшеринг».
Райдшеринг это такой способ совершения автомобильных поездок, когда водитель и пассажир, которым по пути, находят друг друга на специальном сайте или в мобильном приложении, и делят между собой расходы на топливо. Ключевое условие: водитель не получает коммерческой выгоды. Другими словами, если вам, как водителю, понадобилось поехать из Красноярска в Абакан, вы находите себе попутчиков, едущих в этом же направлении, которые частично компенсируют вам стоимость бензина. Сервис родился во Франции, в 2006 году. Фредерик Маззелла, будущий основатель сервиса BlaBlaCar собрался в канун Рождества поехать из Парижа в регион Франции к своим родственникам. Но обнаружил, что билеты на автобусы и поезда уже раскуплены. При этом было очевидно, что сотни людей едут в его родной город на своих автомобилях и наверняка кто-то из них согласился бы его подвести. Но как с ними связаться? Так ему пришла в голову идея создать сервис, который помогал бы находить автомобильных попутчиков.
Получается, сервис в России стал «калькой» французского опыта?
Не совсем. История российского BlaBlaCar началась в 2012 году с основания мной и моими друзьями компании «Подорожники». Скажу честно, я не знал тогда о существовании BlaBlaCar, но мне пришла в голову идея создать такой сервис, когда однажды я ехал с работы домой и увидел на остановке много людей, ожидающих автобус. Я подумал, что могу кого-то из них подвезти, потому что мне было просто скучно ехать одному в машине. Но ведь просто так не остановишься и не станешь предлагать людям свои бескорыстные услуги, они подумают, что я либо сумасшедший, либо таксист. Но идея показалось мне интересной, так я решил создать сервис поиска попутчиков. Через два года, в 2014 году, BlaBlaCar вышел на рынок России и Украины за счет поглощения «Подорожников». Сегодня в России ежедневно тысячи людей совершают поездки с помощью этого сервиса. А если посмотреть на статистику всей компании, то ежемесячно более 2 млн человек путешествуют с помощью сервиса.
В чем заключается основная сложность развития такого бизнеса?
Самое главное – набрать критическую массу пользователей. Как водителей, так и пассажиров. Чтобы и те, и другие регистрировались на сайте и находили себе попутчиков. Потому что если вы этого не сделаете, то ваши пользователи – после второй-третьей попытки – разочаруются в вас и перестанут заходить на сайт. Удовлетворить ожидания большинства – это самое сложное. Наше преимущество во многом заключалось в том, что мы имели достаточные рекламные бюджеты и смогли «достучаться» до большого количества пользователей рунета.
На каких площадках вы раскручивать свою услугу?
Три наших главных инструмента: онлайн маркетинг, который включает в себя работу с социальными и мобильными сетями, контекстную рекламу; работа с тематическими партнерами, например, музыкальными фестивалями; и пиар на федеральном и региональном уровне.
В 4 странах из 18, в которых сервис сегодня присутствует, мы берем комиссию с поездки. В России пока мы совершенно бесплатны. Тут важно понимать, что у нас сегодня нет цели начать зарабатывать. Есть цель – построить удобную работающую социальную транспортную сеть. Как только мы увидим, что сервис стал реальным работающим дополнением к существующим транспортным операторам (автобусам и поездам), мы начнем задумываться о монетизации. Такими уже стали некоторые особенно популярные направления, например, между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. Ежедневно между этими городами ездят десятки, а иногда и сотни попутчиков. Теперь ждем, когда такими же удобными и «работающими» станут поездки между всеми крупными городами России. Красноярск в этом плане демонстрирует очень хорошие результаты.
Насколько в Красноярском крае эта ниша свободна?
Если вы сможете в короткий промежуток времени собрать критическую массу водителей и пассажиров, то вы сможете сделать на этом бизнес. Чтобы это сделать, нужны рекламные бюджеты и сильная команда.
Откуда у вас рекламные бюджеты?
Нашими инвесторами являются такие крупные международные фонды как Index Ventures, Accel Partners, ISAI, Lead Edge Capital. За последние несколько лет мы получили более $110 млн инвестиций на развитие новых рынков, в том числе России.
И какая у вас прогнозируемая окупаемость?
Эти данные мы не раскрываем, но сомнений в своей окупаемости у нас нет. Мы бы и сейчас могли жить без инвестиций, если бы у нас не было планов по выходу на новые рынки. Только за первые три месяца 2015 года мы начали работать на рынках Индии, Венгрии, Хорватии, Сербии и Румынии. В планах – страны Латинской Америки и не только.
Вы сами пользуетесь сервисом?
Конечно! Не реже одного раза в квартал я обязательно езжу по работе и не только в соседние с Москвой города. Езжу как водитель, с удовольствием беру пару человек с собой. Я никогда им не рассказываю, что являюсь представителем компании, но всегда расспрашивают про их опыт поездок. Очень приятно слышать, как попутчики делятся своими веселыми историями, как после поездки продолжают общение в социальных сетях и реальной жизни. Такие истории вдохновляют. Еще раз понимаешь, что делаешь хорошее дело.
Справка DK.RU: Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и Украине. Окончил Киевский национальный институт имени Тараса Шевченко, кафедра математической физики, специальность математика. До января 2012 года работал в разных должностях в украинских подразделениях следующих компаний: Samsung Electronics, Intel, PEOPLEnet, BMBY Software System. В 2012 году основал компанию «Подорожники». С января 2014 года по сегодняшний день руководитель BlaBlaCar в России и Украине.
Фото pixabay.com и предоставлено BlaBlaCar