Россияне все чаще бытовую технику, компакт-диски и книги покупают в интернет-магазинах. Если в 2010 г. в РФ доля онлайн-торговли была около 3%, то к 2013 г. она вырастет вдвое (600 млрд руб. в год).
Рынок онлайн торговли растет впечатляющими темпами: в 8 раз быстрее, чем в обычных магазинах. Очередное подтверждение тому — итоги киберпонедельника в Штатах. Рост объема продаж — на 18% по сравнению с прошлогодним результатом. Ритейлеры делают ставку на онлайн продажи. Руководители 20 крупнейших магазинов США и Канады заявили: «Нужно срочно развивать все доступные направления интернет-бизнеса». В российской Высшей школе экономики подчитали, если в 2010 году доля онлайн-торговли была около 3%, то через 3 года она вырастет вдвое и составит более 600 млрд руб. в год. При этом «поймать» покупателей в сети помогает, как ни странно, экономический кризис – за 5 последних лет продажи в магазинах выросли на треть, а в интернете – в 3 раза. Директор по маркетингу IMRG Дэвид Смит: «Потребитель знает, что покупки в Интернете дают возможность найти товары по максимально дешевым ценам. В результате даже в сложной экономической ситуации рынок электронной торговли растет. Так, в кризисный 2009 год, объем покупок через Интернет вырос на четверть. А, например, в Греции, где кризис ударил наиболее сильно, продажи онлайн выросли аж на 75%.
Сейчас через Интернет чаще всего покупают книги, фильмы, бытовую и фото-технику, но продажи одежды, косметики, продуктов питания и мебели также растут. Через сайт американского интернет-аукциона eBay каждую секунду совершают покупки на 2 тыс. долларов. Директор по развитию международных рынков eBay Роб Кесседи: «Мы констатируем, что Интернет кардинально изменил торговлю. Прежде, чем идти в магазин за конкретной покупкой можно изучить отзывы покупателей. Все больше магазинов продают товары через социальные сети. Все больше людей используют мобильный телефон для интернет-покупок и делают заказы где угодно - на автобусной остановке, в такси. Онлайн-торговля не имеет географических барьеров – вы можете заказать товары в любой стране. При этом, даже с оплатой доставки они могут стоит дешевле, чем в ближайшем магазине». Выгода для покупателя очевидна: не надо стоять в очередях, можно спокойно выбрать и сравнить товары, заказать доставку в удобное время. Но главное – товары в интернете, как правило, дешевле. Плюсы для продавца – экономия на издержках. Директор компании «Утконос» Владимир Рюмин: «Не надо иметь выставочные залы, много инфраструктуры. Достаточно иметь свой портал, склад, возможно даже за пределами Москвы. И с этой точки зрения их себестоимость их операционных издержек реально становится меньше, что позволяет предложить покупателям более низкие цены». По данным крупнейшей консалтинговой компании по онлайн-ритейлу IMRG, в этом году в Интернете во всем мире будет потрачено не меньше 600 млрд долларов. Наиболее активно будут развиваться новые направления – продажи через мобильные телефоны и соцсети. Оптимисты предрекают – такими темпами потребители лет через 10 практически полностью уйдут из магазинов в виртуальное пространство.