Корреспондент DK.RU вновь побывал на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. ПМЭФ собрал 15 тыс. участников, в качестве заглавной темы была выбрана «экономика доверия».
Написать какой-то один большой текст про ПМЭФ в принципе невозможно. Это необъятное событие, насыщенное настолько, что посетить даже десятую долю сессий, треков, панельных дискуссий одному журналисту невозможно. Таким образом, любой отзыв о ПМЭФ — фрагмент, кусочек большого паззла. Или несколько фрагментов.
Фрагмент №1. Пространство свободы
Если прошлый ПМЭФ прошел под знаком цифровизации, то нынешний уступил технологическую повестку осмыслению политических реалий. В качестве основного дефицита межгосударственных отношений участники дискуссий назвали доверие. В свою очередь этот дефицит тормозит как мировые, так и внутренние экономические процессы.
«Сегодня нам нужны не торговые войны, и даже не торговое перемирие, а полноценный торговый мир. Важно сохранять уважение друг к другу. Россия выступает за свободу торговли и мировую интеграцию, за свободный диалог и свободное и совместное движение на пути к развитию», — отметил на панельной дискуссии президент России Владимир Путин.
Размышляя об экономике доверия, российский президент активно оперировал понятиями либеральной риторики:
«Мы будем расширять пространство свободы. Мы часто об этом говорим, но это принципиально важная вещь. Ключевой принцип нашего развития — это открытость страны, ее нацеленность на активное участие в мировых процессах и интеграционных проектах. А это в том числе предполагает реализацию масштабных инфраструктурных проектов. Это важнейшая часть нашей национальной повестки. Развивая транспортный, энергетический, цифровой каркас России, мы намерены эффективно встроить его в глобальную инфраструктуру».
Судя по составу участников панельной дискуссии об экономике доверия, — Президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, зампредседателя КНР Ван Цишань и глава МВФ Кристин Лагард — Россия собирается партнериться как с Европой, так и с азиатским блоком.
Эммануэль Макрон призвал лидеров государств быть «гибче и смелее в деле экономического сотрудничества". Синдзо Абе высказался в пользу участия Японии в проекте создания транспортной инфраструктуры для доставки российского СПГ на азиатские рынки через Японское море. Ван Цишань решительно осудил «санкционную дубинку». А Кристин Лагард призвала Россию отказаться от «сырьевой модели» и активнее интегрироваться в мировую экономику идей.
Фрагмент №2. Форточка возможностей
В это же время представители российского правительства раскрыли экономическую программу страны на ближайшие шесть лет. В первую очередь речь шла о реализации майского указа президента, вернее, поиске средств на его воплощение. Выяснилось, что кабинет министров решил использовать инструмент госзайма.
«На протяжении последних лет госдолг страны сокращался и у нас появилась форточка возможностей», — заявил министр финансов Антон Силуанов.
Напомним, средства нужны на различные инфраструктурные проекты — порядка 1 трлн рублей, то есть 3% ВВП страны. Вложения в инфраструктуру планируется делать за счет государства через вновь создаваемый Фонд для инвестиций в инфраструктуру.
«Деньги на финансирование будут браться не из нефтегазовых доходов, которые сейчас копятся в резервах. Правительство планирует привлекать их через долговое финансирование в рамках «золотого правила» — использовать долг только на инвестиции, а не на текущие расходы», — заверил г-н Силуанов.
Также министр финансов пообещал, что в течение шести лет будет действовать мораторий на изменения в налоговой сфере, правда, после небольшой донастройки. А председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о необходимости внедрения добровольной накопительной пенсионной системы.
«Отчисления работников на пенсию в рамках системы ИПК будут способствовать росту уровня самих пенсий и станут источником для длинных денег в экономике. Нам нужно вернуть пенсионные накопления в систему», — подчеркнула г-жа Набиуллина.
Фрагмент №3. Транзитный мир
Если ПМЭФ-2017 был посвящен возможностям цифровой экономики, то в этом году большинство дискуссий затронули тему адаптации к новым реалиям в моменте дрейфа от «лампового» мира в технологическую Вселенную.
В случае панельной дискуссии Сбербанка «Транзитный мир: что завтра?» обсуждение достигло философских высот. Это случилось благодаря участию профессора в области управления рисками Нассима Талеба и мистика Сидхгуру.
«Само по себе развитие благотворно и неизбежно, вопрос лишь в том, как мы к нему адаптируемся. Если общество недостаточно быстро приспосабливается к изменениям, его ждет коллапс. Но и слишком быстрое приспособление превращается в регресс: общество начинает терять то хорошее, что у него было до того, как начались перемены. Перед тем как проводить новые реформы, вы должны убедиться, что предшествующие сработали», — так высказался о рисках «транзитного мира» автор бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость».
Йогин Сидхгуру намного оптимистичнее смотрит как на настоящее, так и в будущее.
«Некоторым кажется, что в эру технологий самым хрупким звеном является человек. Но это не так. Хрупкими являются те структуры, которые он создал: религия, страны, компании. Это те хрупкие вещи, которые создало человечество, и они разрушатся в мире технологий. Если технологии будут развиваться без ограничительных барьеров со стороны государств, то уже через 25–30 лет люди станут свободными. Идея национальных границ так же станет бессмысленна. Это и будет будущее всего мира — не знать в какой стране вы находитесь», — подытожил мистик.
Фрагмент №4. «Цифра» в моменте
Несмотря на то заявление аналитиков о том, что цифровая повестка ПМЭФ проиграла политической, форум продолжает быть флагманской площадкой для компаний в сфере IT и связи. Возможно ощущение «проигрыша» сложилось из-за того, что в этом году «цифровая» экономика была в не столько дискуссиями, яркими заявлениями и культовыми персонажами, вроде Виталика Бутерина, сколько конкретными действиями — подписаниями крупных соглашений. В целом, на ПМЭФ было подписано около 100 соглашений в сфере IT и связи. Только компания МТС подписала на форуме около десятка, среди которых партнерство с Nokia, SAP, Huawei и несколькими крупными регионами страны. Каждое из соглашений воплотится или уже реализуется в конкретных проектах. Так, целью союза с SAP станет создание центра экспертизы в области интеграционных решений для ритейла. Соглашение с «Энвижн Групп» и Nokia выльется в запуск универсальной платформы для управления объектами IoT. Новая платформа будет работать на открытом коде и позволит использовать ее для интеграции в промышленных условиях и для IT-клиентов. Партнерство с Huawei повлечет создание единой мультимедийной платформы для развития всех телевизионных продуктов МТС, включая мобильное, кабельное, спутниковое телевидение и IPTV.
Что касается дискуссионной части цифровой повестки ПМЭФ, то представители телекома также обсуждали вполне конкретные вопросы: правовое регулирование, тренды развития цифровых сервисов, технологии альянсов и партнерства. Что касается взгляда за горизонт, то даже отдаленные прогнозы в свете стремительных технологических изменений звучали реалистично.
«Чтобы телеком-дерево росло и приносило плоды, его нужно прививать. И хотя я не думаю, что в ближайшем времени появится единая платформа для всех сервисов, несколько крупных платформ для разных направлений надо пытаться создать и развить. Среди перспективных больших рынков – индустриальная автоматизация и Интернет вещей». — отметил Алексей Корня, президент компании МТС.