Меню

Дорогое удовольствие: как открыть и окупить вложения в яхт-клуб в Красноярске

Вложения в расположенный на берегу Красноярского водохранилища яхт-клуб «Адмирал» сравнимы с инвестициями в серьезный завод. Деньги здесь большие и «длинные».

Слип — это дорога в воду, по которой спускаются суда. Судовой подъемник-амфибия берет яхту под собой, заезжает на глубину до 3,5 метра и отпускает ее в плавание. Длина слипа яхт-клуба «Адмирал» — 120 метров. «Представляете, 120 метров уложенного бетона в воде?» — восхищенно спрашивает гендиректор «Адмирала» МИХАИЛ ГУСАК. Представить сложно. Как и то, что стоимость судоподъемника, аналогов которого нет в той России, что «за Москвой», —
около четырехсот тысяч евро. Зато становится понятен объем вложений, который уже сделан в яхт-клуб на Красноярском водохранилище. И это далеко не все — сейчас здесь реализуют проект создания марины (стоянки яхт) европейского уровня.

Дороже, чем в Европе
Раз уж в Красноярске есть водохранилище, закрепившееся в народном сознании под наименованием «море», должен быть и яхтинг. Яхт-клуб «Адмирал» появился еще в конце 70-х годов прошлого века. Тогда там было пять маленьких лодок и два ангара.
В 2005 г. группа инвесторов решила открыть частный яхт-клуб «Аврора». Вскоре произошло слияние «Авроры» и «Адмирала». И началась большая и затратная стройка. «Если бы вы видели этот берег в 2005 г. и сейчас — это два разных берега, — подчеркивает г-н Гусак. — Бизнес зашел сюда с определенной целью — люди купили яхты и увидели, что здесь нет условий. Инфраструктуры как таковой не было, и сначала ее делали для себя. Вложили средства. Потом появился новый круг людей, которые сказали: у нас теперь есть возможность позволить себе приобрести яхту, потому что здесь есть, где встать, где хранить, где обслуживать». Сейчас в «Адмирале» более 50 членов, владельцев судов разных категорий — от 20 до 70 футов водоизмещением и до 50 тонн. Масштабных, эксклюзивных яхт — 13. Наверное, могло бы быть и больше. Но яхтинг в России в целом и в Красноярске в частности — это дорогое хобби, в котором слишком много трудностей. «Короткий сезон, очень дорогой ввоз техники — не каждый хочет потратить сумму, намного большую той, что в Европе. И содержание судна там, в общем, дешевле: сезон длинный, а расход на воде меньше, чем стоимость хранения яхты в зимний период», — перечисляет Михаил Гусак. Судно, сделанное из дорогого пластика, хромированного металла, с тиковой палубой, ценными породами дерево в отделке, необходимо хранить в условиях с определенным температурным режимом. Оно не рассчитано на большие морозы. Поэтому в «Адмирале» построены большие эллинги (ангары), на это тоже были направлены значительные инвестиции. Стоимость содержания индивидуальна для каждой яхты. «За год вы можете потратить 3-10% от цены судна. Все зависит от того, как вы сами эксплуатируете и чего вы хотите, — рассуждает г-н Гусак. — Если вы хотите на судне переделать все, конечно, это будет дорого. Хотя я не понимаю — зачем? Лучше купить новое. А есть аскетичный вид содержания. Основные затраты — технический
контроль. И топливо — насколько часто вы эксплуатируете».

Каждый год — разная природа
На Красноярском водохранилище весьма существенные перепады воды, такова уж его специфика. Это добавляет менеджменту «Адмирала» головной боли. «Весной отметка воды была 230 м. Сейчас — 241 м. Вода поднялась на 11 метров. Чем хорошо в Москве — там 2-3 м максимум, а в течение сезона — 1,5 м», — констатирует Михаил Гусак. Внушительному перепаду должна соответствовать понтонная система, способная подниматься и опускаться в зависимости от уровня воды. «В прошлом году было мало воды — некоторые члены яхт-клуба даже не «сбросились», не хватило осадки. В том числе по нашей вине. Сейчас мы сделали так, чтобы в любом случае все могли отправиться в плавание. Доработали слип», — отмечает руководитель «Адмирала». Но нет худа без добра: из-за этой особенности водохранилища его природа каждый год — разная. «Приходя в один и тот же залив, вы всегда открываете для себя что-то новое. У нас один клиент три с половиной сезона отходил и говорит про наше море и природу: «Я не везде еще был, не все здесь видел». Но как бы ни менялось внешне Красноярское водохранилище, яхт-клуб должен постоянно вкладываться в береговые сооружения. Их разрушение идет непрерывно, вода является агрессивной средой. Это только на картинках все легко и эффектно — яхты, паруса, блондинки на палубе, бокалы мартини. В жизни все куда более прозаично — например, каждый месяц яхт-клуб сдает пробы воды, очищает акваторию от принесенного мусора и т.д.
В текущем году яхт-клуб приступил к новому крупному инвестпроекту — обустройству полноценной марины по европейской классификации с отдельно стоящими судами, у каждого из которых будет свое индивидуальное место. Всего там смогут разместиться около 100 яхт разного размера. В том заливе, где сейчас стоят «адмиральские» яхты, с ними соседствуют и суда других организаций, в том числе государственных. И при малой воде они порой даже соприкасаются бортами. «Поэтому приняли решение о покупке земли, которая не эксплуатировалась. Проект рассчитан на три года. Сейчас мы на стадии согласований», — говорит директор яхт-клуба. 

Признак стабильности
Михаил Гусак сравнивает «Адмирал» с пазлом. Новая марина — еще один важный его элемент. Уже имеющиеся детали — службы капитанов (в основном это люди, пришедшие из Енисейского речного пароходства), матросов и техподдержки. Идея в том, чтобы члены клуба получали весь комплекс услуг, и после покупки яхты у них была одна забота — как найти время отправиться в плавание: «У состоятельных людей теперь есть возможность отдохнуть на выходных здесь, в 45 км от Красноярска. Приехал, сел в яхту, которая уже заправлена, техрегламент проведен, все проверено, матросы помогут отшвартоваться, если нужно — есть капитан. На старте мы оказывали только услуги пирса, слипа и минимального технического сервиса. А сегодня это все уже выросло, поддерживается и дальше будет только расширяться». При этом, по словам г-на Гусака, ценовая политика «Адмирала» остановилась на уровне 2006-2008 года. Но появляются новые направления: «Раньше мы не рассматривали для себя маломерный флот, а в этом году создаем техническую базу и для него, открываем помещение, обучаем персонал. Люди не хотят везти свой сломавшийся скутер в Красноярск, им удобнее починить его на месте. Эта услуга востребована, мы ее предоставляем».
В марте 2013 г. яхт-клуб «Адмирал» стал официальным представителем федеральной компании «Акватехника»,
занимающейся продажей моторных катеров и яхт. В ее портфеле такие бренды, как Monterey, Beneteau и новый для местного рынка Azymut. Москосвская компания сама вышла на красноярский яхт-клуб с предложением о сотрудничестве.
К слову, мало купить хорошую яхту — важно ее довезти. Михаил Гусак отмечает, что у клуба отработана схема доставки: «Это не наш бизнес, но есть система договоров. Представляете, как везти судно 30 тонн весом, длиной 17 м, шириной 5 м? Используем лодковоз. Груз едет на высоте 15-20 см над дорогой, а местами, на подъемах — до 5 см. Это сложнейший процесс, он занимает от 10 дней до двух недель — из Москвы до Красноярска. Другой вариант — доставка Северным морским путем. Там ходят большие сухогрузы. Они загружаются в европейских портах, туда судно приходит своим ходом. Идут до Дудинки, а затем по Енисею судно поднимается до Красноярской ГЭС и через судоподъемник переходит к нам». По словам г-на Гусака, тех, кто обновляет свой парк яхт, в клубе хватает — от первоначального состава таких около 40%. «Это соизмеримо с ростом валового продукта в крае. Можно по-разному относиться к подобным покупкам. Но это не кредитка, которую сунул в карман, сел в самолет и улетел из страны. Яхту нужно оберегать, хранить, и она находится здесь. Это наша с вами стабильность. Когда такие люди покупают такие объемные вещи, которые дешевле содержать в Европе, и все же содержат их здесь — это говорит о том, что они хотят жить на красноярской земле», — резюмирует руководитель «Адмирала». 

Алексей Машегов, Наталья Повольнова