Меню

Дмитрий Солнцев: «Сегодня мы больше, чем банк»

Об основных трендах в развитии банковской структуры мы беседуем с управляющим Красноярским отделением Сбербанка Дмитрием Солнцевым.

В стремительно меняющемся мире роль традиционных экономических и общественных институтов трансформируется. Стираются границы между отраслями и возникают новые форматы. 

Дмитрий Владиславович, мы видим, что в последние годы Сбербанк серьезно меняется. Что представляет собой банк сегодня?

— Сегодня Сбербанк — это уже больше, чем банк. Это цифровая компания. Мы строим свою экосистему сервисов. Это требование времени, за этим будущее. Очень скоро такие гиганты, как Amazon или Google могут создать собственные финансовые институты. Facebook уже зарегистрировал банк. Именно они будут нашими основными конкурентами. В стратегии развития до 2020 года мы поставили перед собой амбициозную задачу -  выход на новый уровень конкурентоспособности, позволяющий играть на одном поле с крупнейшими технологическими компаниями, при этом оставаясь лучшим банком для наших клиентов.

То есть Сбербанк может в принципе отказаться от слова «банк»?

— Эта тема обсуждается. И, как я уже говорил, мы значительно больше, чем банк. И будем расти как экосистема.

Как работает экосистема? Расскажите на конкретных примерах.

— Начну с того, что термин «экосистема» позаимствован из экологии и обозначает благоприятную среду, в нашем случае – благоприятную для клиента. Наша задача - удовлетворять все его потребности, предлагая как финансовые, так и нефинансовые сервисы в самых разных направлениях.  

Хороший пример — наш сервис ДомКлик. Задача банка – не только оформить и выдать кредит, но помочь клиенту пройти весь путь от идеи о покупке до заселения в новую квартиру. ДомКлик имеет одну из самых крупных в России базу предложений от агентств недвижимости и застройщиков. С ее помощью можно найти жилье на первичном и вторичном рынках. Кроме подбора жилья, можно удаленно подать заявку на ипотеку и получить одобрение, подобрать оценщика и страховщика, оформить право собственности без посещения МФЦ, провести безопасные расчеты.  Думаю, что вскоре мы сможем предложить услуги по ремонту квартир и переезду. Сегодня уже четвертая часть клиентов решают жилищный вопрос через ДомКлик.

И это лишь часть нашей экосистемы. Постепенно мы охватываем всё новые сферы – телемедицину, транспорт, связь, образование и многие другие, формируя комфортное пространство, в котором есть всё для работы и жизни.

В экосистему Сбербанка входят, в частности, онлайн-сервис DocDoc – площадка, предлагающая медицинские онлайн-консультации, облачная платформа SberCloud, мессенджер Dialog и другие. Также банк активно развивает сегмент электронной коммерции. Сейчас у нас три проекта: «Яндекс.Маркет» – площадка сравнения цен; «Беру» – внутренняя торговая площадка; Bringly – кросс-граничная торговля. Другое перспективное направление – мобильный оператор «СберМобайл». Запуск виртуального мобильного оператора состоялся в сентябре 2018 года. Среди основных преимуществ – удобство и быстрота процесса подключения. Сим-карту можно заказать в мобильном приложении «СберМобайл», на сайте оператора и в любом отделении банка. В Красноярском крае мобильная связь Сбербанка может появиться в следующем году.

Завершить процесс формирования экосистемы мы планируем к 2024 году.

 

Альтернатива для  села

В экономике региона какое место на сегодня занимает Сбербанк?

— Очень важную,  мы находимся на восьмой строчке в тор-10 крупнейших налогоплательщиков края. Впереди только гиганты металлургической и добывающей отраслей.

В нашем банке обслуживается 45% от общего количества частных лиц и 45% от общего количества юридических лиц.

Мы активно наращиваем своё присутствие в сельской местности. Новый проект Сбербанка —  это развитие в сёлах сети банковских платежных агентов.

Суть —  торговые точки, которые продают товары первой необходимости, начали выдавать наличные с банковских карт Сбербанка. Комиссия за это не взымается, агент получает льготные условия обслуживания и процент за каждую совершенную операцию. Сегодня в Красноярском крае у нас 23 агентских точки в малых населенных пунктах. Постепенно мы будем увеличивать своё присутствие. В планах также прием через банковских агентов основных платежей, внесение наличных на карту, кроме того, сельские жители смогут открывать и пополнять вклады, делать переводы. Считаем, благодаря проекту задачу повышения доступности финансовых услуг банк выполнит.

 

Сразу три города края стали пилотными площадками программы «Умный город». Сбербанк примет участие в этих проектах?

— Уже участвуем. Один из пилотных городов — Железногорск. Этот город вошел в число семи российских территорий, которые полностью переходят на безналичный расчет. Важная составляющая проекта «Умный города» —  карта жителя Железногорска. Помимо банковского, она содержит транспортное и медицинское приложения. С помощью карты можно быстро записаться на прием к врачу: регистратору не придется искать карточку пациента, она будет электронной. Идентификация происходит по номеру СНИЛС. В перспективе любое учреждение может воспользоваться такой идентификацией.   

 

Банк первого выбора

Как работаете с бизнесом?

— Свою ключевую роль мы видим в том, чтобы помогать предпринимателям оперативно и эффективно решать все свои бизнес-задачи. Получить бизнесу все инструменты, необходимые для развития как раз помогает та самая экосистема банковских и небанковских услуг.

Крупные клиенты практически всегда нуждаются в кастомизации банковских сервисов, то есть их серьезной адаптации под свои системы. При этом крупные корпорации — это, как правило, большое число юридических лиц, десятки, иногда сотни. И им нужны такие инструменты, как кэш-менеджмент, когда с одного терминала казначей компании может управлять остатками по всем счетам, двигать их в том или ином направлении, консолидировать, иметь де-факто единый расчетный счет, несмотря на то что компании разные. Кроме того, крупнейшие клиенты строят собственные экосистемы и хотят, чтобы банк предоставлял возможность встраивать в них банковские сервисы.

Иными словами, услуги и сервисы для крупнейших клиентов всегда носят индивидуальный и проектный характер, большинство продуктов разрабатываются и настраиваются под потребности и специфику бизнеса каждого клиента, нуждаются в постоянной поддержке и ИТ-сопровождении.

Малый бизнес — самый динамичный и инновационный сегмент. Наша главная задача — сделать так, чтобы предпринимателю было удобно. Мы свою миссию для малого бизнеса видим в том, чтобы устранить все барьеры доступа к банковским услугам (территориальные, финансовые, образовательные и прочие) и при этом обеспечить безопасность и надежность —  то, за что Сбербанк ценят предприниматели.

Прежде всего, это возможность зарегистрировать бизнес без посещения налоговой и МФЦ. В прошлом году изменили технологию открытия счета — теперь на это требуется всего 30 минут. Мы научились выдавать кредиты за 7 минут —  без проверок и сбора документов. Всё благодаря информационным технологиям и работе с большими данными. Если у нас есть достаточно информации по клиенту, мы можем в течение нескольких минут выдать ему до 2 млрд рублей.

Избавляемся от бумаги везде, где это возможно. К примеру, раньше, чтобы заключить договор торгового эквайринга или зарплатного проекта, необходимо было подготовить договор, привезти его клиенту, подписать, потом отвезти обратно в банк, то сейчас договор формируется автоматически и подписывается в интернет-банке Сбербанк Бизнес Онлайн с помощью системы электронного документооборота.

Банковские предложения не ограничиваются кредитами, очень многие клиенты обращаются к нам за организацией расчетных услуг или онлайн-кассами, которые теперь должны использовать все предприниматели. Растет спрос на терминалы для безналичных расчетов. Новое направление – кредитные бизнес-карты: инструмент доступа к своему счету в режиме 24/7 в сочетании с возможностью использования кредитных средств банка. Карты имеют льготный беспроцентный период до 50 дней, который может быть увеличен, если покупки совершаются у партнеров.

Отмечу, что более половины предпринимателей, которых мы кредитовали в первом квартале – наши новые клиенты, и их доля растет. Это не может не радовать, ведь одна из стоящих перед нами задач – стать для клиентов банком первого выбора.

Есть ощущение, что из банковской сферы уходит человек. Скоро все операции станут удаленными?

— Парадокс, но с внедрением новых цифровых технологий, роль человека в банке только возрастает. Другое дело, что ее содержание меняется. Более того, растет ценность оффлайновых консультаций. Если говорить о корпоративном секторе и МСБ, то в банк приходят не потому, что процессы не автоматизированы и надо «приделать к бумажке ноги», но для того, чтобы получить консультацию по стратегическим вопросам бизнеса, для выработки проектных индивидуальных решений. Никакой чат-бот такие консультации не заменит.

Вы не увидите ни одного пустующего отделения Сбербанка. У нас по-прежнему много клиентов, которые предпочитают совершать банковские операции так, как они привыкли за долгие годы. Для них Сбербанк —  это еще и возможность общения, встреч, определенная социализация.

Что-то вроде социальной ответственности бренда?

— Социальную ответственность бренда, разумеется, мы видим шире. В первую очередь, это создание доступной среды внутри сети Сбербанка. Нашими услугами пользуются очень много людей с особенностями развития и здоровья. С учетом их потребностей мы запустили и реализуем проект «Особенный банк». Некоторые его направления уникальны: невизуальный интерфейс банкоматов, чтобы люди с нарушением зрения могли сами снять наличные и проверить баланс карты. Или сурдоперевод в офисах банка для людей, разговаривающих на жестовом языке. И мы ставим амбициозную цель: задавать стандарты инклюзивного обслуживания и создание доступной среды и равных возможностей для других компаний.

Вызовы времени

В основе развития как личности, так и бизнеса, лежит философия непрерывного обучения. Дмитрий Солнцев признается, что постоянно учится, как и весь коллектив Сбербанка. При этом обучение происходит как онлайн, так и офлайн.

— Непрерывное обучение — это сегодняшняя необходимость. Таким образом мы отвечаем на ключевые вызовы времени. И самый главный из них  —  скорость изменений. Объемы информации каждые два года удваиваются. Это означает, что через 3 года после обучения в вузе только 25% полученных навыков могут пригодиться. Ключевой навык сегодня – это открытое мышление и умение быть на волне нового в течение всей жизни. Поэтому наши сотрудники постоянно учатся. В банке есть «Виртуальная школа» — один из самых сильных корпоративных университетов. В его «портфеле» более 100 программ развития. И мы учим не только сотрудников и руководителей. Разработаны краткосрочные программы для компаний-партнеров, для органов власти —  представители более 15 регионов прошли там обучение.  

Сколько времени в году вы уделяете обучению?

— Четыре раза в году топ-менеджеры Сбербанка проходят обучение в Корпоративном университете Сбербанка в Подмосковье. Там есть несколько уровней программ обучения: мягкие навыки, цифровые навыки и профессиональные навыки. Уровневые программы направлены и созданы для высшего и среднего менеджмента в партнерстве с ведущими бизнес-школами мира, а программы для линейных руководителей — совместно с функциональными подразделениями Банка и ведущими российскими экспертами. Обучение смешанное (сочетание очного, дистанционного и электронного форматов). Особое внимание уделено таким вопросам как эмоциональный интеллект, управление стрессом, поиск внутренних ресурсов.

Сколько бизнес-книг вы читаете в год?

— В полном объеме — 5-6 книг, что касается научных статей, тезисных выжимок, интересных практик, реферативного изложения новых идей, то это происходит ежедневно.

Насколько востребованы образовательные инициативы Сбербанка, обращенные к предпринимателям?

Весь прошлый год мы реализовали вместе с Google программу «Бизнес-класс», направленную на обучение и развитие предпринимателей. В этом году провели бизнес-форум «Свое дело», участниками которого стали 1500 предпринимателей Красноярского края и Хакасии. Это аудитория, которую собирают самые топовые бизнес-тренеры России. Именно их мы и привезли в Красноярск. Но помимо Радислава Гандапаса, Игоря Манна и других звезд, на форуме выступали красноярские предприниматели-практики. Живой нетворкинг, пожалуй, стал главным достижением этого бизнес-события. Стало очевидно, что у Сбербанка в Красноярском крае сформировалось предпринимательское комьюнити.   

 

Юлия Чанчикова