Меню

Для пользы дела можно и униформу слесаря надеть

В прошлом году генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» Николай Бяков сосредоточился на двух задачах: решал проблему очередей в автосалонах и расширял присутствие холдинга в городе и крае.

Планы на текущий год — открывать новые дилерские центры и наращивать продажи.
Николай Бяков признался: единственное, что омрачало его радость от крайне удачного прошлого года, — очереди на автомобили. Даже один день, а тем более месяц или три ожидания — это неудовлетворенный спрос со стороны клиента.
— Для такого высококонкурентного бизнеса, как наш, это недопустимо. Поэтому 2011 год для нашей компании ознаменовался регулярными переговорами с импортерами, я лично неоднократно вылетал в Москву, Корею, Германию. В результате переговоров нам частично удалось решить проблему — дополнительно выделенные автомобили позволили существенно сократить сроки ожидания клиентов.
Что касается самого клиента, то сегодня он весьма отличается от того, каким был лет пять или даже два года назад. Если говорить одним словом — клиент стал более требовательным. В соответствии с этим меняемся и мы сами. Значимым изменением стало введение во всех автоцентрах единых стандартов продаж. Главное, на что я нацелен, чтобы все сотрудники, от рядовых до топ-менеджеров, выбросили из головы принцип «русского авось». Когда даже один человек делает свою работу не на «отлично», а на «так сойдет», это вредит всей компании.
Одна из самых серьезных проблем — банальная: клиенту не перезвонили. Информация передается от менеджера к менеджеру, нередко теряется, и в итоге вопрос забывается. Клиент, естественно, ждет звонка, начинает раздражаться. Недовольство клиентов для меня недопустимо, поэтому мы постоянно работаем над недостатками. Первый автомобиль продает продавец, а последующий — уже сервис. Это аксиома, которую нужно постоянно помнить.
Я всегда занимался стратегией, но сейчас отдаю этому особенно много времени. Решение многих вопросов лежит на топ-менеджерах: все-таки сегодня «Медведь Холдинг» — это 12 автосалонов и 13 магазинов аккумуляторов в Красноярске, городах края и Хакасии. Но, будучи человеком старой формации, я нахожу время на то, чтобы периодически проводить проверки, как я это называю, «квадратно-гнездовым» способом — неожиданно приезжаю в центры, могу даже надеть униформу слесаря, чтобы изнутри отследить, как идет работа в сервисной зоне. Я убежден, если владелец не будет контролировать бизнес хотя бы такими точечными проверками, дело будет страдать. 
В последнее время я много внимания уделяю укреплению позиций компании на рынке: мы получили второе дилерство Volkswagen и Hyundai в г. Красноярске (новый «Хенде-центр Красноярск» работает с 1 декабря 2011 г.) и планируем запустить несколько новых салонов в городе и крае. Если говорить о причинах расширения, то их две. Во-первых, это защита бизнеса. Если бы второе дилерство Volkswagen или Hyundai отдали другой компании, начались бы ценовые войны —
это неизбежно. Итог таких войн всегда один: оба игрока отказываются от бизнеса, потому что он просто становится убыточным.
Вторая причина — мы можем работать лучше. К примеру, если сравнить доли рынка некоторых наших марок с общероссийскими, то можно увидеть, что наши продажи меньше, чем в целом по стране. Но если в России, скажем, Volkswagen имеет долю рынка 7%, то почему в Красноярске продажи должны быть меньше?! Нам есть над чем работать и куда стремиться.
Я в автобизнесе уже около 20 лет, но меня по-прежнему многое удивляет. Не так давно был в Португалии на презентации BMW 3-й серии. Думал, что после BMW 7-й серии уже ничего нельзя было придумать: эта машина — настоящий космический корабль, только что не летает. Но вот выпустили 3-ю серию — и, по словам самих производителей, машина стала еще совершеннее.
Если есть возможность перенять опыт других бизнесменов, я всегда ее использую. Это дает импульс, вдохновляет на то, чтобы совершенствовать свой бизнес, отлаживать бизнес-модели. Иногда думаю: почему так делают они и не делаем мы? Надо перенимать все лучшее. На то мы и живем в обществе, чтобы постоянно чему-то учиться, в том числе и у других.