Меню

Денис Пашков: Бизнес предпочитает малую энергетику

Несмотря на то, что энергетика в Красноярском крае традиционно входит в список ведущих отраслей, проблем в ней хватает. В 2005 году случился завершающий этап энергореформы в России. Некогда един

Самая острая проблема в красноярской энергетике — плохое техническое состояние линий электропередач и недостаточный инвестиционный фонд для их модернизации. Где краевые власти намерены брать деньги на строительство новых энергетических объектов и насколько в следующем году вырастут тарифы — в эксклюзивном интервью «ДК» рассказал министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков.

бизнес предпочитает
малую энергетику
Денис Пашков
Министр промышленности и энергетики Карсноярского края
Родился 4 августа 1971 г. в Усть-Каменогорске (Казахстан)
В 1993 г. — окончил Сибирский технологический институт. В 1991—97 гг. — коммерческий директор предприятия «ГринСиб Интернейшнл» В 1997—2001 гг. — генеральный директор «Солярис» В 2001—02 гг. — директор Красноярского филиала «Торговый Дом «ЮКОС-М» В 2003—08 гг. — заместитель начальника управления транспорта и связи администрации Красноярского края С 15 июля 2008 г. — министр промышленности и энергетики Красноярского края.
Семейное положение: женат, двое детей

Несмотря на то, что энергетика в Красноярском крае традиционно входит в список ведущих отраслей, проблем в ней хватает. В 2005 году случился завершающий этап энергореформы в России. Некогда единый энергетический комплекс распался на ряд независимых друг от друга предприятий, занимающихся генерацией энергии, передачей ее по сетям и сбытом. Это, по мнению Дениса Пашкова, конечно, внесло в отрасль некоторые положительные изменения, но и одновременно многое в ней усложнило и привело к новым проблемам, о которых ранее никто не задумывался.

Мелкие сетевые компании нужно объединять
Слабое звено энергетики края — техническое состояние сетей и отсутствие денег на улучшение этого состояния. В 2010 году МРСК Сибири потеряла одного из крупнейших в регионе потребителей энергии — Красноярский алюминиевый завод. После ухода КрАЗа сетевая компания лишилась около 3,5 млрд руб. выпадающих доходов, что, конечно, сказалось на ее инвестиционной активности. Денис Пашков уверен, главная причина такого хода событий — плохо проработанное законодательно-правовое поле, слабыми местами которого и воспользовались крупные компании — потребители энергии.
Если взять энергетическую реформу как точку отсчета, какие последствия для энергетики края она вызвала?
— До реформы на рынке электроэнергетики существовала государственная монополия. Одна из главных задач реформы — создание конкурентного рынка и привлечение инвестиций в эту отрасль. В крае сейчас отдельно существует сетевое хозяйство, отдельно работают предприятия, генерирующие энергию, и сбытовые компании. Но нельзя говорить, что все цели достигнуты в полной мере.
Механизмы, которые сегодня регламентируют взаимоотношения между участниками этого рынка и государством, пока далеки от совершенства. Некоторые задачи реформы, например, повышение технической надежности сетей, не были решены до конца.
В чем конкретно реформа себя не оправдала?
— Если генерирующие компании у нас в регионе развиваются, в тепловой и гидроэнергетике вводятся новые мощности, то в сетевом хозяйстве, инфраструктуре соответствующие результаты не достигнуты. В этом секторе проблемы сохраняются с советских времен: катастрофическое старение сетей и недостаточный инвестиционный фонд для их развития.
Эта проблема — палка о двух концах. С одной стороны, тот объем инвестиций, который закладывается в тарифы на электроэнергию, недостаточен, чтобы развивать сетевое хозяйство. С другой, тарифы для сетевых компаний хоть и устанавливаются государством, но краевые власти не могут увеличить их настолько, чтобы решить проблему развития сетей. Тарифы не должны расти сумасшедшими темпами.
Как краевая власть будет решать проблему старения сетей, если рост тарифов надо сдерживать?
— Сфера сетевого хозяйства чрезвычайно важна для экономики края. Это все понимают. Но перекладывать эти затраты только на потребителей, повышая тарифы на электроэнергию, неправильно. Поэтому решаться эта проблема будет путем некоего симбиоза — это и вложение в развитие сетей за счет бюджета Красноярского края, и отчасти повышение тарифной составляющей в пределах, которые установлены государством.
Ряд проектов по строительству сетей уже сейчас финансирует региональный бюджет. Это строительство подстанции развития энергетической инфраструктуры в Ергаках, строительство подстанции «Университет» в Красноярске — для обеспечения электроэнергией СФУ и других объектов, строительство подстанции «Содружество» под площадки малоэтажного строительства в Емельяновском районе. Общий объем вложений только по этим проектам достигает 3 млрд рублей.
Очевидно, свою роль в ухудшении ситуации в краевом сетевом хозяйстве сыграл уход КрАЗа с «последней мили» на прямой договор с ФСК. Какова позиция края в этом вопросе?
— Так называемая проблема «последней мили» — это наглядная демонстрация частичной неурегулированности нормативно-правовых актов в этой отрасли.
Во время первой фазы реформы вся энергетика варилась в одном «котле». И как таковой проблемы «кому платить» у крупнейших потребителей не было. Когда эта система начала разделяться на ФСК и МРСК, проблему аренды объектов, относящихся к ЕНЭС, никто не учел и законодательно не урегулировал. В итоге мы получили то, что получили.
Принципиальная позиция Губернатора края и регионального правительства — «последнюю милю» сохранить. В противном случае регион ждет катастрофическое повышение тарифов. Первыми пострадают крупные промышленные и производственные предприятия. Для них этот рост может оказаться губительным. Это одна сторона вопроса, другая заключается в том, что от практики перекрестного субсидирования нужно уходить. Крупные предприятия не должны платить за население. Но уход от этой системы должен быть поэтапным, чтобы государство успело выработать новый механизм, который позволит пережить это безболезненно.
Назовите наиболее крупные проекты, с помощью которых рассчитываете напряженность в этом вопросе снять?
— Есть крупная инвестиционная программа ФСК, она рассчитана до 2016 года, ее бюджет составляет свыше 50 млрд руб. Туда входит как строительство новых сетей высокого напряжения, так и строительство новых центров питания. Один из таких объектов на 500 кВ планируется построить в центральной энергозоне Красноярска. Завершить строительство подстанции «Енисей–500» ФСК планирует к 2014 г. Дальше в планах строительство центра питания на 220 кВ тоже для Красноярска с целью развития промышленного комплекса. Также в этом году ФСК начала реализацию еще одного проекта — строительство подстанции на 220 кВ в поселке Еруда для золоторудной промышленности. На этих территориях предприятия испытывают энергодефицит, что сдерживает их развитие.
И все же что делать с сетями низкого напряжения?
— На сегодня в регионе работает свыше 50 сетевых организаций. Крупных немного, в большинстве своем это мелкие компании, в основном ведомственные. Это очень мешает данной сфере развиваться. Поэтому курс, который был взят правительством края еще в 2005 г., — объединение мелких территориальных организаций в одну компанию — КРЭК (Красноярская региональная энергетическая компания). Она берет на обслуживание брошенные сети и работает над их развитием.
КРЭК — собственность правительства края, МРСК тоже государственная компания. Планируется ли в дальнейшем объединение МРСК и КРЭК в одну структуру?
— Как идея — объединение МРСК с КРЭК имеет право на существование. Мы готовы к этому разговору. Здесь главное, чтобы движение шло с обеих сторон, а не только с нашей. И в этой теме есть еще одно предложение развития сетевого хозяйства, оно сейчас обсуждается на федеральном уровне. Идея в том, чтобы «раздробить» активы МРСК — объекты высокого напряжения от 110 кВ передать в ФСК, а все распределительные сети низкого напряжения до 110 кВ отдать регионам — территориальным сетевым компаниям. И, по моему мнению, эта идея правильная. Ведь по сути «МРСК Холдинг» — это прослойка между ФСК и регионами. И в этом плане регионам виднее, в каком лучше ключе развивать сети, где находятся болевые места и т.д. Мы более подготовлены к такой работе, чем головной офис МРСК.
Генерация в порядке
Инвестиционный климат в Красноярском крае за последние годы улучшился. Однако, по словам Дениса Пашкова, вкладывать в энергетику по-крупному бизнесмены не хотят, их больше привлекают небольшие проекты с коротким сроком окупаемости.
Как бизнес участвует в развитии энергетики на территории Красноярского края?
— Интерес со стороны инвесторов к энергетике есть. Но пока бизнес в основном предпочитает вкладываться в малую энергетику — в строительство котельных, мини-ГРЭС и мини-ТЭЦ в районах края. Наш опыт показал, что инвестиции в такие объекты окупаются очень быстро. А где деньги, там и бизнес.
Сегодня благодаря частным инвесторам реализуются проекты строительства малых ГРЭС на территории Эвенкийского муниципального района, проектируется мини-ТЭЦ в районе Хатанги.
Нужны ли Красноярскому краю новые энергетические мощности?
— В большей степени региону нужны не новые мощности, а развитие сетевой инфраструктуры. Красноярский край во многом профицитен с точки зрения выработки электроэнергии. При выработке 60 млрд кВт/ч в год сами потребляем не более 33 млрд кВт/ч. Все остальное уходит за пределы края. К генерации у нас вопросов нет, здесь все в порядке.
Бизнесмены жалуются на слишком высокие тарифы на электроэнергию. Эта проблема в крае есть, как она решается?
— Я часто слышу от руководителей разных предприятий разговоры о высоких тарифах. И мне всегда хочется спросить: а вы давно смотрели, какие цены на электроэнергию у наших соседей? Например, цена кВ в Алтайском крае составляет 3 руб., а в Красноярском крае до сих пор около 2 руб. В крае очень дешевая электрическая энергия, дешевле только в Иркутской области. С другой стороны, я согласен с бизнесом, в той конфигурации, которая создалась 1 января 2011 года, а это произошло как раз из-за неурегулированности нормативно-правовых актов, тарифы менялись из месяца в месяц.
Но в мае 2011 г. ситуация изменилась, вышли новые правила розничного и оптового рынка электроэнергии. С учетом этого в целом по году ожидаем рост тарифов не более 18%. Это укладывается в наш прогноз, который мы делали в ноябре-декабре прошлого года.
А как изменятся тарифы в следующем году?
— Пока живем с пониманием, что с 1 января 2012 года рост тарифов будет нулевой, а с 1 июля 2012 года годовой рост тарифов на электроэнергию составит не более 12%. Как поведет себя оптовый рынок электроэнергии, пока сказать сложно, но каких-то факторов, которые могут вызвать существенный скачок цены, не видно.